Часть 1
Сложные ситуации, проблемы… Кто из нас не задает себе вопросы «как быть?» и «что делать?» Задаем. И часто. И сами пытаемся как-то разрешить сложившиеся трудности. А если не получается, то прибегаем к помощи других. Нет денег — будем доставать, нет работы — будем искать. Но это все внешне. А вот с внутренними проблемами сложнее. Признаваться в них не хочется зачастую даже самому себе. Больно. И неприятно. А самоедство и самобичевание все равно не помогут.
Люди по разному реагируют на свои внутренние трудности. Одни подавляют свои склонности, отрицая их существование. Другие — «забывают» о травмирующем их событии. Третьи — ищут выход в самооправдании и снисхождении к своим «слабостям». А четвертые стараются исказить реальность и занимаются самообманом. И все это так искренне: искренне «не видят» проблему, искренне «забывают» о причинах… Но к какому бы способу не прибегали бы люди, защищая свою психику от болезненных напряжений, помогают им в этом защитные механизмы.
Что же такое защитные механизмы?
Впервые этот термин появился в 1894 г. в работе З. Фрейда «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы Эго против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. А проще говоря, механизм психологической защиты связан с изменением иерархии неосознаваемых и осознаваемых компонентов системы ценностей личности и ее реорганизацией. То есть этот механизм направлен на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить психологически травмирующие моменты. Так, например, Лиса из известной басни пыталась объяснить себе, почему она не хочет этот спелый виноград. Уж лучше объявить его незрелым, чем признаться (даже себе) в своей несостоятельности его достать.
Таким образом, можно сказать, что защитные механизмы — система регуляторных механизмов, которые служат для устранения или сведения до минимальных негативных, травмирующих личность переживаний. Эти переживания в основном сопряжены с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта. Ситуации, порождающие психологическую защиту, характеризуются реальной или кажущейся угрозой целостности личности, ее идентичности и самооценке. Это субъективная угроза может, в свою очередь, порождаться конфликтами противоречивых тенденций внутри личности, либо несоответствием поступающей извне информации, сложившейся у личности образу мира и образу Я.
Механизмы защиты направлены, в конечном счете, на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и образа мира. Это может достигаться, например, такими путями как:
устранение из сознания источников конфликтных переживаний,
трансформация конфликтных переживаний таким образом, чтобы предупредить возникновение конфликта.
Г.Тарт считал, что психоаналитическая теория, которая очень подробно изучала защитные механизмы, показывает, что мы использует эти механизмы в тех случаях, когда у нас возникают инстинктивные влечения, выражение которых находится под социальным запретом (например, несдерживаемая сексуальность). Перенесенные внутрь нас самих запреты, существующие в нашей культуре, обычно относятся к тому, что называется Сверх-Я. Сильный Сверх-Я может наполнять нас чувством тревоги и страха, когда мы начинаем думать о запрещенных действиях, не говоря уже о тех случаях, когда мы пытаемся совершать эти действия. Защитные механизмы, из-за которых мы не осознаем запрещенные влечения, предотвращают атаку со стороны «Сверх-Я». Защитные механизмы выступают также в роли буферов по отношению к нашему сознанию тех разочарований и угроз, которые приносит нам жизнь. Хотя наиболее явно эти защитные механизмы проявляются у людей, которых называют невротиками и психотиками, они также в большой степени непреднамеренно используются нормальными людьми».
С этим согласен Ф.Б.Бассин, считающий психологическую защиту механизмом функционирования нормальной психики, который предупреждает возникновение разного рода расстройств. Это особая форма психологической активности, реализуемая в виде отдельных приемов переработки информации в целях сохранения целостности Эго.
В тех случаях, когда Эго не может справиться с тревогой и страхом, оно прибегает к механизмам своеобразного искажения восприятия человеком реальной действительности. Защита психологического механизма является по существу способами искажения реальности (самообмана): Эго защищает личность от угрозы, искажая суть самой угрозы. Все механизмы психологической защиты искажают реальность с целью сохранения психологического здоровья и целостности личности. Они формируются первоначально в межличностном отношении, затем становятся внутренними характеристиками человека, то есть теми или иными защитными формами поведения. Следует заметить, что человек часто применяет не одну защитную стратегию для разрешения конфликта или ослабления тревоги, а несколько.
