Введение
Постановка вопроса
«Война - дело мужское». Это утверждение всегда принималось за аксиому и, разумеется, не случайно: на всем протяжении человеческой истории война действительно была прерогативой мужчин. Женщина же всегда выступала в качестве пассивной жертвы, военной добычи, в лучшем случае - в роли долготерпеливой Пенелопы или плачущей Ярославны. Легенды об амазонках, - кстати, распространенные в древности во всех частях света, - чаще всего так и остались легендами.
Но сейчас все изменилось, многие женщины выполняют мужскую работу лучше, чем сами мужчины, тоже самое касается и войны. Но это сейчас женщинам разрешено служить в армии, держать оружие в руках, это сейчас пишут о женщинах-войнах совершавших подвиги. Но разве 100 лет назад женщины не совершали подвига? Разве подвиг можно совершить только держа оружие в руке и лишая кого-то жизни? В начале прошлого века женщины совершали другой подвиг – они спасали жизнь русским солдатам в нечеловеческих условия, не жалея свой жизни.
Целью моей курсовой работы является рассказать о женщинах русско-японской войны.
Задачи курсовой работы:
Ø Показать готовность Красного Креста и всей медицинской службы к войне.
Ø Изучить работу и роль Красного Креста в начале и на протяжении всей русско-японской войны 1904-1905гг.
Ø Рассмотреть самоотверженную работу сестер-милосердия и женщин-врачей на театре боевых действии.
Ø Изучить награды женщин работающих в медицинской сфере в период русско-японской войны 1904-1905 гг.
Историография
В настоящее время этот вопрос мало изучен. Самой последней работой по этому вопросу является книга Ивановой Ю.Н. Храбрейшие из прекрасных: Женщины России в войнах. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. В книге « Храбрейшие из прекрасных: Женщины России в войнах» Юлия Иванова рассматривает зарождение, развитие и становление феномена русской женщины на войне и пытается анализировать мотивы вступления женщин в армию. Нельзя сказать, что до этого мы ничего не знали о русских женщинах в военных конфликтах. Во вторую мировую войну более одного миллиона советских женщин принимали участие в боевых действиях. Что касается других войн, где принимала участие Россия, и роль в них женщин, то исследований на эту тему мало, поэтому книга Ю. Ивановой представляет неподдельный интерес. Кроме того, появлявшиеся ранее исследования не системного характера, то есть не трактовали участие женщин в военных конфликтах как автономный феномен, имеющий свою историю. Русско-японской войне посвящена одна из глав книги.
Сейчас книга Ивановой является, можно сказать, единственным фундаментальным трудом по поводу женщин на русско-японской войне.
Отдельных монографий посвященной этой теме нет.
Достаточно много различных статей на эту тему пишется в журналах. Обычно они посвящаются отдельным личностям или событиям русско-японской войны. Примером такой статьи является публикация исследований В. Хохлова, напечатанная в «Медицинской газете» под названием «Женщины- медики на сопках Маньчжурии». Статья описывает работу известного врача Веры Игнатьевны Гедройц, но на фоне описания ее деятельности употребляются и другие фамилии женщин-медиков, работающих с ней. В статье достаточно большое внимание уделено описанию военных госпиталей и рассказу о трудностях, с которыми им приходилось сталкиваться на протяжении всей русско-японской войны 1904-1905 гг. Несмотря на общую почти не исследовательность темы, о Вере Игнатьевне Гедройц написано достаточно много. Много написано о ее биографии и о работе врачом в период русско-японской войны. Помимо Хохлова статью об этой выдающейся женщине-хирурге написал Джонатан Молдаванов «Княжна Вера Гедройц: скальпель и перо». Она опубликована в газете «Русская мысль» №4245, издаваемой в Париже в 1998г. Эта статья по большей своей части рассказывает о писательской деятельности Гедройц, в ней так же затрагивается и ее работа во время войны.
Существуют статьи, написанные о работе сестер милосердия. Например, Пастернак А. В. История общин сестёр милосердия //Благотворительность в России. Спб., 2002г. В ней показана работа сестер милосердия во всех сферах жизни в начале XX века, в том числе и их деятельности во время русско-японской войны 1904-1905гг.
