Содержание
1.ВВЕДЕНИЕ
2.ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ
2.1.УЧЕНИЕ НИЦШЕ О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ
2.2.РАЗЛИЧНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ИДЕЙ НИЦШЕ
3.ФАШИЗМ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ
4.ЧТО ТАКОЕ ФАШИЗМ
5.НЕОФАШИЗМ
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.ВВЕДЕНИЕ
Народ не может жить, не помня уроков своей истории. Только на основании опыта, пройденного народом, строятся сегодняшний и завтрашний день… это изречение еще раз подтверждает известную истину о том, что без прошлого нет настоящего и не может быть будущего.
В 1945 году фашизм потерпел сокрушительное поражение: «Победоносно завершилась небывалая в истории по своим масштабам и ожесточенности битва против наиболее реакционной ударной силы империализма- гитлеровского фашизма, ставившего своей целью уничтожение русского государства, установление мирового господства».[1]
Вторая мировая война, развязанная фашистами, принесла человечеству неисчислимые страдания : 56млн. человек было убито, свыше90 млн. – ранено, 28млн. – остались инвалидами. От голода и эпидемий умерло 12 млн. человек. Годы фашистских нашествий были страшными годами насилия и террора. Человечество не может, не вправе забыть зверства фашистов, их чудовищные преступления, совершенные в Советском Союзе, Польше, Франции и др. странах Европы. Человечество не может, не в праве забыть лагеря смерти, костры из живых людей. Вот почему встревоженная память человечества вновь и вновь обращается к урокам страшных лет фашизма. Это обращение к истории борьбы с фашизмом помогает уяснить, кто и что является главной движущей силой фашизма, при каких обстоятельствах и в каких исторических условиях возникает фашистское движение, в чем суть и характер фашистских режимов, какие силы противостоят фашизму и как с ним следует бороться.
Однако развитие после второй мировой войны, события последних лет свидетельствуют, что фашизм отнюдь не принадлежит прошлому.
Кто виноват в том, что фашизм (по крайней мере в нашей стране) не стал вехой истории? Как ни парадоксально, но факт : пережив Вторую Мировую Войну и испытав на себе всю тяжесть «нового порядка» в Европе, современное общество не в состоянии полностью оградить себя от рецидивов фашизма. То тут, то там можно слышать о неофашистских организациях, о возрождении тоталитарной системы. Через столько лет после победы над Гитлером появляются так называемые «баркашовцы», творят беспредел, используют явно фашистскую символику, прослеживается та же идеология…
Актуальность выбранной темы очень велика, и связана она прежде всего с тем, что поднимаемый шум вокруг фашизма и неофашизма несет не только положительную функцию в плане освещения проблемы, но и обратную в плане её популяризации и неверной трактовки.
Фашизм, как и неофашизм, по степени научной разработанности довольно хорошо освещен в трудах историков, политологов и психологов, как отечественных, так и зарубежных – Арендт, Милза, Фромм, Каграманов, Галкин, Дилигенский и т.д. Вошедшая в широкий научный оборот в 50-е годы на Западе теоретическая конструкция тоталитаризма сыграла немалую позитивную роль в исследовании механизма национал-социалистической диктатуры, особенно в ходе анализа проблем подавления оппозиции, создания и функционирования аппарата насилия и всеобъемлющего контроля над личностью, идеологической унификации, способов мобилизации масс и их превращения в фундамент режима, путей формирования военно-централизованной экономики. Однако уже к концу 60-х годов многим западным ученым стало ясно, что доктрина тоталитаризма отнюдь не может претендовать на универсальное объяснение феномена германского фашизма.
