Министерство образования Украины
Реферат
на тему:
«Страны Азии, Африки и Латинской Америки»
подтема:
«Япония»
Подготовили
ученицы 10-1 класса
ХФМЛ№27:
Теплова А.
Проверила:
Хуснутдинова Татьяна
Леонидовна
Харьков
2008г.
1. Последствия Первой мировой войны для Японии.
Объявляя в августе 1914 г. войну Германии, Японская империя строила планы расширения зоны своего влияния в Китае и на Дальнем Востоке, а также получения немецких владений в зоне Тихого океана. На втором году войны Япония предъявила Китаю «21 требование», удовлетворение которых фактически превратило бы эту страну в ее вотчину. Цели относительно Китая и Тихого океана были частично достигнуты. Что же касается дальневосточного региона России, то реализовать задуманное не удалось по причине неудачной интервенции в охваченную гражданской войной страну.
По древней японской традиции, колонну солдат, отправлявшихся на войну, возглавлял воин, несущий на плече исписанную иероглифами увеличенную до двух метров копию «самодзи» - круглой лопатки для раскладывания риса в тарелки. Такими «лопатами» японские генералы надеялись «черпать» богатые трофеи на полях битв Первой мировой войны. Однако их постигло глубокое разочарование - Вашингтонская мирная конференция 1921—1922 гг. провозгласила политику «открытых дверей» (равных возможностей для всех стран) в Китае. И хотя Японии было предоставлено право размещения на Тихом океане третьего по мощности (после США и Великой Британии) военно-морского флота водоизмещением в 315 тыс. тонн, она считала себя несправедливо обойденной западными государствами, прежде всего Соединенными Штатами.
Экономическая нестабильность в послевоенной Японии послужила причиной социальных волнений, наиболее крупными из которых были «рисовые бунты» 1918 г., когда около 10 млн человек протестовали против спекулятивных цен на рис - главный продукт питания японцев.
Как и в большинстве азиатских государств, армия в Японии принадлежала к элите общества, имела значительный авторитет и определенную автономию относительно парламента. Высшее армейское командование использовало акции недовольства с целью пробуждения «самурайского духа» и милитаристских настроений, распространяя среди японцев мнение, что послевоенные трудности вызваны несправедливым отношением к Японии ее бывших партнеров по антинемецкой коалиции.
Хирохито — регент, а с 1926 г. император Японии — после поездки в Европу (1921) в политической жизни страны видел себя в роли конституционного монарха по образцу Великой Британии, Бельгии, Голландии и Италии. Он предпочитал не вмешиваться в отношения армейской верхушки и парламента, балансируя между этими двумя силами.
Бремя послевоенных трудностей легло на плечи правительства премьер-министра Такаши Хары (1856-1921). Своей главной целью он видел лишение влияния олигархов, чрезмерно усилившихся в эпоху «реставрации Мейдзи», и укрепление роли политических партий в общественной жизни. Будучи непревзойденным мастером партийного строительства и знатоком бюрократического партийного механизма, Т. Хара сумел заручиться поддержкой влиятельных японских бизнесменов. Посредством умело выстроенных политических интриг, он создавал все условия для того, чтобы партии смогли стать преемниками власти бюрократии и старой политической элиты.
Невзирая на неблагоприятные внутренние и внешние факторы, Т. Харе удалось стабилизировать экономику, демократизировать общество, обеспечить расцвет интеллектуальной и культурной жизни страны. Однако посягательство на власть бюрократии не сошло ему с рук - в ноябре 1921 г. Т. Хара был убит правым террористом.
2. Милитаризация страны.
После гибели Т. Хары активизировались милитаристские партии и организации Японии. Спекулируя на самурайских традициях, они ставили целью восстановление внешней экспансии империи. В 1927 г. премьер-министр Танака прислал императору тайный план («меморандум Танаки») вытеснения США с Тихого океана и экспансии на Дальний Восток.
Милитаристские настроения весьма удачно для их организаторов накладывались на проявления в Японии мирового экономического кризиса, еще в 1927 г. охватившего финансовую систему страны. К лишениям и нищете большинства населения, в особенности сельского, прибавился невиданный ранее крах банков, разрушивший нормальную деятельность всей экономики.