Достаточно фундаментальным трудом, сравнимым с книгой Ю. Ивановой, является книга: Медицина в солдатской шинели Киев, 1989. В ней прекрасно описаны работа женщин в медицинской сфере во время войны, но большая часть уделена работе во время Второй Мировой войны. Деятельность женщин-медиков в период русско-японской войны 1904-1905 гг. практически не затрагивается. Автор лишь вскользь упоминает о их работе.
Огромное количество публикаций на эту тему сейчас существует в Интернете, но Интернет не является достоверным источником информации, зачастую материал опубликованный в сети является на проверенным и доверятся ему в полной мере не возможно.
Из этого всего можно сделать вывод, что различных упоминаний во всевозможных трудах и статьях на эту тему достаточно много, но конкретного труда, посвященного именно работе женщин-медиков на русско-японской войне 1904-1905гг, не существует. Наиболее полное исследование деятельности всех медицинских и их персонала приводит в своей работе Ю. Иванова.
Но, делая окончательный вывод, становится видно, что тема требует еще долгого изучения и ее раскрытие в нынешней историографии является не достаточно полным.
Источник.
Источником моей курсовой работы является фундаментальный труд об истории русско-японской войны, написанный в 1909г. Этот труд состоит из пяти томов. Составлялся он исходя из данных летописи русско-японской войны 1904-1905гг. Он по своей сути является историографическим источником.
Источниками по этой теме так же являются отчеты врачей в различные инстанции. Например, Вера Игнатьевна предоставила результаты своей работы обществу военных докторов 27 июля 1905 года, сделав важные для современной военной науки выводы. Её отчет, с иллюстрациями и графиками занимал 57 страниц. Сей час этот отчет хранится в Брянском Государственном архиве.
Источником о работе Красного Креста к началу русско-японской войны 1904-1905гг является Нормативный Устав общин сестер милосердия Российского Общества Красного Креста (РОКК). Сейчас этот устав хранится в Российском Государственном Военно Историческом Архиве.
Яркими и подробными источниками являются воспоминания участников самих военных действий.
Глава I.
Роль женщин в структуре Красного Креста к 1904 году
§1 Красный Крест накануне войны
В начале стоит изучить готовность Красного Креста к войне. Рассмотреть все плюсы и минусы его работы. Увидеть подготовленность к столь кровопролитной войне.
Самоотверженным трудом врачей, фельдшеров, сестер милосердия не одна тысяча русских воинов была вырвана у смерти и возвращена в строй во время войны 1877-1878гг. Кроме того, война выявила еще одно весьма важное обстоятельство - эффективный уход за ранеными и больными воинами может быть обеспечен только в результате специальной медицинской подготовки женщин, отправляемых в действующую армию.
Однако опыт, приобретенный в русско-турецкой войне и высоко оцененный как врачами, так и теми, кто испытал на себе благотворную помощь сестер милосердия, не был достаточно учтен и широко внедрен в практику их профессиональной подготовки. Поэтому к началу русско-японской войны 1904-1905гг. Красный Крест, который должен был вплотную заниматься этим вопросом, сделал очень мало для его решения.
Рассмотрим меры, принятые для решения этих вопросов.
В мае 1903г. был утвержден Нормальный Устав общин сестер милосердия Российского общества Красного Креста (РОКК). В нем значилось, что целью Общества является подготовка опытного женского персонала для ухода за ранеными и больными как в военное, так и в мирное время.
Условия приема в общину были записаны в п.35, который гласил: «В общину принимаются девицы и вдовы всех сословий, от18 до40 лет, христианского вероисповедания, вполне здоровые и грамотные. Преимущественное право на поступление в общину имеют лица, наиболее развитые в умственном и нравственном отношениях»[1]. Прием в общину девиц и вдов (вероятнее всего, предпочтение отдавалось одиноким) думается, можно объяснить тем, что они могли полностью посвятить себя уходу за больными и ранеными, не отвлекаясь семьей и не будучи обремененными домашними заботами.
Обучавшиеся не только получали профессиональную подготовку, их готовили морально к тем трудностям, которые встретятся на нелегком пути ухода за больными и ранеными. Моральная готовность беззаветно служить больным была включена в п.43 Нормального Устава: «Сестры милосердия общины, принимая на себя это звание, налагают на себя нравственную обязанность служить неуклонно, по мере сил, избранной ими трудной задаче ухода за больными, выполняя свое дело с любовью и кротостью, и не брезгая неразрывно связанной с этим делом черной работой. Они беспрекословно подчиняются всем распоряжениям попечительницы, сестры-настоятельницы и главного врача и строго придерживаются установленных инструкций и правил общежития»[2].
