МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ
ФАКУЛЬТЕТ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА И ЖУРНАЛИСТИКИ
КАФЕДРА КНИГОВЕДЕНИЯ И ПРОПАГАНДЫ КНИГИ
Курсовая работа по истории книжного дела
"История цензуры в СССР"
Москва
2009
Содержание
Введение
1. Формирование советской цензуры
1.1 Общественно-политическая обстановка в стране
1.2 Военная цензура
2. Характеристика работы партийных издательств
2.1 Государственное издательство
2.1.1 Функции Госиздата
2.1.2 Положение частных издательств
2.1.3 Цензура в первые годы Нэпа
2.2 Главное управление по делам литературы и издательств
2.2.1 Функции Главлита
2.2.2 Цензура рекламы
2.2.3 Цензура зарубежных изданий
2.2.4 Цензура церковной литературы
2.2.5 Отделы специального хранения
Заключение
Библиографический список
Введение
Свобода слова – одна из проблем, которую можно назвать вечной, так как во все исторические времена для общества она оставалась и остается наиболее актуальной. Человек всегда не доволен тем количеством свободы слова, которое ему дает власть. В любом государстве не вся информация поддается гласности, что подтверждает наличие различных тайн: государственной, военной, партийной.
Циркулирующие потоки информации в обществе регулирует такой государственный институт, как цензура.
Цензура есть форма ограничения властью свободы слова, свободы печати, телевидения и других средств массовой информации.
У русской цензуры до 1917 года сложились определенные традиции, были выработаны разнообразные ее виды и формы, нацеленные на охрану основ государства, его институтов, ограничение свободы слова и доступа к различного рода информации, подавления инакомыслия. Советская цензура, которая долгое время официально якобы не существовала, вобрала в себя весь этот накопленный в прошлом опыт с его плюсами и минусами.
Цель моей работы заключается в том, чтобы проанализировать историю цензуры в тот период, когда она приобретает тотальный характер, то есть в период советского диктата.
В связи с целью, были поставлены основные задачи: обозначить работу основных институтов цензуры, проследить процесс централизации ее в руках правящей партии.
Выбранная мною тема интересна тем, что охватывает при изучении не только культурную жизнь общества, но и политические изменения, происходившие в данный период. Вопросы организации цензуры с самого начала образования советской России находились в поле внимания руководящих органов коммунистической партии. Именно они, в конечном счете, решали все вопросы этого ведомства.
Для работы над темой, в качестве основного материала, была использована книга Г.В. Жиркова «История цензуры в России XIX–XX вв.». В ней автор показывает развития отечественной печати и характер ее взаимоотношений с цензурой в различные периоды существования нашего государства.
Книга А.В. Блюма «Советская цензура эпохи большого террора», основанная на секретных бюллетенях Главлита СССР. А также и другие его работы, касающиеся советской цензурной политики.
«Цензура в России: история и современность» в двух частях М.Б. Конашева. В этих книгах собраны материалы различных конференций по вопросу изучения цензуры.
В качестве дополнительного материала мной была использована «История книги: хрестоматия. ЧастьII», в которой можно найти справочные данные о книгоиздании в СССР, а также Декреты Советской власти.
1. Формирование советской цензуры
1.1 Общественно-политическая обстановка в стране
Русская революция 1917 года привела к коренным преобразованиям во всех сферах жизни народов СССР и явилась главной предпосылкой невиданных темпов развития книгопечатания, сделав печатный станок основным «идеологическим оружием».
На первом же заседании правительства 9 ноября 1917 года был утвержден Декрет о печати, который сыграл решающую роль в становлении советской книги. Так как сразу же в руки победившего пролетариата были переданы частные типографии, и более чем на семь десятилетий определилось отношение социалистического государства к книжному делу как к отросли, с помощью которой можно влиять на массовое сознание.
10 ноября 1917 года Декрет был опубликован в «Газете Временного рабочего и крестьянского правительства», «Известиях», «Правде». Закрытию подлежали «органы прессы: 1) призывающие к открытому сопротивлению или неповиновению Рабочему и Крестьянскому правительству; 2) сеющие смуту путем явно клеветнического извращения фактов; 3) призывающие к деяниям явно преступного, т.е. уголовно-наказуемого характера»[1].
