Вольный стих - это форма стихотворного произведения, все строки которого выдержаны в едином силлабо-тоническом метре, но произвольно неравностопны.
Скатившись с горной высоты
Лежал на прахе дуб, перунами разбитый;
А с ним и гибкий плющ, кругом его обвитый…
О Дружба, это ты!
(В.А.Жуковский. Дружба)
Здесь в 1-й строке – 4-стопный ямб, во 2-й и в 3-й – 6-стопный, а в 4-й, заключительной, - 3-стопный. Подобные произведения в форме вольного стиха следует отличать от тех, в которых разностопность урегулирована и проявляется, например, в контрасте четных и нечетных строк.
Вольный стих иногда отождествляют с вольной формой ямба, потому что в русской поэзии неравностопными чаще всего оказывались ямбические строки. Многочисленные исследователи (М.П.Штокмар, М.Л.Гаспаров, О.И.Федотов и др.) указывали на две традиции в использовании русскими поэтами вольного ямба, басенную и элегическую (см., например: Федотов О.И. Основы русского стихосложения. М., 1996. С.230-231).
Традиция применять в басне вольный ямб появилась в эпоху русского классицизма, в середине XVIII в. Поэты-классицисты относили этот жанр к числу “низких”, но он обладал несомненным преимуществом перед другими: басню отличала речевая раскрепощенность. Это проявлялось и в расширенном лексическом словаре, не стесненном рамками “высокого штиля”, и в том, что длину ямбических строк определяла длина помещаемых в стихи фраз, а не наоборот. Вольный ямб характерен прежде всего для басен А.П.Сумарокова:
Был выбран некто в боги: _____________3 стопы
Имел он голову, имел он руки, ноги _____6 стоп
И стан; ____________________________1 стопа
Лишь не было ума на полполушку, ______5 стоп
И деревянную имел он душку. _________5 стоп
Был – идол, попросту: Болван. _________4 стопы
(Болван)
Как видно из приведенного примера, для басенной традиции вольного стиха характерно произвольное чередование строк, содержащих от 1 до 6 стоп.
В конце XVIII в. широкую известность приобрела поэма И.Ф.Богдановича “Душенька”. В начальной части своей “древней повести в вольных стихах”, как обозначил жанровую форму Богданович, он обратился к Гомеру, отцу стихов “равных”, и дал характеристику вольному ямбу:
Прости вину мою, __________________________3 стопы
Когда я формой строк себя не беспокою ________6 стоп
И мерных песней здесь порядочно не строю. ____6 стоп
Черты, без равных стоп, по вольному покрою, ___6 стоп
На разный образец крою, ____________________4 стопы
И малой меры и большия… __________________4 стопы
<…>
Басенная традиция сказалась и в “Душеньке”: длина “черт” (стихотворных строк) – от 1 до 6 стоп.
Вольный ямб использовался и в других жанрах поэзии классицизма (в частности в эпиграмме), но к началу XIX в. ассоциировался именно с баснями. В начале века к данной форме обращались все известные баснописцы, но только творчество И.А.Крылова прочно закрепило форму вольного ямба за жанром басни. Крылов удачно воспроизвел живые интонации столичных улиц, которые были близки и одинаково понятны и мещанам, и высшей знати:
Имея общий дом и общую контору,
Какие-то честные торгаши
Наторговали денег гору;
Окончили торги и делят барыши.
Но в дележе когда без спору?
Заводят шум они за деньги, за товар, -
Как вдруг кричат, что в доме их пожар.
(Раздел)
Другая традиция вольного ямба была связана с жанром элегии. На ее формирование прежде всего повлияло лирическое творчество В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина. В элегиях и элегических по характеру “посланиях” сочетались неравные строки: обычно – в 4-6 стоп длиной, реже – в 5-6 стоп, в исключительных случаях – в 3-6 стоп . Неравностопность должна была ощущаться слабее, чем в басне, чтобы элегия до конца не утрачивала мелодичности.
Погасло дневное светило; _________________4 стопы
На море синее вечерний пал туман. __________6 стоп
Шуми, шуми послушное ветрило, ___________5 стоп
Волнуйся подо мной, угрюмый океан ________6 стоп
(Пушкин. “Погасло дневное светило…”)
Обе традиции - и басенная, и элегическая – отразились в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” и драме М.Ю.Лермонтова “Маскарад”. Элегическая, т.е. относительно умеренная, неравностопность характерна для развернутых монологов основных действующих лиц этих произведений. Басенная традиция, напротив, проявляет себя в живом обмене репликами, по выражению М.Л.Гаспарова, в “суетливых местах” (Гаспаров М.Л. Русский стих 1890-х-1925-го годов в комментариях. М., 1993. С.111). В “Горе от ума” Грибоедов, обращаясь к форме вольного стиха, обновлял традицию стихотворной комедии. Живой и свободной выглядит речь Чацкого, обращающегося к Софье (д. 1-е):
Ну, что ваш батюшка? Все Английского клоба
Старинный, верный член до гроба?
Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?
А этот, как его, он турок или грек?
Тот черномазенький, на ножках журавлиных,
Не знаю, как его зовут,
Куда ни сунься: тут как тут,
В столовых и гостиных.
К началу XX в. элегический вольный ямб исчезает из русской литературы, а басенная традиция получает дальнейшее развитие: авторы басен и политических сатир (Саша Черный, Демьян Бедный, В.В.Маяковский и др.) сочетают строки длиной от 1 до 7, даже 8 стоп.
Как было отмечено, форма вольного стиха в русской силлабо-тонической поэзии в основном применялась в ямбических сочинениях. Однако существуют немногочисленные образцы вольного хорея (“Товарищу Нетте, пароходу и человеку” В.В.Маяковского), вольного дактиля (главка XXVII из второй части поэмы Н.А.Некрасова “Мороз, Красный нос”), вольного амфибрахия (“Дума” Н.И.Гнедича), вольного анапеста (“Рыцарь на час” Некрасова).
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.philol.msu.ru