Бученков Д.Е
В период Перестройки в конце 1980-ых годов в СССР наблюдался всплеск молодежных субкультур и рост социально-политической активности граждан вообще. Это было связано с процессами демократизации политического устройства страны и ослаблением контроля за политическим волеизъявлением граждан. В частности в статью 6 Конституции СССР от 1977 было внесено изменение, фактически разрешавшее существование оппозиционным идеологии КПСС (Коммунистической Партии Советского Союза) политическим объединениям(1), в 1989 году была отменена статья 190 УК РФ, предусматривовавшая за участие в `антисоветской организации` лишение свободы на срок до трех или исправительные работы на срок до одного года (2). Был также принят закон `Об общественных объединениях`(3) и ряд других законов(3), очертивших будущее политическое устройство современной Российской Федерации.
Все эти закрепленные изменения, сделавшие политическую систему государства более демократичной (по сравнению с предыдущим периодом) предоставили инициативным группам советских граждан, которые официальный мейдстрим назвал самодеятельными неформальными группам, не опасаясь репрессий реализовать себя в сфере политики как движения оппозиционные КПСС (Коммунистической Партии Советского Союза). Неформальные объединения - это особый термин, который появился в СССР в 1980-ые годы, который стали активно использовать психологи, социологи, культурологи, обозначавший объединения граждан самой разной направленности, созданные вне рамок (а иногда вопреки) общественных учреждений,
В конце 1980-ых, на самый пик так называемого `неформального движения`, который пришелся на 1988-1989 годы, имел место повышенный интерес общества с СМИ к неформальным группам вообще и к так называемым НОМам - неформальным объединениям молодежи(4) в частности. Своеобразие их было в том, что это были группы, никак не вписывающиеся в систему малодемократичного советского государства. Они мало исследовались современными отечественными культурологами, социологами, политологами.
В рамках данной статьи мы хотели бы предложить ни совсем традиционный взгляд на деятельность политизированных неформальных молодежных групп. Они будут интересовать нас не с точки зрения социально-психологической - как группы, в которых подростки проходят `адаптационный период` (хотя социально-психологических моментов тоже придется коснуться), а с точки зрения политологической - как молодежные группы, из которых вызревают политические объединения. Под политизированным НОМом мы будем понимать группу молодых людей 15-28 лет, в которой стремление реализовать себя в сфере политики является преобладающим. Молодые люди чаще объединяются в группы,- потому, что у них, видимо, больше выражена потребность в общении с себе подобными (да и больше возможностей для этого: больше свободного времени и возможность почти каждодневных контактов в школе, университете, училище и пр.) по самым разным причинам,- внутри которых они неосознанно решают свои самые разные психологические проблемы, нам же интересны будут только те из них, где в том числе решаются вопросы их политического самоопределения.
Политизированный НОМ возникает из числа молодежи, получающей образование (из числа студентов и\или старшеклассников) Чаще всего неформальные молодежные группы, нацеленные на выполнение регулярной конструктивной деятельности создаются студентами ВУЗов. Допустим, природоохранное движение или поисковое движение (то есть, движение по поиску незахороненных останков военнослужищих РККА, погибших в период Великой Отечественной Войны), возникшее в нашей стране в 1970-ые годы, в большинстве случаев создавалось студентами ВУЗов СССР (чаще - с биологических или исторических факультетов). Это, безусловно, не является обязательным правилом, однако, условия улицы, стадиона или рок-клуба менее располагают к созданию - именно политизированных молодежных неформальных групп. Улица более располагает к созданию криминальных группировок, рок-клуб - к созданию музыкальных коллективов, а стадион - к созданию фанатских группировок.
Возникнув из числа молодых людей активно интересующихся политикой, получающих образование в учебном заведении, или не так давно его закончивших, политизированный НОМ, первоначально заявляет о себе в форме дискуссионного `кружка`. Вспомним хотя бы кружек `петрашецев` начавший функционировать в Петербурге в 1844 году (до 1849), инициатором создания которого был 23-ех летний Михаил Буташевич-Петрашевский, который посещал Федор Достоевский, или кружек Казанского университета, который посещал студент первого курса Владимир Ульянов в 1887 году, или, кружек анархо-синдикалистов, возникший в Нижегородском университете(4) в 1928 году, или кружек `Община`, возникший в МГПИ (Московский Государственный Педагогический Университет) в 1982 году, из которого в 1989 году вызрела Конфедерация Анархо-Синдикалистов, - которые по разным причинам сыграли разную роль в истории нашей страны , но которые все создавались молодыми людьми, активно интересующимися политикой.