Сегодня известно свыше 20 видов защитных механизмов. Среди них можно назвать регрессию, отрицание, рационализацию, проекцию, ретрофлексию, идентификацию, изоляцию, сублимацию, подавление и другие. Несмотря на различия между конкретными видами защит их функции сходны: они состоят в обеспечении устойчивости и неизменности представлений личности о себе.
Итак, рассмотрим некоторые виды защитных механизмов.
Вытеснение — наиболее универсальное средство избегания внутреннего конфликта. Это сознательное усилие человека предавать забвению фрустрирующие впечатления путем переноса внимания на другие формы активности, нефрустрационные явления и т.п. Иначе говоря, вытеснение — произвольное подавление, которое приводит к истинному забыванию соответствующих психических содержаний.
Одним из ярких примеров вытеснения можно считать анорексию — отказ от приема пищи. Это постоянно и успешно осуществляемое вытеснение необходимости покушать. Как правило «анорексивное» вытеснение является следствием страха пополнеть и, следовательно, дурно выглядеть. В клинике неврозов иногда встречается синдром нервной анорексии, которой чаще подвержены девушки возраста 14 - 18 лет. В пубертатный период ярко выражаются изменения внешности и тела. Оформляющуюся грудь и появление округлости в бедрах девушки часто воспринимают как симптом начинающейся полноты. И, как правило, начинают усиленно с этой «полнотой» бороться. Некоторые подростки не могут открыто отказываться от еды, предлагаемой им родителями. А по сему, как только прием пищи окончен, они тут же идут в туалетную комнату, где и мануально вызывают рвотный рефлекс. Это с одной стороны освобождает от грозящей пополнению пищи, с другой — приносит психологическое облегчение. Со временем наступает момент, когда рвотный рефлекс срабатывает автоматически на прием пищи. И болезнь — сформирована. Первоначальная причина болезни успешно вытеснена. Остались последствия. Заметим, что такая нервная анорексия — одно из трудно излечимых заболеваний.
Рационализация — это нахождение приемлемых причин и объяснений для приемлемых мыслей и действий. Рациональное объяснение как защитный механизм направлено не на разрешение противоречия как основы конфликта, а на снятие напряжения при переживании дискомфорта с помощью квазилогичных объяснений. Естественно, что эти «оправдательные» объяснения мыслей и поступков более этичны и благородны, нежели истинные мотивы. Таким образом, рационализация направлена на сохранение статуса кво жизненной ситуации и работает на сокрытие истинной мотивации. Мотивы защитного характера проявляются у людей с очень сильным Супер-Эго, которое, с одной стороны вроде бы не допускает до сознания реальные мотивы, но, с другой стороны, дает этим мотивам реализоваться, но под красивым, социально одобряемым фасадом.
Самым простым примером рационализации может служить оправдательные объяснения школьника, получившего двойку. Ведь так обидно признаться всем (и самому себе в частности), что сам виноват – не выучил материал! На такой удар по самолюбию способен далеко не каждый. А критика со стороны других, значимых для тебя людей, болезненна. Вот и оправдывается школьник, придумывает «искренние» объяснения: «Это у преподавателя было плохое настроение, вот он двоек и понаставил всем ни за что», или «Я же не любимчик, как Иванов, вот он мне двойки и ставит за малейшие огрехи в ответе». Так красиво объясняет, убеждает всех, что сам верит во все это.
Люди, пользующиеся рациональной защитой стараются на основании различных точек зрения построить свою концепцию как панацею от беспокойства. Заранее обдумывают все варианты своего поведения и их последствия. А эмоциональные переживания часто маскируют усиленными попытками рационального истолкования событий.
Проекция — подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку. Этот защитный механизм является следствием вытеснения. Благодаря вытеснению влечения подавлены и загнаны вновь внутрь. Но здесь они не перестают оказывать свое влияние. Этот внутренний конфликт сохраняется, и значит существует возможность того, что этот конфликт вырвется наружу, будет "обнародован". А бить по себе, давить свои желания — это трудно и больно. В этом случае, вытесненные у себя желания проецируются на другого. И индивид, «не замечая» своих желаний, видит их у других, горячо осуждает и негодует по поводу их наличия в другом человеке.