В СССР провозглашалось «социально-политическое и идейное единство общества», а идеологический плюрализм отвергался в принципе: «ленинская партия непримиримо выступает против любых взглядов и действий, противоречащих коммунистической идеологии»[2].
Следующим важным шагом советской власти по устранению инакомыслия был Декрет о революционном трибунале печати, принятый Совнаркомом 28 января 1918 года. Он состоял из трех лиц, избиравшихся Советом не более чем на 3 месяца. Характерной чертой трибунала была широкая гласность его работы. Весь ход его деятельности освещался в прессе.
Декрет определял целую систему наказаний, включая штрафы, лишение свободы, политических прав, национализацию типографий и полиграфического имущества лиц, привлеченных к суду. Большинство этих наказаний стало использоваться на практике. К примеру, газеты: «Петроградский голос», «Вечерние огни», «Новые ведомости» – были оштрафованы на 5 тысяч рублей; «Новая газета», «Наш век», «Сведения о Латвии» – на 10 тысяч рублей. Трибуналами были закрыты газеты: «Новая жизнь», «Дело народа», «Луч», «Заря», «Знамя борьбы».
В общей сложности с октября 1917 года по июнь 1918 года были закрыты более 470 оппозиционных газет.
1.2 Военная цензура
В молодой Советской республике военная цензура была введена не сразу. 20 января 1918 года было учреждено Петроградское областное управление военно-почтово-телеграфного и пограничного контроля, переименованное в том же году в Военный контроль. Его основная задача заключалась в просмотре двух газет («Известий Наркомвоена» и «Известий ВЦИК»), цензуре телеграмм РОСТА и создании оперативной сводки.
6 октября 1918 года при Полевом Штабе Реввоенсовета Республики (РВСР) был создан военно-цензурный отдел. Издатели газет, журналов, рисунков, фотографических, кинематографических снимков и прочих произведений печати, заведующие телеграфными, почтовыми и телефонными установлениями обязаны были представить данному отделу весь материал для проверки.
И лишь 23 декабря 1918 года вышло «Положение о военной цензуре», подписанное Л.Д. Троцким, которое гласило, что «в целях сохранения военной тайны учреждается Военная Цензура»[3]. В документе определялись ее задачи и структура, основным звеном которой являлись военно-цензурные отделы.
Положение о военной цензуре ежегодно обновлялось и совершенствовалось. По документу, утвержденному РВС Республики 10 августа 1920 года, отделения почтово-телеграфного контроля были переданы из военно-цензурного отдела Основным отделам ВЧК. Вновь организованному Управлению военной цензуры было поручено выполнять предварительный и последующий просмотр всех произведений печати, фото и кинематографических снимков, планов, чертежей и рисунков, контроль над публичными лекциями, просмотр печатного материала при вывозе за границу РСФСР. В 1920 году всего насчитывалось 82 военно-цензурных отделения.
Само наличие такой цензуры в условиях отсутствия четко прописанного законодательства вызывало многочисленные столкновения органов военной цензуры с редакторами партийных и советских изданий и различными партийно-советскими учреждениями. Отражением этих противоречий стала следующая формулировка в резолюции «О партийной и советской печати», принятой VIII съездом РКП (б): «Военная цензура должна быть введена в строгие рамки вопросов оперативного и военно-организационного характера»[4].
2. Характеристика работы партийных издательств
2.1 Государственное издательство
2.1.1 Функции Госиздата
В мае 1919 года, в Москве, при Наркомпросе РСФСР было образовано Государственное издательство РСФСР [Госиздат, Гиз]. Оно объединило в себе аппараты издательств ВЦИК, Московского и Петроградского советов, ЛИО Наркомпроса и других кооперативных изданий. Именно с образованием Госиздата был совмещен процесс централизации цензуры.
«Вся издательская деятельность всех народных комиссариатов, отделов Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и прочих советских учреждений, поскольку она касается общеполитических и культурных вопросов, подчиняется Государственному издательству, каковому предоставляется право осуществлять эту издательскую деятельность непосредственно или оставить за указанными учреждениями, под своим контролем».
