Содержание
Введение
1. Внутренняя политика Ивана IV
2. Внешняя политика Ивана IV
3. Организация местной власти при Иване IV
Заключение
Библиографический список
Данная работа выполнена на тему: "Московское государство в XVI веке".
В данной работе поставлена цель - проанализировать столь интересный отрезок истории Российского государства, как царствование Ивана Грозного. Едва ли в русской истории найдется другой исторический деятель, который получил бы столь противоречивую оценку у потомков - И. Грозного, пришедшего на трон в возрасте трех лет, считали выдающимся военачальником, дипломатом, правителем и в то же время кровавым тираном, почти сумасшедшим.
Политическое развитие России в XVI в. было противоречивым. Объединение русских земель в руках единого государства не привело к немедленному исчезновению многочисленных пережитков феодалы раздроблённости. Между тем потребности политической централизации диктовали необходимость преобразования отживших институтов. Реформы И. Грозного стали велением времени. Благодаря своему возросшему военному могуществу Россия смогла решать крупные внешнеполитические дачи. Она перестроила на новых началах отношения с татарским миром и западными соседями. Ее вооруженные силы повели борьбу за воссоединение западнорусских земель, попавших после татарского погрома под влияние Литвы. Вопрос о завоевании выхода к морю был поставлен на повестку дня. Таким было время образования и укрепления Московского централизованного государства. Это время сформировало личность Ивана Грозного и испытало на себе его воздействие. Масштабные задачи, определявшие "лицо" эпохи Ивана Грозного, наложили отпечаток на последующие исторические события, предопределив многое в их направленности и содержании. Этим объясняется интерес к данной теме и значимость ее для изучения.
Будущий царь рос в среде придворных интриг и борьбы сильных боярских семей и группировок за власть. "Мне же осмому лету от рожениях тогда преходящу",-писал впоследствии Иван, - и тогда подвластные князья и бояре "царьство безо владетеля обретоша" и "ринушася богатству и славе, и тако наскочиша друг на друга. И елико тогда сотвориша!". Он наблюдал, как расхищается государева земля, нередко сам становился очевидцем и участником кровавых распрь. Царь видел ясно то, о чем повествуют летописи и публицисты, - боярское самовластье ожесточило простой народ: крестьяне постоянно пребывают "в скорбных волнениях", прежде из горожан государевы наместники "пиша [пили] крови много"[1], но теперь гнев повсюду прорывался наружу.
Когда 17-летний Иван IV был венчан на царство (16 января 1547 г), едва ли кто из окружавших его бояр имел представление о том, каким путем укрепит молодой государь авторитет своего нового царского титула. Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах. Дальнейшее развитие страны требовало укрепления государственности, централизации власти. Иван IV вступил на путь структурных реформ.
В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство. Из рук московского митрополита Иван IV принял регалии царской власти. Церковь как бы утверждала божественное происхождение царской власти, но в то же время усиливала свой авторитет. Отныне великий князь московский стал называться царем. Власть царя передавалась по наследству.
В период, когда складывалось централизованное государство, а также во время междуцарствий и внутренних распрей, роль законодательного и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе играла дума. Во время царствования Ивана IV почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем, чтобы ослабить в ней роль боярской аристократии.
Возвышение авторитета царской власти, усиление духовенства и складывание мощного поместного землевладения привели к возникновению нового органа господствующего класса - Земского собора. Земские соборы собирались нерегулярно и занимались решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики. В период бесцарствий на Земских соборах избирались новые цари.
Первый Земский собор был созван в 1549 г. Он принял решение составить Судебник (утвержден в 1550 г) и сформулировал программу реформ середины XVI в. По подсчетам специалистов, состоялось более 50 Земских соборов. В состав Земских соборов входили Боярская дума, освященный собор - представители высшего духовенства. На многих совещаниях Земских соборов присутствовали также представители дворянства и верхушки посада[2].
Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли государственного управления отдельными территориями стали поручаться ("приказываться", как тогда называли) боярам. Так появились первые приказы-учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине века действовало уже два десятка приказов. Военными делами руководили Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата. Иностранными делами ведал Посольский приказ. Государственными финансами - приказ Большой приход. Государственными землями, раздаваемыми дворянам, - Поместный приказ. Были приказы, ведавшие определенными территориями, - приказ Сибирского дворца, Казанского дворца и т.д.
Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления росло число приказов. Ко времени петровских преобразований в начале XVIII в. было около 50. Оформление приказной системы позволяло централизовать управление страной.
На местах стала создаваться единая система управления. Сбор налогов на местах ранее поручался боярам-кормленщикам, бывшим фактически правителями отдельных земель. В их личное распоряжение поступали все средства, собранные сверх необходимого, то есть они "кормились" за счет управления землями. В 1556 г. система кормления была отменена. На местах управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) было передано в руки губных старост (губа-округ), избиравшихся из местных дворян, из числа зажиточных слоев среди черносошного населения, там, где не было дворянского землевладения, и городовых приказчиков, "излюбленных голов" (старост) - в городах. Таким образом, в середине XVI в. сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии.
Ивану IV нужно было укрепить социальную, военную опору власти - дворянство. Нужны были какие-то особые меры. К ним и прибегнул Иван IV позднее, когда обрел большую уверенность после крупных внешнеполитических успехов. Реформы Грозного в условиях России с ее крепостническим правом, с ее посадским населением городов, придавленным боярством, эти реформы приобрели своеобразные деспотические черты[3].
Опричнина оставила по себе черную память в народе. Она была задумана Иваном IV после того, как первые успехи в Ливонской войне сменились неудачами и он обрушил свой гнев на бояр.
5 января 1565 г. Иван IV объявил о введении особого (опричного) управления на значительной, притом экономически развитой, части страны; другая часть, где порядки сохранились прежние, объявлялась земщиной. Все вотчинники и помещики на опричной части, если они не зачислялись в опричнину, лишались своих владений и получали возмещение в других местах. Из доверенных царю людей формировался опричный корпус.
Все неугодные Ивану IV князья, церковные сановники, бояре во время опричнины, которая продолжалась восемь лет и была пронизана террором, насилием, клеветой, истреблялись, шли в ссылку или принудительно постригались в монахи[4]. Сам Иван IV, человек разнузданный и болезненно подозрительный, участвовал со своими приспешниками Малютой Скуратовым, Богданом Бельским и им подобными в кровавых оргиях, слухи о которых сеяли ужас. В припадке ярости он смертельно ранил своего старшего сына Ивана. Опричники в поисках крамолы разоряли хоромы и поместья бояр, причем от пыток и казней погибали тысячи ни в чем не повинных крестьян и горожан. Заподозрив в измене Новгород, царь предпринял на него настоящий поход, опустошив по пути Тверь, Торжок и другие города. И все это в то время, когда шла изнурительная война за Ливонию. Новгород был совершенно разграблен за те пять недель, что опричники свирепствовали в нем, они сотнями топили горожан в Волхове.
Безусловно, и княжеский, и боярский, и новгородский сепаратизм стоял на пути упрочения России, и с переходом в руки опричного дворянства обширных вотчинных и государевых земельных фондов крепостники-помещики окрепли. Но какой ценой? Целые районы пришли в запустение, которое к концу правления Грозного вылилось в подлинный хозяйственный кризис, когда в Московском уезде пустовало свыше 81%, а вокруг Новгорода и Пскова - более 90% земель[5].
Опричнина, проводимая с помощью кровавого средневекового деспотизма, децентрализации страны и войска, при расхищении национального достояния вела Россию к военно-политическому провалу. В 1572 г. опричнина была отменена. Разорением и кабальной зависимостью от новых господ поплатился народ за опричную реформу. В правление Бориса Годунова (1584-1605) продолжалась начатая Грозным политика "заповедных лет", т.е. тех лет, когда вопреки закону о Юрьевом дне крестьянам запрещалось менять владельцев; беглых же крестьян государственный сыск возвращал их прежним господам; резко ухудшилось и положение холопства.