Служба сестер считалась делом сугубо добровольным, по велению сердца и христианского бескорыстного стремления служить страждущим. Это отмечено в п.44 Устава: «Служение сестры милосердия безвозмездно. Бескорыстие является первым условием ее христианского служения»[3].
Однако следовало учитывать урок предыдущий войны, где наиболее остро выявилось недостаточное количество сестер милосердия на театре военных действий. Кроме того, существовал такой сложный оперативный участок, как эвакуационные бараки, в которых в силу необходимости медицинский персонал был увеличен втрое, но несмотря на это, все еще с большим трудом удавалось справляться с огромным потоком раненых и больных. Красному Кресту следовало бы учесть данное обстоятельство и сделать вывод о необходимости энергичной и широкой подготовки сестер милосердия в мирное время. Как правило, в ходе военных действий становилось ясно, что расчеты мирного времени далеко не в полной мере учитывали требования, предъявленные войной. Особо наглядно это проявилось с началом русско-японской войны.
О профессиональной подготовке сестер милосердия свидетельствуют строки официального отчета о русско-японской войне, где отмечалось, что комплектования военно-лечебных заведений профессионально обученными сестрами милосердия было проведено лишь частично, основной же контингент составляли не подготовленные добровольные сестры милосердия[4].
Несмотря на общую слабую подготовку страны к войне, обстоятельства вынуждали все же укреплять дальневосточные гарнизоны лечебными заведениями и медицинским персоналом. Незадолго до русско-японской войны в Порт-Артур направляются два полевых госпиталя. НО это указывается в телеграмме Главного Военного – медицинского управления, посланной 8 июня 1898г. в Одессу Управлению Красного Креста: «Для отправляющихся в конце июня в Порт-Артур двух полевых госпиталей требуется семь сестер милосердия. Жалование каждой в год 360 рублей. Столовое довольствие, помещение, отопление, освещение, мебель, столовое и постельное белье от госпиталя не зависимо от жалованья. Телеграфируйте, сколько может быть командировано сестер Касперовской общины в Порт-Артур».[5]
В то время в Порт-Артуре было два госпиталя: один около гавани, другой в северной части города.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что для решения проблем подготовки сестер милосердия Красный Крест сделал очень мало. Хотя можно отметить и некоторые положительные моменты: был утвержден Нормальный Устав общин сестер милосердия Российского общества Красного Креста, который регламентировал цели и задачи работы сестер милосердия. Но этих мер было недостаточно; по-прежнему не хватало медицинского персонала, а за прошедшие после окончания русско-турецкой войны два с половиной десятилетия Красный Крест задачу подготовки сестер милосердия не выполнил.
§2 Красный Крест в начале русско-японской войны
Теперь обратимся к деятельности Российского Красного Креста в начале русско-японской войны, и как отразилась недостаточная подготовка медицинского персонала на работу лечебных учреждений и какую роль играет Красный Крест в начале войны.
С началом русско-японской войны Российский Красный Крест не сумел обеспечить нужное число медицинского персонала, и в результате огромного спроса на женский труд требования общин к поступавшим были сведены до минимума. Подготовка была самой разной: от шести недель до четырех лет, среди медсестер имелись как и малограмотные, так и выпускницы иностранных университетов.
Распределением сестер милосердия, согласно требованиям, поступавшим от госпиталей и лазаретов, занималась специальная часть медицинского отдела Красного Креста
Существенным подъемом в организации медицинского обслуживания российских воинов на Дальнем Востоке явилось то, что различные корпорации, товарищества, общества, комитеты, земства и т.д. перечисляли средства для формирования лазаретов и госпиталей; создавались кружки, отряды и т.п. для оказания помощи раненым и больным.
Объединителем и руководителем всех общественных организаций, стремившихся принять деятельное участие в этом вопросе, выступило Российское Общество Красного Креста. Исполнительная Комиссия Главного Управления Красного Креста по оказанию помощи раненым войнам на дальнем Востоке обратились с воззванием ко всем организациям и сословиям России