Леонид Ашкинази
1. Наши проблемы
Первая проблема образования, связанная с взаимодействием с остальным обществом: насколько унифицированным или специализированным оно должно быть. Решение этого вопроса всегда отягощено идеологией, как любовь - СПИДом, потому что отход от унификации влечет не только специализацию, но и элитаризацию - появление школ, которые лучше, потому что учат тех, кто учится лучше. Сила коммунистической идеологии состоит (в частности) в том, что правильную вещь - равенство возможностей - она "популизовала" в равенство результатов и позвала бездельника к топору. Начало конца наступает тогда, когда умный подлец становится во главе обманутой толпы. Разумеется, равенства результатов не было, потому что его не бывает никогда, а равенства возможностей не было и нет, потому что его не может быть в нищей стране.
Весь научный и технический прогресс базируется на среднем уровне и высших достижениях, а мировое господство требует прогресса хотя бы в некоторых областях, поэтому "достижительный" сектор (например, спецшколы) в советское время существовал, но идеология равенства позволяла властям держать этот сектор за горло, и, следовательно, эффективно им управлять. Идеология, вбитая в головы - и сердца! - умирает только с ее носителями: по сей день раздаются крики "у нас все равны" и призывы мочить тех, кто чего-то (естественно, странного) хочет. Сегодня, впрочем, большая часть криков исходит не из сердец, а из кошельков: кричат то, на чем надеются срубить немного бабок по-быстрому. Не секрет, чем покупали тех, кто потом шел вместе, и сколько стоило поприсутствовать на их митинге.
Власть мыслящих людей с точки зрения физики неустойчива - из гуманизма они начинают поддерживать серятину, которая в итоге их сжирает; власть серости же устойчива - уничтожая все, что не марширует в едином строю, серость стабилизирует свою серую систему. США, Канада и Австралия возникли искусственным путем, и в смысле поощрения индивидуальности они должны принципиально отличаться от прочих стран. Аналог в СССР - Сибирь: если сегодня разделить РФ по Уральскому хребту, Сибирь через одно-два поколения может встать в названный выше ряд. Несмотря на климат...
Поэтому вопросы унификации-специализации могут конструктивно обсуждаться только при четком разделении вопросов специализации и элитаризации, при определении "долговечности" специалистов разной степени специализации в разных сферах деятельности, и вместе с вопросами продолжения образования. Возможно, если система непрерывного образования есть и легко доступна, то оптимальная степень специализации возрастает. Конкретных вариантов специализации много - вариабельность программ, факультативы, деление всех школ на типы, профилизация классов и школ. Анализировал ли кто-нибудь эти варианты, сравнивал ли их эффективность и стоимость, где бизнес-план господ реформаторов, где его независимая экспертиза? Владелец ларька, беря у оптовика ящик колбасы, осматривает его придирчивее, чем общество - реформу, которая затронет каждого четвертого.
Если проблема унификации-специализации решена, то - и только после этого - можно обратиться к проблеме содержания образования: чему учить и как делить на предметы, как должны взаимодействовать предметы между собой и с жизнью. И, наконец, проблема методики - как учить. Соединять и разъединять можно сколько угодно, но еще ни одна интегративная "утка" не научила человека ни биологии дыхания, ни физике плавания. Аргумент "в природе все вместе" - демагогия. В природе-то вместе, но человечество потратило века, чтобы разобраться в утке, создало науки, которые ее изучают, и - дура это человечество, правда? - отделило физику от биологии. Чтобы понять, как плавают - и утка, и "Курск", и как дышат - и утка, и человек. Создав интегративный курс, мы пытаемся заставить школьника самого проделать тот путь, который проделала наука за века.
Насчет методики обучения. Представьте себе: приходит директор завода в цех и начинает учить токаря точить валик чертеж такой-то. Во-во... Так какому гению пришла в голову гениальная идея учить учителей учить? Послушайте, что говорят учителя о методистах - Барлог белым и пушистым покажется. В такой ситуации даже методист, который - ну, поверьте в чудо, пожалуйста, - может сам провести урок в 10 Б, - даже он ничего не сможет дать учителю, кроме повода для зубовного скрежета. Максимум, что на самом деле можно сделать в этом направлении, - это издавать газеты и журналы обмена опытом и бесплатно рассылать их по школам, каждому предметнику на стол или в почтовый ящик, и гонорары авторам платить, да побольше. Нет, это не цинизм - это реализм. И вот почему.