Исследователи совершенно справедливо считают, что понять процесс создания комплексной картины нацистского режима невозможно без учета резких перепадов в общественном сознании ФРГ. К началу 80-х годов, по мере накопления и публикации документальных данных о периоде гитлеризма, по мере отработки методологического инструментария в исторической науке и обществе ФРГ сложилось, при всех расхождениях в частных оценках, определённое согласие по поводу того, что преступления фашизма вытекают из сущности самого режима, а развязанная Гитлером война носила неприкрыто агрессивный характер. Некоторые историки предлагают версию о «вторичности» фашистской диктатуры и её преступлений, которые были как будто всего лишь вынужденным «ответом на большевизм». Однако, думается, что кровавые преступления одной диктатуры нельзя исторически оправдать путем сравнения со злодеяниями другой. Проблема «ухода» от прошлого и преодоления фашизма является в некоторых странах актуальной и острой проблемой сегодняшней политики и составляет часть общего процесса социализации, который будет унаследован и продолжен очередными поколениями. По мнению компетентных специалистов, особая опасность фашизма в том и заключалась, что он претендовал на роль всеобъемлющей альтернативы либерализму и демократии как силам, воплощавшим «старую» цивилизацию и культуру. По сути дела, видимо, нужно говорить о том, что фашизм не только сулил, но и претворил в жизнь своего рода морально-культурную революцию, тем самым бросив открытым вызов гуманизму, взрывая и без того хрупкую грань между добром и злом.
2.ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ
2.1. УЧЕНИЕ НИЦШЕ О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ
"КНИГА ДЛЯ ВСЕХ И НИ ДЛЯ КОГО" - так звучит подзаголовок "Заратустры" Ницше. Таков круг подлинных читателей Ницше и всего о нем.
"СЛОВО СВЕРХЧЕЛОВЕК ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ТИПА САМОЙ ВЫСОКОЙ УДАЧНОСТИ, В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ "СОВРЕМЕННЫМ" ЛЮДЯМ, "ДОБРЫМ" ЛЮДЯМ - ПОЧТИ ВСЮДУ ПОНЯТО В ПОЛНОЙ НЕВИННОСТИ КАК "ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ" ТИП ВЫСШЕЙ ПОРОДЫ ЛЮДЕЙ, КАК ПОЛУСВЯТОЙ, КАК ПОЛУГЕНИЙ."
"По утрам я взбирался по южной красивой гористой дороге, по направлению к Зоагли. Здесь мне пришло в голову все начало Заратустры, даже больше того - Заратустра сам,как тип,явился мне..."
В десять недель он оканчивает свою поэму. Это было новое и, если следовать генезису его мысли, - захватывающее произведение; без сомнения, им было задумано лирическое священное произведение, основная часть которого должна была дать идею "Вечного возврата":
"ВРЕМЯ В СВОЕМ БЕСКОНЕЧНОМ ТЕЧЕНИИ, В ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПЕРИОДЫ, ДОЛЖНО НЕИЗБЕЖНО ПОВТОРЯТЬ ОДИНАКОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕЩЕЙ. ЭТО НЕОБХОДИМО; ЗНАЧИТ, НЕОБХОДИМО И ТО, ЧТО ВСЯКОЕ ЯВЛЕНИЕ ПОВТОРЯЕТСЯ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЧЕРЕЗ БЕСКОНЕЧНОЕ, НЕОГРАНИЧЕННОЕ, НЕПРЕДВИДИМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЛЕТ, ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕМ ПОХОЖИЙ НА МЕНЯ, ПОЛНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ МЕНЯ, СИДЯ В ТЕНИ ЭТОЙ СКАЛЫ, НАЙДЕТ В СВОЕМ УМЕ ТУ ЖЕ МЫСЛЬ, КОТОРУЮ НАЩЕЛ СЕЙЧАС Я, И ЭТА МЫСЛЬ БУДЕТ ЯВЛЯТЬСЯ В ГОЛОВЕ ЧЕЛОВЕКА НЕ ОДИН, А БЕСЧИСЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО РАЗ, ПОТОМУ ЧТО ДВИЖЕНИЕ, УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВСЕМИ ЯВЛЕНИЯМИ, БЕЗОСТАНОВОЧНО. ЕСЛИ ТАК, ТО ВСЯКАЯ НАДЕЖДА ДОЛЖНА БЫТЬ ОТВЕРГНУТА И МЫ ДОЛЖНЫ ОПРЕДЕЛЕННО УСТАНОВИТЬ СЕБЕ, ЧТО НИКАКАЯ НЕБЕСНАЯ ЖИЗНЬ НЕ ВСТРЕТИТ НАС И ЧТО В БУДУЩЕМ НАС НЕ ЖДЕТ НИКАКОЕ УТЕШЕНИЕ. МЫ ТОЛЬКО ТЕНИ СЛЕПОЙ ОДНООБРАЗНОЙ ПРИРОДЫ, МЫ ПЛЕННИКИ МИНУТЫ. НО НАДО ПОМНИТЬ,ЧТО ЭТО СТРАШНАЯ ИДЕЯ, УБИВАЮЩАЯ В НАС ВСЯКУЮ НАДЕЖДУ, ОБЛАГОРАЖИВАЕТ И ОДУХОТВОРЯЕТ КАЖДУЮ МИНУТУ НАШЕЙ ЖИЗНИ; МГНОВЕНИЕ НЕПРЕХОДЯЩЕ, ЕСЛИ ОНО ВЕЧНО ВОЗВРАЩАЕТСЯ; МАЛЕЙШИЙ МИГ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕЧНЫМ ПАМЯТНИКОМ БЕСКОНЕЧНОЙ ЦЕННОСТИ И КАЖДЫЙ ИЗ НИХ БОЖЕСТВЕНЕН.