Период постепенного укрепления экономики сменился инфляцией, снижением цен на сельскохозяйственную продукцию, разрушением товарного рынка, безработицей.
Экономический кризис существенным образом обострил политические противоречия в обществе. Японские военные, в особенности после подписания в 1930 г. Лондонского морского договора, дополнившего решения Вашингтонской конференции, спекулировали на тех временах, когда безопасность японских интересов и колониальных войск в заморских владениях была безоговорочной.
Теперь же, убеждали они сограждан, в условиях навязывания Японии «несправедливых» договоров следует наращивать военные силы для «восстановления справедливости» и дезориентировать западную дипломатию относительно действительных намерений Японии на международной арене.
В 1928 г. почти одновременно с принятием «Закона об общих выборах», согласно которому количество избирателей, составлявшее 3 млн, увеличилось до 12,5 млн человек, был принят «Закон об охране общественного порядка», предусматривавший до десяти лет тюремного заключения за «антимонархическую» и «антигосударственную» деятельность. Под эти формулировки можно было подвести любые проявления недовольства официальной правительственной политикой.
Идеологическим прикрытием нагнетания милитаристских настрое-ний служила идея божественного происхождения Японии. Школьникам рассказывали, что их родина — священная земля, которой искони управляют потомки мифического императора Дзимму. На школьной карте «Соседи Японии» столицу Токио опоясывали пять кругов, обозначающих этапы экспансии Японии. Первый круг охватывал собственно Японию, второй — тихоокеанские острова, Корею, Маньчжурию и часть Монголии, третий — Северный Китай и часть российской Сибири, четвертый - остаток Китая, Индокитай, Борнео и Гавайские острова, пятый - западное побережье США и Канады, Австралию.
Политика правительства представителя партии Минсэйто Осаши Хамагучи (1929—1931), направленная на выведение экономики из кризиса, не отличалась оригинальностью. Ее действия ограничивались призывами экономить, вести аскетический образ жизни и т. п. Неспособность правительства справиться с проблемами внутренней жизни страны и беспомощность премьера вызывали негодование общественности. Активизировавшиеся на этом фоне крайне правые партии с их призывами к установлению «сильной» власти и наступательной внешней политике завоевали симпатии в среде молодых офицеров, политиков, ученической и студенческой молодежи, воспитанной на самурайском романтизме, а также уголовных элементов.
Спекуляция социальными проблемами, обращение к самурайскому прошлому и террор стали неотъемлемой составляющей действий милитаристов. В 1932 г. группа молодых офицеров организовала мятеж с целью установления в стране военной диктатуры. Попытка оказалась неудачной, однако способствовала увеличению финансовой помощи милитаристам со стороны крупного японского бизнеса, прежде всего связанного с производством оружия. Особым расположением они пользовались у руководителей дзайбацу - крупных трестов и концернов, контролировавших такие ключевые секторы экономики, как тяжелая промышленность, транспорт, торговля, финансы. Объединения «Мицуи», «Мицубиси», «Ниссан», рассчитывая на прибыли от будущих колониальных завоеваний, не жалели средств на поддержку милитаристских националистических организаций и групп.
Претендующие на роль объединительного звена всех азиатов против Запада милитаристские силы Японии прилагали усилия для пропаганды идеи превосходства азиатской расы в заграничной части Азии. В 1934 г. в Японии было основано объединение «Дай-Айя-Киотай», главными задачами которого стали пропаганда японской культуры и языка на Азиатском континенте, распространение торгового влияния Японии, «освобождение» других азиатских народов под протекторатом Токио. Особое значение организация придавала идеологическому воспитанию молодежи, объединенной в отдельный союз «Молодая Азия».
Милитаризация политического климата 30-х годов достигла кульминации в 1936 г. во время так называемого инцидента 26 марта. В этот день группа молодых офицеров осуществила попытку уничтожить правительственный кабинет и захватить власть в стране. Мятеж был подавлен, однако отныне в Японии существовал могущественный блок гражданской власти с высшим армейским командованием. Это были люди, пользовавшиеся поддержкой деловых кругов, средств массовой информации, чиновников. Они готовили нацию к экспансии в Азию и тотальной (всеобщей) войне против Запада, свидетельством чего послужил выход Японии из Лиги Наций и агрессивные акции на международной арене
3. Демократическое движение.