Проекция легче осуществляется легче на того, чья ситуация схожа с проецирующим. Так, соседка – старая дева будет горячо осуждать распущенную молодежь (особенно девушек) с ее сексуальными пристрастиями (ведь она сама-то как раз этого-то и лишена, а желания и страсти где-то в глубине душе бродят). Но еще более горячо она осудит свою же «подружку по лавочке», такую же одинокую, как и она сама: «Мол-де, характер у нее такой ужасный, что никто замуж не взял, да и подруг у нее настоящих нет, вот и кукует всю жизнь одна».
По тому же механизму проекции жена, которая на самом деле внутренне готова изменить мужу, будет ревновать его к каждой юбке. И скорее объявит мужа бабником, чем признается самой себе в своем скрытом желании заиметь роман на стороне. Не даром же самые жуткие подозревающие всех и вся собственники именно гулящие особы.
Человек, пользующийся защитным механизмом проекция, часто убежден в чужой непорядочности, хотя сам в тайне склонен к этому. Иногда жалеет, что не обманывал людей, когда была такая возможность. Склонен к зависти, к поиску негативных причин успеха коллег, окружающих. Именно про таких людей говорят: «В чужом глазу соринку замечает, а в своем и бревна не видит».
Отрицание — это попытка не принимать за реальность нежелательные для себя события. Примечательна способность в таких случаях «пропускать» в своих воспоминаниях неприятные пережитые события, заменяя их вымыслом. Как защитный механизм, отрицание состоит в отвлечении внимания от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недоступными для сознания.
Так, многие люди боятся серьезных заболеваний. И скорее будут отрицать наличие даже самых первых явных симптомов, чем обратятся к врачу. А по сему болезнь прогрессирует. Этот же защитный механизм срабатывает, когда кто-нибудь из семейной пары «не видит», отрицает имеющиеся проблемы в супружеской жизни. И такое поведение не редко приводит к разрыву отношений.
Человек, который прибегнул к отрицанию, просто игнорирует болезненные для него реальности и действует так, словно они не существуют. Будучи уверенным в своих достоинствах, он пытается привлечь внимание окружающих всеми способами и средствами. И при этом видит только позитивное отношение к своей персоне. Критика и неприятие просто игнорируются. Новые люди рассматриваются как потенциальные поклонники. И вообще, считает себя человеком без проблем, потому что отрицает наличие трудностей /сложностей в своей жизни. Имеет завышенную самооценку.
Идентификация — бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и не доступных, но желательных для себя. Этот механизм помогает усвоению социальных норм, в понимании человека человеком, в сопереживании людьми друг другу. Так, этот механизм срабатывает, когда подросток желает походить на выбранного им Героя. Поступки, черты характера Героя он идентифицирует со своими.
Известную роль играет идентификация в Эдиповом комплексе. Маленькие дети постепенно взрослеют. А самые наглядные примеры взрослых, с которых можно скопировать поведение, манеры и т.д. — это близкие. Так, девочка бессознательно старается походить на свою мать, а мальчик — на своего отца.
Как было замечено ранее, человек часто применяет несколько защитных стратегий для разрешения конфликта. Но существуют предпочтения тех или иных защит в зависимости от типа проблемы. Например, наиболее часто к защитному механизму по типу отрицание прибегают, когда затрагиваются личные, семейные, интимные проблемы, или возникает проблема одиночества. А вот в родительско - детских и партнерских отношениях чаще используют стратегию проекции (хотя ее же можно встретить и при наличии личных и интимных конфликтов).
Такое разделение использования защитных механизмов чаще встречается у людей возраста 20-35 лет. Это можно объяснить следующим образом. В этот период (20-35 лет) по Э. Эриксону идет становление эго-идентичности. Молодые люди переходят на стадию развития, содержание которой — поиск спутника жизни, желание тесного сотрудничества с другими, стремление к близким дружеским связям с членами своей социальной группы. Молодой человек готов к близости, он способен отдать себя сотрудничеству с другими в конкретных социальных группах и обладает достаточной этической силой, чтобы твердо придерживаться такой групповой принадлежности, даже если это требует значительных жертв компромиссов.
Опасность же этой стадии представляет одиночество, избегание контактов, требующих полной близости. Такое нарушение, по мнению Э. Эриксона, может вести к острым «проблемам характера», к психопатологии. Если психический мораторий продолжается и на этой стадии, то вместо чу