2. Критика критической критики
Особые эмоции вызывают ситуация, когда по каким-то международным тестам российские школьники оказываются не на первом месте. Ясное же дело, что тесты эти плохие, проверяют не то, и не так, и не тем способом. Особенно забавно, когда математик и академик начинает критиковать тест по физике, немедленно демонстрируя, что не знает школьной программы. Ибо сообщает, что упрощенный ответ, признанный составителями правильным, на самом деле ошибочен, а правилен другой, более точный - но который российские школьники знать не обязаны. Конечно, академику и математику знать школьную программу по физике не обязательно, но на самом-то деле, ответ, предлагаемый им как правильный, тоже не точен. Так что и с физикой у академика не все в порядке. Да и с логикой - ибо он сообщает, что тесты плохи тем, что предписывают школьнику, что он должен знать и - внимание - чего он знать не должен. Зато эмоций - море. Причем критику обычно вызывают те ситуации, когда российские результаты оказываются не лучшими. Уже это говорит, что дело не в существе вопроса, а в амбициях.
Об образовании много пишут, причем больше всего - критикуют имеющуюся ситуацию и действия властей. При этом пишущие и часть читающих не понимают - или делают вид, что не понимают, - по крайней мере, двух важных вещей. Есть природные закономерности, критиковать которые бесполезно. Ну правда же, очень плохо, что ускорение свободного падения равно 9,8 м/с2! Другое дело, что если подобный визг доставляет визжащему удовольствие и если бы он визжал, ясно понимая, что это самоудовлетворение, - то, как и считают врачи, на доброе здоровье. Другое дело, что этот визг закрепляет дурость у визжащего, дурачит других людей локально и делает их дураками пролонгированно - но не будем вдаваться в патер- и матернализм. Нас в гувернеры не приглашали.
Второе важное непонимание критиканов - где именно лежит граница между волей властей и природными закономерностями. Разумеется, эта граница не вполне четка или, если вы не боитесь наморщить лобик, границы этой нет вообще, а есть структура, "дерево решений", в котором есть и закономерности, и воля. Но на уровне ведущихся дискуссий все просто - людям удобнее вешать всех... репейников на властей. Сие гармонично согласуется с остальными частями психики - становится не нужно думать о закономерностях и становится ясно, кого ругать.
Сложность участия в дискуссиях и каких-либо обсуждениях, очных или заочных, состоит вот еще в чем. Люди, для которых СМИ являются трибуной, обычно не отвечают на конкретные вопросы - типа сколько программистов может быть трудоустроено в 2010 году и какая их часть (пожалуйста, в %) должна будет знать SQL. Ибо ответов на эти вопросы они не знают; ответ - да еще с оценкой точности - получить можно, но это требует не маленькой работы, да и уважаемому СМИ этот ответ не нужен. Потому что он не нужен большинству читателей! Им нужны либо "поглаживания" типа - спи спокойно, дорогой товарищ, там, где "люди никогда не спят", обо всем уже подумали. Либо прямо противоположное - все гады, негодяи, взяточники, воры, дураки и т.д. Соответственно, выступающие обычно не говорят что-либо конкретное, а доводят до нас взгляд и нечто. Спорить с этим бесполезно - он думает так, я думаю иначе, ты - еще иначее. Ну и что? Все иначия стоят одно другого, вдобавок он - академик.
Причем во многих случаях он еще или политикан, или дурак. Дадим определения, чтобы никто не обижался зря. Политикан - это человек, который сознательно врет или искажает картину, чтобы ему поверили. Например, желая, чтобы слушатели усомнились в неких взглядах, он сообщает, что их придерживаются "плохие дяди". Примеров много, причем с учетом текущего состояния ментальности дорогих россиян - они вполне систематичны. Если надо обругать любой элемент реформы образования, надо сообщить, что именно это уже есть в США и, как заклинание, сотый раз произнести, что американские студенты не могут разделить 111 на 3. Другой вариант - сообщить, что элементом реформы является создание "трудовых армий", которые были в фашистской Германии и есть в израильских киббуцах (кроме того, что это вранье, это еще и попытка игры на комплексах). А дурость - это совсем не интересно, это когда врут просто так. Но и то, и это немедленно "маркирует" автора взглядов, отталкивает и от него, и от его взглядов мыслящих и информированных читателей и привлекает совсем других. Кстати - понимают ли это редакторы изданий? Не хочется называть авторов этих глупостей и уж тем более не хочется оспаривать их взгляды и мнения, с некоторыми из которых мы все же согласны. Умные вещи говорят и "плохие" дяди...
Единственное, что можно посоветовать в такой ситуации, - читать внимательно, тщательно отделяя информацию от мнений, причем информацию по возможности проверять, а обнаружив вранье, осознавать, что автор может соврать в любом месте, но скорее всего - в том, что работает на его теорию. Увы, так устроен человек.