Естественно, что в странах с тоталитарным или авторитарным устройством демократические силы вынуждены действовать в крайне сложных условиях. В подобной ситуации находились и демократически ориентированные граждане межвоенной Японии. Когда официальная пропаганда изо всех сил старалась привить нации воинственный дух,а слова «самурай» и «патриот» употреблялись как синонимы, необходимо было большоегражданское мужество, чтобы противостоять этому. Особенность Японии, как, обственно, и Германии, и Италии, состояла в том, что здесь к демократическому лагерю принадлежали все выступавшие против диктатуры милитаристов внутри страны и против агрессивной внешней политики на международной арене. Таким образом, демократический лагерь составляли довольно разношерстные идеологически силы: интеллектуалы, отдававшие себе отчет в неминуемых губительных последствиях для народа политики режима военных; коммунисты, расценивавшие установившиеся в Японии порядки как «империализм»; пацифисты, протестовавшие против любой войны как противоестественного явления; отдельные чиновники и военные. Следует, однако, отметить, что последних было на удивление мало.
Демократическое движение в Японии страдало от того, что его участники были разрозненными и не имели общенациональных центров. В частности, в отличие от Великой Британии с ее Британским конгрессом тред-юнионов, в Японии не было единого профсоюзного центра, который бы направлял борьбу наемных работников за их социальные права. Это, например, четко проявилось во время забастовки токийских железнодорожников в начале 20-х годов, так и не переросшей в общенациональную.
Левые организации и группы, в частности «Танемаку хито» («Сеятель») во главе с Оми Комаки или созданная в июле 1922 г. Коммунистическая партия Японии (КПЯ), вследствие малочисленности и увлечения теорией в ущерб конкретным действиям не оказывали решающего влияния на политику японского правительства и общественное мнение. КПЯ, образовавшаяся вследствие раскола в анархо-синдикалистском движении из активистов профсоюзов, прежде всего социалистов и радикалов, была не столько серьезной политической силой, сколько собранием интеллектуалов, исповедовавших коммунистическую идеологию. Даже ее лидеры (например, Хитоши Ямакава) занимались скорее словесной поддержкой коммунизма в СССР, нежели рассчитывали на его распространение в Японии.
На протяжении 20—30-х годов партийные активисты КПЯ неоднократно преследовались властью; не прибавила партии авторитета и неизбывная борьба между разными фракциями в ней. В тактике КПЯ преобладали манифестации и митинги, ее политическая линия довольно часто менялась либо в соответствии с указаниями Коминтерна, либо в зависимости от того, какая фракция побеждала в партийных дискуссиях. Начиная с 1933 г. в результате полицейских акций большинство руководителей партии были арестованы или эмигрировали.
Предвидевшие угрожающие нации последствия милитаризации Японии старались противодействовать скатыванию страны к войне. Так, в ноябре 1930 г. противники милитаризации распространили среди японских военных моряков в Шанхайском порту антивоенные листовки. В том же году было организовано «Общество противников японо-китайской войны».
В целом же демократическое движение существовало в чрезвычайно сложных условиях, поскольку правительственные круги старались в зародыше подавить любую деятельность, идущую вразрез с их политикой. Так, например, произошло с празднованием 1 мая 1935 г. Международного дня солидарности трудящихся, которое сразу же было запрещено.
4.Внутренняя и внешняя политика страны.
После Первой мировой войны главным для Японии во внешней политике становится участие ее в интервенции на Дальнем Востоке против Советской России и обеспечение своих национально-государственных интересов на международном уровне.
Цели Японии относительно советского Дальнего Востока, влияние на них политических перемен в России. По количеству оккупационных войск Япония занимала первое место (в 1920 г. – 175 тыс. чел.).Развитие партизанского движения в ответ на крайнюю жестокость оккупантов в сочетании с результативными действиями Красной Армии позволили изгнать японцев из Приморья (1922), в 1925 г. из Северного Сахалина после подписания советско-японской конвенции и установления дипломатических отношений. Весной 1922 г. международные позиции Японии ухудшились. На развитие внутренней ситуации в Японии заметное влияние оказали политические события в России 1917 – 1918 гг., информация о которых достаточно активно проникала в страну. Прежде всего это значительный рост промышленности (военной