Однажды возникнув, политизированный НОМ, в зависимости от политической ситуации, может быть либо ликвидирован администрацией учебного заведения и репрессивными органами государства на корню, либо - развиваться дальше. Кружек анархо-синдикалистов Нижегородского Государственного Университета был ликвидирован достаточно быстро органами ОГПУ. Двадцать два, примерно из пятидесяти трех, члена так называемой Коммунистической Партии Молодежи, созданной, старшеклассниками в Воронеже в 1948 году, о которой рассказывает поэт и литератор Анатолий Жигулин, также были осуждены и многие стали `врагами народа` и отправились на Колыму(6). Кружек Петрашевцев, как известно, постепенно стал вызревать в политическое объединение заговорнического типа, и в 1849 году многие его участники были арестованы и приговорены к смертной казни. Владимира Ульянова и многих других политически-активных студентов в 1888 году из Казанского университета исключили.
Отдельной особенностью политизированных НОМов, является их радикализм. В большинстве случаев политизированные НОМы, ввиду свойственного молодым людям неприятия `мира взрослых`, обязательно избирают в качестве идеологии достаточно радикальные воззрения - начиная от анархизма и заканчивая ультра-национализмом в самых разных формах.
`Известная часть молодых людей занимает и откровенно оппозиционную позицию, объединяясь в группы с социально-политической направленностью<:>самодеятельные молодежные объединения выступают ни только как одна из форм поиска путей социального утверждения растущих личностей, но и является формой их своеобразной конфронтации с обществом`(16).
Д.И. Фельдштейн, в 1990 еще году выделивший десять причин появления НМО (17), отметил среди них такие, часть которых мы можем отнести только к специфике Перестройки конца 1980-ых годов, а часть вполне применимы и к современному периоду - началу 21 века. Он выделяет следующие 1) отсутствие организованного выхода молодых людей, на реальные дела общества 2) низкая культура официально действующих учреждений, созданных для работы с молодежью 3) особенности возрастного развития личности 4) переживание подростками обыденности жизни 5) ориентация на сверстников(17). Относительно причин появления именно политизированных НОМов, на наш взгляд, наиболее актуальны 1), 2) и 4) причины. Почти все общественные и государственные организации, созданные для работы с молодежью традиционно слабы во влиянии на молодежь (исключением могут являться лишь организации, активно поддерживающиеся государством - например, ВЛКСМ в СССР, или Гитлерюгенд в Третьем Рейхе) и не пользуются у нее авторитетом. Любой молодой человек, завершивший учебу, вынужден `пробиваться`, подыскивая как источники для существования, так и объекты для приложения альтруистичных, бескорыстных потребностей. Работники этих организаций как правило с трудом понимают подростков, их насущные потребности и интересы. Ощущение обыденности и бессмысленности жизни, конечно, свойственно ни только подросткам, но иногда и взрослым, однако, при отсутствии постоянной (или вообще) работы, цели, ощущение неизвестности, неопределенности, `вневременности` существования, в ситуации духовного поиска, оно особенно характерно для молодых людей, в силу их возраста. К этим трем причинам мы добавим еще и свою: политизированный НОМ может появиться в таких условиях, которые направляют внимание молодых людей именно в политику, то есть, значит, он должен появиться ни просто в ВУЗе, а именно - на гуманитарном факультете, или же в ситуации социально-политического катаклизма в обществе. В СССР в начале 1990-ых такой кризис, например, был налицо.
Точкой, с которой можно отсчитывать начало следующего этапа развития политизированного НОМа, является его выход на улицу. На этот момент у НОМа уже может существовать (а может и не существовать) письменный договор, заключенный между его участниками, устав и прочие документы. На наш взгляд, пока НОМ не вышел за пределы ВУЗовского `кружка` он не является политической группой в полном смысле этого слова, вне зависимости от количества участников и наличия или отсутствия уставных документов. К примеру, для студентов того же Казанского Государственного Университета, живших, правда, в другую эпоху такой `дефлорацией`, стал пикет, организованный в честь дня рождения Нестора Махно. Четыре студента этого ВУЗа, назвавшие себя Альянсом Казанских Анархистов 30 октября 1989 года организовали и провели пикет(7). Не важно, что этот пикет был выставлен во втором корпусе университета прямо в фойе(все равно через восемь дней - 7 ноября они вышли на октябрьскую демонстрацию), главное - что это была первая `пиар-акция`, совершенная с целью привлечь к себе внимание, а значит - продемонстрирововавшая желание развиваться дальше.