3. Состояние системы
Посмотрим, чем и кем мы сегодня располагаем. И прошу не обижаться. Как сказано у Стругацких, "- А я тебя не обижаю... Я тебя назвал". Начнем с родителя. Родителю сегодня надо, чтобы дитя не кололось и не трахалось без резины. Это программа-минимум, так что ан масс родители будут за решетки на окнах школ и круглосуточное стойловое содержание. То, что это не решит никаких проблем, они не понимают, спасибо телевидению - сделало их дебилами. Кто-то думал, что двоемыслие советских времен - это хуже всего? Ээ, батенька, это с чем сравнивать, сказал бы В.И. Вот, к примеру, безмыслие - ну как, оно лучше? Ну, а программа-максимум для родителя - нормальная работа или нормальная учеба после школы. Так что позиция родителя понятна - он за профтех, если к станку, и за подготовку в вуз, если туда. Что он для этого сделает - обсудим чуть ниже. Интеллигентов с двумя высшими, которые грамотно фразу с придаточным предложением построить могут - ласкаво просимо отойти в сторонку. Не пейте, не курите, берегите здоровье, скоро вас в зоопарке показывать будут. "Конфеты интеллигентам не кидать", простите - "Водку интеллигентам не наливать". Вы, небось, детям Стругацких и Лема на ночь читаете, а не Слепого с Бешеным? Ну, воля ваша. Я бы ребеночка пожалел. Ему жить...
Школьник. Ему надо, чтобы от него отстали. Училку он воспринимает немного в тумане. Учебник - да, помню, с мамкой ходили в магазин, чего-то покупали. Где - а не помню, задевал куда-то. Может, Петьке дал, он свой потерял. Или это он мне дал? Не, не помню. Армия? Ну, родаки чего-нибудь придумают. Работать? Ну, а чо? Можно и работать. Институт? Можно... Готовиться? Это как? Во, какие у Петьки мокасы! Где взял? Ой, девочки, какой лак интересненький, а Таньку вчера видели, с этим придурком Петькой, а вчера по телику... пацаны, я игруху новую добыл, айда за пивом, а слышали... Петька... ну!...а, мент приходил... а вот, в 10 Б есть такой... ага, Дылда... ну, в сторону с ним отойдешь, он даст, у него есть... не, первую бесплатно... Как сказано у Шварца - "Я тебе открою секрет. Народ - он живет своей жизнью".
Этот жаждущий знаний взгляд, который ты, учитель, "видишь в своих горячечных снах землянина" - это один на сто. В элитной школе - то есть школе при вузе - один на десять. Чтобы школьники ХОТЕЛИ учиться, нужно одно из двух - или ящик должен круглые сутки не про памперс с добавкой шолдерса рассказывать, а про советских ученых, которые атомный щит куют. И не тупые рыла и лживые глазенки политиков и этих... как его... юмористов с затейником показывать, а хрупких девушек, которые на мужественных плечах этих ученых виснут. Или чтобы простой кандидат наук зарабатывал вдвое больше, чем простой слесарь. Первое - коммунистический способ, второе - капиталистический. Оба работают не идеально, но лучших не придумано. А пока школьник не хочет, он не будет. "Лошадь можно привести к водопою, но нельзя заставить ее пить." Если ты этого не понимаешь, ты не учитель, а методист.
Теперь учитель. В норме он урок проводит на автомате, как квалифицированный алкаш. Вы что думаете, может нормальный человек одно и то же годами повторять? Мысль одна - дожить до вечера. Директриса не вздрючила - хорошо. С проверкой не приперлись - отлично. Зарплату дали - совсем здорово. Глядишь, а к зиме и ботинки будут, ага! Интерес к работе? Про-о-очитать? Это как? У меня еще вон - стопа тетрадей. Регулярно читают что-то, имеющее отношение к педагогике, не более одной пятой. Написать об опыте? Да что это вы, голубчик, говорите, вы, наверное, так шутите? Ну что, хватит о страшном на ночь, или дальше пойдем? Не, бывают отклонения. Как это криминалисты ласково называют: "отклоняющееся поведение". Или сумасшедший, ну то есть маньяк. Или молодая дурочка из педвуза, с горящми глазами, как же, ЕЕ СЛУШАЮТ. Сильное чувство, признаю; даже склоняю голову. И горят у нее глаза до того черного дня, когда бестолочь на голову выше, разя понятно чем, внятно объяснит, где и на чем он это все видал. А класс не кидается любимую учительницу от урода грудью закрыть, класс живет себе своей жизнью (см. выше).
Кстати. Сейчас об этом поздно говорить, сегодня с путем России все ясно, но когда наши ученики ч