Что касается феодально-зависимого крестьянства, то эпоха Ивана Грозного стала вторым этапом его закрепощения в общегосударственном масштабе. Хотя Судебник 1550 г. подтвердил право выхода крестьян в Юрьев день, плата за пожилое возросла. В 80-е годы ХVI в. политика закрепощения усиливается, вводятся "заповедные" "урочные лета"[6].
В результате опричнины, войн, стихийных бедствий второй половины XVI в. участились случаи бегства крестьян от своих хозяев, этом свидетельствует принятие соответствующих указов 1581, 1597 гг., проведение переписи крестьян в 1581-1592 гг., создавшей юридическую основу для поиска беглых крестьян. К исходу столетия власть Московского государя получила непререкаемый авторитет. Так произошло превращение великого князя удельной эпохи в монарха, а патриархального боярского совета удельного князя - в "царскую палату" и государственный совет самодержца.
После свержения ига Золотой Орды борьба с ханствами, появившимися на ее развалинах (Крымским, Казанским, Астраханским), стала одной из задач внешней политики Руси в XVI в. Другой крупной задачей стало освоение Сибири. Это были богатые земли, о которых мечтало русское дворянство. К освобождению стремились народы Поволжья - марийцы, мордва, чуваши. Решение проблемы подчинения Казанского и Астраханского ханств было возможно двумя путями - либо посадить в этих государствах своих ставленников, либо завоевать их[7].
После ряда неудачных дипломатических попыток подчинить Казанское ханство в 1552 г.150-тысячное войско Ивана IV осадило Казань, которая представляла в тот период первоклассную военную крепость. Казань была взята штурмом 2 октября 1552 г. После взятия Казани в 1556 г. была присоединена Астрахань. Чувашия и большая часть Башкирии. Добровольно зависимость от России признала Ногайская орда. Таким образом, новые плодородные земли и весь Волжский торговый путь оказались в руках России. Русские земли были избавлены от вторжений ханских войск, укрепились связи России с народами Северного Кавказа и Средней Азии.
Присоединение Астрахани открыло возможность для продвижения в Сибирь. Купцы-промышленники Строгановы получили от Ивана Грозного грамоты на владение землями по реке Тобол. Начало освоения Сибири положил поход казачьей дружины Ермака. По реке Чусовой он одолел Уральский хребет и достиг Кашлыка, столицы ханства. Произошла "сеча зла", и Кучум был разбит (1582 г), но вскоре Ермак попал в засаду, и его отряд погиб в неравном бою. Ермаку не удалось в тяжелой кольчуге добраться до струга, и он утонул в реке Вагай (1584 г).
Однако с появлением новых русских войск и поселенцев были заложены Тюмень (1586), Тобольск (1587) и другие города и крепости. После понесенных поражений Кучум ушел в Среднюю Азию, а Сибирское ханство окончательно распалось (1598). Началось освоение Западной Сибири. Присоединение Сибири Поволжья в целом имело положительное значение для и народов этого региона. Они вошли в состав государства, находившегося на более высоком уровне экономического и культурного развития. Местный господствующий класс стал со временем частью российского. В связи с началом освоения в XVI веке территории Дикого поля (плодородных земель к югу Тулы) перед русским правительством встала задача укрепления южных границ от набегов крымского хана. С этой целью были построены Тульская (середина XVI в) и Белгородская (в 30-40-х гг. XVII в) засечные черты - оборонительные линии[8].
Сосредоточив все усилия на объединении России и свержении ордынского ига, московское правительство одновременно настойчиво использовало любые возможности для восстановления былого международного значения страны. Оно поддерживало устойчивые дипломатические и торговые отношения с Северной Европой-Данией, Швецией, Норвегией, укрепляло свои позиции в Рижском заливе.
Освобождение от гнета Орды, разгром Казанского и Астрахан