Выход на улицу далеко не всегда означает появление нового политического движения, или новой политической партии, однако, если этот выход был успешным и произошло увеличение численности НОМа, то это приводит к появлению многих проблем в НОМе, которые могут являться интересным объектом исследований отрасли социологии, занимающейся малыми группами. Процессы, происходящие в политизированном НОМе из 20-30 человек, во многом схожи с процессами происходящими в любой другой малой группе, хотя и имеют свои отличия, которые связаны со спецификой деятельности политизированного НОМа. Один моментов, вытекающий из этой специфики, заключается, на наш взглял, в том, что НОМ, как правило, сознательно пытается увеличить свою численность и работает над этим.
Если на момент своего возникновения НОМ представляет собой группу единомышленников из четырех-десяти человек, то при успешном заявлении о себе даже внутри своей студенческой молодежной среды в течении двух-шести месяцев его численность может увеличиться в двое-трое, а в случаи революционной ситуации, когда время будто бы `сжимается` и многие события начинают происходить с `неуловимой` быстротой, - в десять-двенадцать раз. В этот момент политизированный НОМ может не иметь никакого влияния в политической ситуации в данном населенном пункте, может не иметь общего денежного фонда, однако, столкновение интересов и появление в зачатке оппозиции, которая может возникнуть, при переходе НОМа от стадии группы к стадии влиятельного политического объединения, происходит уже сейчас. Причиной такого столкновения становиться появление второго (или третьего) лидера. Дружеская атмосфера, которая должна царить в НОМе (при ее отсутствии группа быстро распадется), при самых разных различиях возрастов, характеров и пр., способна `гасить` разные психологические конфликты, но как только в группе появляется второе лицо, завоевывающее авторитет, способное последовательно критиковать некоторые шаги и воззрения лидера с этим следует связывать именно с этим новым этапом развития политизированного НОМа. `Второй лидер`, внутренняя (не обязательно деструктивно-направленная) оппозиция появляется именно после выхода группы за пределы первоначальных условий (хотя и не сразу, конечно).
Следующий, третий этап НОМа настает, когда основная инициативная группа, образовавшая его, выходит из студенческого возраста, приближаясь примерно к своему 25-летию и у НОМа появляется своя начальная база (офис, издание журнала или газеты), и постоянные направления социально-политической деятельности, которые он начинает вести. От этого третьего этапа, остается всего один шаг до того, как политизированный НОМ раствориться - то есть, превратиться в более менее заметное политическое объединение (как по количеству членов, так и по географическому охвату, выйдя, возможно, за рамки того населенного пункта или городского квартала, где он сформировался).
Американский анархист, идеолог так называемого либертарного муниципализма Мюррей Букчин (Myrrey Bookchin, г.р. 19 21)(8), так описывает историю одного из политизированных НОМов Канады. `Итак, Росапулос организовал свою группу из 10-15 анархистов, и эта группа оказалась очень стабильной. В конце семидесятых годов Монреаль переживал настоящий ренессанс и стал центром бурлящей социальной активности`(9). Постепенно развиваясь, этот НОМ, в коалиции с другими левыми Монреаля в середине 1970-ых годов создали Монреальское Городское Движение (Montreal Citizens Movement - MCM), в котором анархисты заняли сильные позиции. `На первых выборах МСМ выиграло 10% мест в городском совете и стала второй крупнейшей политической организацией Монреаля`(9). `Анархистская фракция, у которой так было много влияния в МСМ, после вторых выборов (на которых МСМ проиграло), распалась<:>Также как и немецкие зеленые МСМ превратилась в обычную партию`(10). Упоминаемый Букчиным, политизированный НОМ, развился на локальном уровне до влиятельного политического объединения, которое создал в коалиции с другими, политически родственными силами.
В истории социальных движений недавнего прошлого существовали примеры движений почти полностью состоявших из НОМов. Мы имеем ввиду ни только НОМы, появившиеся в СССР в период Перестройки, но и так называемое европейское автономное движение периода конца 1960-ых, 1970-1980-ых годов,