Содержание
Введение. 2
1. Оперативная обстановка накануне Курской битвы.. 4
2. Курская битва. 7
Заключение. 14
Литература. 15
Введение
Начавшаяся 22 июня 1941 года война, навязанная Советскому Союзу германским фашизмом, была самым крупным военным столкновением 20 века.
Война началась при исключительно благоприятных для Германии условиях. Её армия была полностью отмобилизована, имела двухлетний опыт ведения войны в Европе в крупных масштабах, а экономика её была давно переведена на военные рельсы и целиком работала на войну.
Серьёзное военное преимущество дала Германии внезапность нападения. Немецкое командование заранее сконцентрировало на избранных им направлениях мощные ударные группы, значительно превосходящие по численности войска Красной Армии. Кроме того, сыграли свою роль допущенные пробелы в оценке возможного времени нападения на Советский Союз гитлеровской Германией и связанные с этим упущения в подготовке к отражению первых ударов.
Крайне тяжёлые удары, обрушившиеся на советские вооружённые силы в первые дни войны, не сокрушили и не рассеяли их, на что рассчитывало немецко-фашистское командование. Советские воины сражались с подлинным самопожертвованием. Вся страна была превращена в единый военный лагерь.
Летом и осенью 1941 г. тяжёлые кровопролитные бои шли на трёх основных направлениях: северо-западном, западном и юго-западном. В середине ноября 1941 г. германское командование начало наступление на Москву, в котором участвовало 51 дивизия, в том числе 13 танковых и 7 моторизованных.
Разгром немецко-фашистских войск под Москвой явился решающим военным событием в первый год войны и первым крупным поражением Германии во второй мировой войне. Под Москвой в ходе войны произошёл важный поворот всемирно-исторического значения. Окончательно был ликвидирован план «молниеносной» войны и навсегда похоронен миф о непобедимости германской армии. Были сорваны планы немецкого командования захватить Москву, Ленинград, Кавказ.
В связи с поражением под Москвой в декабре 1941 года немецкое командование меняет стратегический план. Цель остаётся старой – разгромить Красную Армию и захватить Москву. Немецкая армия предприняла наступление на юго-западе с целью захвата нефтяных районов Кавказа, Сталинградского промышленного района и богатейших сельскохозяйственных областей Дона и Кубани.
С середины июля 1942 года началась историческая Сталинградская битва, сыгравшая решающую роль в ходе Великой Отечественной войны. Она продолжалась 6,5 месяцев и чётко делится на два периода: оборонительный (с середины июля по 18 ноября 1942г.) и контрнаступление советских войск, закончившееся окружением и ликвидацией всей вражеской группировки (с 19 ноября 1942г. по 2 февраля 1943г.).
Победа на Волге положила начало перелому в ходе Великой Отечественной войны и всей второй мировой войны. Красная Армия вырвала инициативу венных действий из рук германской армии, закрепила её в последующих операциях и после Курской битвы безраздельно владела ею до полного разгрома врага.
Потерпев тяжёлое поражение в зимней кампании 1942-1943 года немецкое командование решило взять реванш в летнем наступлении 1943 года, предполагая при наличии благоприятной обстановки расширить действия своих войск с целью ликвидации Курского выступа, а затем предпринять наступление на Москву.
К началу летних боёв немецко-фашистские войска имели на советско-германском фронте 232 дивизии.
Многократные попытки немецкой армии в конце марта 1943 года прорвать оборону наших войск в районе Белгорода, где в это время развернулась 64-я армия, не дали результатов. Понеся большие потери, противник закрепился на достигнутом рубеже. С этого момента положение на Курской дуге стабилизировалось.
Та и другая стороны готовились к решающей схватке.
Линия фронта к началу летне-осенней кампании 1943 г. проходила от Баренцева моря к Ладожскому озеру, далее по реке Свирь к Ленинграду и далее на юг; у Великих Луг она поворачивала на юго-восток и в районе Курска образовывала огромный выступ, глубоко вдававшийся в расположение вражеских войск.
В целом к лету 1943 года перед Курской битвой наши Вооружённые Силы как в количественном, так и в качественном отношении превосходили немецко-фашистские войска. Советское Верховное Командование теперь имело все необходимые средства для того, чтобы разгромить вражеские войска, решительно и твёрдо сохранить стратегическую инициативу на всех важнейших направлениях и диктовать врагу свою волю.