ПУСТЬ ВСЕ БЕСПРЕРЫВНО ВОЗВРАЩАЕТСЯ - ЭТО ЕСТЬ ВЫСШАЯ СТЕПЕНЬ СБЛИЖЕНИЯ МЕЖДУ БУДУЩИМ И СУЩЕСТВУЮЩИМ МИРОМ; В ЭТОМ ВЕЧНОМ ВОЗВРАТЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЫСШАЯ ТОЧКА МЫШЛЕНИЯ."
В первой части Заратустры мысль о "Вечном возврате" еще не попадается; в ней Ницше преследует совершенно другую мысль, мысль о Сверхчеловеке, символе настоящего, определяющего все явления прогресса, обещании возможного освобождения от случая и рока.
Заратустра является предзнаменованием Сверхчеловека; это пророк благой вести. В своем одиночестве он открыл обещание счастия и несет это обещание людям; с благодетельной и мягкой силой он предсказывает людям великое будущее в награду за великий труд; в другое время Ницше заставит его держать более суровые речи. Читая эту первую часть книги, не надо смешивать его с теми, которые появятся потом : тогда только можно оценить всю здравость книги и всю мягкость его языка. Отчего Ницше оставил мысли о "Вечном возврате" ? Он понял всю невозможность сознательного и разумного настроения своей гипотезы. Но это нисколько не уменьшало ее лирической ценности, для которой через год он сделал хорошее применение; но это, конечно, не может объяснить появление совершенно противоположной идеи. В глубине самого себя он не переставал ощущать всю силу своих прежних мыслей, но, не будучи в состоянии переносить всю жестокость своего символа, он не мог вполне искренно предложить его людям и заменил его другим - Сверхчеловеком.
"ЧЕЛОВЕК - ЭТО КАНАТ, ПРОТЯНУТЫЙ МЕЖДУ ЖИВОТНЫМ И СВЕРХЧЕЛОВЕКОМ, ЭТО КАНАТ НАД ПРОПАСТЬЮ."
"Я не хочу начинать жизнь сначала. Откуда нашлись бы у меня силы вынести это? Создавая Сверхчеловека и устремляя на него свои взоры, слыша, как он говорит "Да" жизни, я, увы, сам пробовал сказать да!"
Он хочет верить и ему удается уверовать в Сверхчеловека. Ему хочется утвердиться в этой надежде; она очень подходит к смыслу его произведения. Ницше хочет в своей книге показать человечество, пробужденное к новой жизни прославлением своего собственного существа, добродетелями добровольного избранного меньшинства, которое очищает и обновляет свою кровь. Исчерпывается ли на этом вся его задача? Конечно, нет. Корни мыслей у Ницше всегда имеют важное и отдаленное происхождение. Последняя его воля заключается в том, что он хочет определить и направить деятельность людей: он хочет основать новые нравы, указать подчиненным их обязанности, сильным их долг и объем власти и вести все человечество к высшему будущему.
Его больше не удовлетворяет мысль о "Вечном возврате"; он не хочет жить пленником слепой природы, его, наоборот, покоряет идея о Сверхчеловеке; в нем он видит принцип действия, надежду спасения.