Во главе Госиздата был поставлен публицист и критик В.В. Воровский. Редакционная коллегия состояла из Н.И. Бухарина, В.И. Невского, М.Н. Покровского, И.И. Скворцова-Степанова.
Вместе с обычными издательскими функциями Госиздату предоставлялись совершенно беспрецедентные права контроля и цензуры над всем печатным процессом страны. Все издательства были обязаны предоставлять для предварительной цензуры тематические планы и финансовые сметы, рукописи подготовленных к печати книг.
2.1.2 Положение частных издательств
Особенно жесткой цензуре со стороны правительства и Госиздата подвергались частные и кооперативные издательства. Планируя возможный переход к новой экономической политике, советская власть ставила задачу не полное уничтожение частной печати, а подчинение ее государственному руководству, введение ее в русло государственного капитализма.
Однако в целом политика Госиздата для частных и кооперативных издательств имела больше негативные последствия. Если эти предприятия в 1919 году выпустили пятую часть всей книжной продукции Республики, что составляло 19,81%, то в 1920 году – лишь 5,87%.
В июне 1920 года Госиздат возглавил И.И. Скворцов-Степанов, позже председателем главной редакционной коллегии был назначен Н.Л. Мещеряков. После чего политика Госиздата в отношении частных фирм еще более ужесточилась.
Позднее, Руководителями Госиздата был подготовлен отчет, для VIII Всероссийского съезда Советов, в котором они замечают, что Госиздат «не может предоставить типографские средства и бумагу на перепечатку художественных произведений, которые и до революции имели ограниченное значение, на издание научных и философских работ, которые дышат буржуазной ограниченностью и к тому же по своему общему характеру найдут крайне малочисленных читателей». В отчете также была высказана мысль о том, что частные предприятия платят авторам гонорары больше Госиздата, чем подрывают его экономическую базу и авторитет. Поэтому лучше было бы все частные фирмы закрыть. Этим ГИЗ избавился бы от конкурентов и содействовал сокращению развития инакомыслия, борьба с которым началась еще при В.В. Воровском.
Он в свое время возражал против выпуска издательством «Колос» сборника статей «Памяти Лаврова», так как в качестве авторов предполагались П.А. Кропоткин, П.А. Сорокин, Г.Г. Шпет, Э.Л. Радлов и другие. То есть лица, «оппозиционно настроенные по отношению к Советской власти». В марте 1920 года Госиздат запретил издавать сочинения Н.К. Михайловского как «несвоевременные» и рекомендовал «употребить бумагу на печатание литературы агитационного характера».
Цензурным преследованиям подвергались не только деятельность народников (кооперативное издательство «Колос»), но и эсеров, анархистов, меньшевиков. Уже в этот период цензура использовалась как средство партийной борьбы. Особенно контролировалось издательство Союза анархо-синдикалистов «Голос труда». Им запретили печатать 4-й и 5-й тома сочинений М.А. Бакунина, работы П.А. Кропоткина «Государство и его роль в истории», «Анархия». Позднее «Голос труда» обратился в Госиздат с просьбой отпустить бумагу на издание трех книг П.А. Кропоткина. На что был получен отказ.
Произвол Госиздата и его цензурная политика вызвали волну протеста со стороны интеллигенции. Она захлестнула Всероссийский союз писателей, Союз Петроградских книжных издательств, московские кооперативные издательства, П.А. Кропоткина, М. Горького, постоянно отстаивавшего автономию издательств.
9 декабря 1920 года состоялась первая конференция московских кооперативных издательств, на которой политика Госиздата была подвергнута резкой критике. Конференция прямо заявила, что такая политика ведет к ликвидации кооперативных издательств, и предлагала особым законодательным актом обеспечить кооперативным издательствам право на существование, сохранив их функции и технический аппарат, который хотел забрать Госиздат.
22 декабря 1920 году с открытым письмом к VIII Всероссийскому съезду Советов обратился М. Горький, который считал, что Госиздат работает плохо и без плана, печатает то, что не надо, происходит сокращение частного предпринимательства. На другой день, 23 декабря, в печати появилось открытое письмо к этому же съезду П.А. Кропоткина, вставшего на защиту кооперативных издательств и подчеркнувшего, что именно в них с