Гитлеровское военно-политическое руководство, отдавая себе отчёт в том, что его вооружённые силы растеряли былое превосходство над Красной Армией, принимало тотальные меры, чтобы послать на советско-германский фронт лучшие силы.
Пользуясь отсутствием второго фронта в Европе, немецко-фашистское командование перебросило из Франции и Германии в значительных количествах наиболее боеспособные войска. Военная промышленность, работая по 24 часа в сутки, торопилась дать новые танки «тигр» и «пантера», тяжёлые самоходные орудия «фердинанд». Военно-воздушные силы получили новые самолёты «Фокке-Вульф –190А» и «Хейнкель-129». Немецкие войска в значительных размерах получили пополнение личным составом и материальной частью.
Для проведения задуманной операции против курского выступа германское командование сосредоточило 50 лучших своих дивизий, в том числе 16 танковых и моторизованных, 11 танковых батальонов и дивизионов, в которых насчитывалось до 2700 танков и штурмовых орудий и свыше 2000 самолётов (почти 69 процентов всех боевых самолётов, находившихся на Востоке). Были готовы к боевым действиям свыше 900 тысяч человек.
Немецкое командование было уверено в успехе. Фашистская пропаганда принимала все меры к тому, чтобы поднять дух в войсках, обещая в предстоящих сражениях безусловную победу.
Почему противник решил провести своё генеральное наступление в районе Курска?
Дело в том, что оперативное расположение советских войск на курском выступе, вогнутом в сторону противника, сулило большие перспективы немецкому командованию. Здесь могли быть окружены сразу два крупных фронта, Центральный и Воронежский, вследствие чего образовалась бы серьёзная брешь, позволившая противнику осуществить крупные операции в южном и северо-восточном направлениях. Немецко-фашистское командование учитывало также исключительно большое стратегическое значение выступа для Красной Армии. Занимая его, советские войска могли наносить удары по тылам и флангам как орловской, так и белгородско-харьковской группировок противника.
В своих оценках обстановки и возможных вариантов действий противника Ставка, Генеральный штаб исходили именно из этой предпосылки, что в дальнейшем подтвердилось. Советское оперативно-стратегическое командование было в основном единодушно в оценке предстоящих действий противника. В этом единстве взглядов, основанном на глубоком анализе всех условий, как нельзя лучше сказалось возросшее искусство наших штабов.
Учитывая создавшуюся обстановку, был разработан план операции, который предусматривал отражение вражеского наступления с последующим переходом в решительное контрнаступление на Орёл, Белгород, Харьков. Советское Верховное Главнокомандование вовремя узнало о планах врага и тщательно подготовило войска к отпору, создав мощную, глубоко эшелонированную оборону и подтянув сюда резервы, значительно превосходящие вражеские.
Этого уже нельзя было сказать про командование немецких войск, у которого отсутствовала правильная и глубокая оценка обстановки и единство в планах и способах предстоящих действий. Выпустив из рук стратегическую инициативу, оно не смогло справиться с возросшими трудностями, что усугублялось резким упадком воинского духа в войсках.
Как были расположены основные группы советских войск к началу битвы на Белгородчине?
Наиболее опасные рубежи обороны в районе Белгорода занимала 6-я гвардейская армия под командованием генерала М.С. Шумилова. Непосредственно за 6-й армией во втором эшелоне фронта обороны на Обоянском направлении располагалась 1-я танковая армия под командованием генерала М.Е. Катукова. За стыком 6-й и 7-й армией, прикрывая направление на Корочу и Прохоровку, стояла 69-я армия. Резервы фронта – 35 гвардейский стрелковый корпус и 2-й гвардейский танковый были расположены в районе Корочи, 5-й гвардейский танковый корпус – южнее Обояни.
К моменту оборонительного сражения советские войска, как в количественном, так и особенно в качественном отношении превосходили своего противника. Возросшая мощь авиации, бронетанковых войск и артиллерии позволяла в короткие сроки создавать такие ударные группировки, стремительно ломали всякое сопротивление вражеских войск. Это давало возможность советскому военно-стратегическому руководству подготовить и уверенно осуществить разгром вражеских войск в районе Курской дуги, сорвать широко задуманные гитлеровские наступательные планы на 1943 год.
В битве под Курском войска Центрального и Воронежского фронтов по силам и средствам несколько превосходили противника. Конкретно это выражалось так: в людях – в 1, 4; орудиях и минометах – в 1, 9; в танках – в 1, 2 и в самолетах – в 1,4 раза. Однако, делая основную ставку на танковые и моторизованные войска, немецкое командование сгруппировало их на узких участках, создав в первые дни битвы значительное превосходство над советскими войсками, занимавшими тактическую зону обороны.