В чем заключается смысл этой идеи? Это символ или реальная действительность? Иллюзия или надежда? Трудно ответить на эти вопросы. У Ницше чрезвычайно подвижный и восприимчивый ум; мощный порыв его вдохновения не дает ему ни времени, ни силы доводить свою мысль до конца; и он иногда не может ясно осмыслить волнующих его идей, и сам толкует их по разному. Иногда Сверхчеловек представляется ему вполне возможной действительностью, но иногда кажется, что он пренебрегает всяким точным изложением своей мысли и его идея делается тогда только лирической фантазией, которою он забавляется для того, чтобы возбудить низшие слои человечества. Но это иллюзия и иллюзия полезная, благотворная. Он тогда любил часто повторять изречения Шиллера : "Имей смелость мечтать и лгать". Мне кажется, что, главным образом, Сверхчеловек мечтательная ложь поэта - лирика. Каждый существующий вид имеет свои границы, которых он не может переступить; Ницше знает это и пишет именно об этом.
Работа очень тяжелая; Ницше мало был приспособлен к восприятию какой-нибудь определенной надежды, и часто душа его возмущалась тою задачей, которую он себе ставил. Под впечатлением тоски и озлобления он писал страницы, которые потом ему приходилось внимательно перечитывать, исправлять или совсем вычеркивать. Он ненавидел эти часы, когда злоба доводила его до головокружения и затемняла в его сознании лучшие его мысли. Тогда он призывал своего героя, Заратустру, этого всегда ясного, благородного пророка и искал около него поддержки и помощи. На многих страницах его книги видны следы этих припадков отчаяния. Заратустра говорил ему :
"ДА, Я ЗНАЮ, КАКАЯ ОПАСНОСТЬ ГРОЗИТ ТЕБЕ, НО ЗАКЛИНАЮ ТЕБЯ МОЕЮ ЛЮБОВЬЮ И МОЕЮ НАДЕЖДОЙ - НЕ ТЕРЯЙ ТВОЕЙ ЛЮБВИ И ТВОЕЙ НАДЕЖДЫ! МОЕЮ ЛЮБОВЬЮ И МОЕЮ НАДЕЖДОЙ Я ЗАКЛИНАЮ ТЕБЯ : НЕ УНИЧТОЖАЙ ТОГО ГЕРОЯ, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ В ТВОЕЙ ДУШЕ! ВЕРЬ В СВЯТОСТЬ ТВОЕЙ ВЫСОКОЙ НАДЕЖДЫ!"
Борьба с самим собой была по-прежнему жестокой, но Ницше ни на минуту не оставлял своей работы. Он кончает поэму, которая является только началом другой, более обширной поэмы. Вернувшись в родные горы, Заратустра ушел от людей, два раза ему надо еще спуститься к ним и продиктовать им скрижали своего закона, но его слов было достаточно для того, чтобы можно было предвидеть основные формы человечества, покорного своим избранникам. Человечество разделяется на три касты : нижнюю из них составлял простой народ, которому оставляется его жалкая вера, над ним стоит каста начальников, организаторов и воинов, еще выше стоит священная каста поэтов, творцов иллюзий и определяющих ценности.
"Я ЛЮБЛЮ ТОГО КТО НЕ ИЩЕТ В НЕБЕСАХ, ЗА ЗВЕЗДАМИ, ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОГИБНУТЬ И ПРИНЕСТИ СЕБЯ В ЖЕРТВУ, ТОГО, КТО ПРИНОСИТ СЕБЯ В ЖЕРТВУ ЗЕМЛЕ, ЧТОБЫ КОГДА-НИБУДЬ ОНА СТАЛА ЗЕМЛЕЙ СВЕРХЧЕЛОВЕКА. "
В общем книга производит необыкновенно ясное впечатление и является самой прекрасной победой гения Ницше. Он подавил в себе свою грусть, книга его дышит силой, но не грубостью, но не исступлением. В конце февраля 1882 года Ницше написал следующие последние страницы своей поэмы, которые, может быть, представляются самыми прекрасными, самыми религиозными, которые когда-либо были созданы натуралистической мыслью :
"БРАТЬЯ МОИ, ОСТАВАЙТЕСЬ ВЕРНЫМИ ЗЕМЛЕ ВСЕЙ СИЛОЙ СВОЕЙ ЛЮБВИ... ПОДОБНО МНЕ ВОЗВРАЩАЙТЕ ЗЕМЛЕ ЗАБЛУДИВШУЮСЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ, ДА К ТЕЛУ И К ЖИЗНИ, И ПУСТЬ ОНА ДАЕТ ЗЕМЛЕ СВОИ СИЛЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СИЛЫ."
Ницше порица