Когда же вступили в действие наши войска, расположенные в оперативной глубине, превосходство перешло в руки советских войск.
Итак, с утра 5 июля 1943г. началась Курская битва. Враг двинул вперед свои главные силы: на орловско – курском направлении – семь танковых, две моторизованные и одиннадцать пехотных дивизий, на белгородском– курском – десять танковых, одну моторизованную и семь пехотных дивизий. Всего, в наступлении участвовало семнадцать танковых, три моторизованные и восемнадцать пехотных дивизий противника.
Выполняя тщательно, но шаблонно разработанный план «Цитадель», гитлеровское командование сосредоточило эти силы на узких участках фронта. Расчет был предельно прост: прорвать нашу оборону одновременно с двух противоположных сторон Курского выступа и встречными, или, как тогда говорили, концентрическими, ударами с севера и юга в общем направлении на Курск отрезать, а затем уничтожить располагавшиеся здесь советские армии.
Советскому командованию удалось точно определить время начала немецкого наступления. Все части были приведены в боевую готовность. Контрартиллерийская подготовка советской артиллерии опередила немецкую.
В ходе артиллерийской контрподготовки, в которой участвовало 2460 орудий, минометов и боевых машин реактивной артиллерии, противнику были нанесены серьезные потери, особенно в артиллерии. Боевые порядки гитлеровских частей и подразделений были в значительной степени дезорганизованы. Авиация с первых же дней боев наносила мощные массированные удары по противнику.
В стане врага произошло замешательство. Немецко-фашистское командование для восстановления нарушенного управления войсками было вынуждено отложить начало наступления на 2,5—3 часа.
К началу оборонительного сражения участок фронта от Старого города до Волчанска занимали войска 6 – й гвардейской армии генерала М. С. Шумилова. Оборона армии строилась в два эшелона. КП находился в лесном массиве между Терновой и Красной Зарей. В полосе обороны армии протекали Северский Донец, реки Разуменка, Корень и Нежеголь. Местность изобиловала высотами, глубокими и длинными балками и оврагами, была покрыта лесными массивами.
5 июля в 6 часов утра гитлеровцы нанесли по нашим войскам на корочанском направлении удар, однако, оборону 81-й гвардейской стрелковой дивизии генерала И. К. Морозова прорвать им не удалось. В 12 часов дня фашистские войска перенесли удар в стык 78-й и 72-й гвардейских стрелковых дивизий генералов А. В. Скворцова и А. И. Лосева в районе Масловой Пристани. Гитлеровцам удалось в нескольких местах форсировать Северский Донец и вклиниться в главную полосу обороны.
Гвардейцы оказали врагу упорное сопротивление. В течение 5 июля противник потерял здесь от всех видов огня до 75 танков, сотни солдат и офицеров. На второй день фашисты оставили на поле боя около 60 танков и 500 человек убитыми и ранеными. За 7 – 8 июля гвардейцы уничтожили 80 танков и штурмовых орудий. За четыре дня кровопролитных боев противнику удалось продвинуться на 8 – 10 километров и выйти ко второй армейской полосе обороны, но прорвать ее он не смог.
Героический подвиг совершил командир танкового взвода младший лейтенант И. У. Бутырин. Во время атаки на Ржавец наша пехота, прижатая к земле сильным огнем противника, залегла. Лейтенант открыл люк и скомандовал: «Вперед, на врага!».
Пехотинцы поднялись в атаку за танком и отбросили фашистов к Масловой Пристани. В бою Бутырин погиб.
В районе совхоза «Поляна» мужественно действовал командир танкового взвода коммунист гвардии лейтенант И. А. Конорев, который сжег и подбил 6 немецких танков, преследуя противника, танк Конорева подорвался на минном фугасе. Экипаж до последнего биения сердца, до последнего снаряда сражался с врагом в подбитой машине.
В результате умело организованной обороны наступление противника было сорвано. За четыре дня кровопролитных боёв немецко-фашистской группировке удалось вклиниться в оборону войск Центрального фронта всего лишь в полосе шириной до 10 км и в глубину до 12 км. На пятый день сражения она наступать уже не могла. Потеряв 42 тысячи солдат и офицеров и 800 танков, гитлеровцы вынуждены были перейти к обороне на достигнутом рубеже.
Огромную роль в срыв