КРИМИНАЛЬНОЕ БАНКРОТСТВО
Содержание
Введение
1. Понятие и сущность олигарха
2. Олигархическая преступность: понятие и виды
3. Проблемы эффективности борьбы с криминальными банкротствами, совершаемыми представителями олигархической преступности
4. Общие выводы и предложения
Заключение
Список использованной литературы
В условиях современной рыночной экономики недобросовестные олигархи получили все возможности для легкого и незаконного обогащения, избрав институт банкротства для передела собственности и перекачки денежных средств из одного кармана в другой.
В силу ряда причин названное явление требует пристального внимания как ученых-юристов, так и юристов-практиков. Уровень его распространенности по регионам и областям различен, но в той или иной степени соответствующие факты фиксируются повсеместно. Лидирует в этом отношении столичный регион, вследствие высокой концентрации в нем капитала и олигархов. Однако настоящее исследование посвящено обозначенной проблеме в рамках одного региона - Саратовской области.
Привлекательность использования института банкротства для олигархов обусловлена, по крайней мере, двумя обстоятельствами: его высокой доходностью и слабой уязвимостью перед действующим уголовным законодательством. Особую актуальность исследованию придает то обстоятельство, что масштаб и глубина рассматриваемого исследования в значительной мере носят латентный характер[1].
Последнее время в средствах массовой информации мы все чаще встречаем такие слова, как "олигарх", "российские олигархи", "криминальные олигархи". При этом у каждого из нас складывается определенное представление о том, что собой представляет этот самый "олигарх".
Действительно, кто такие российские олигархи? В чем заключается их власть? Есть ли в Саратовской области люди, которых мы могли бы отнести к олигархам? Это человек, имеющий большие деньги, высокое положение или просто обаятельный, тот, кто умеет лучше других использовать подвернувшиеся обстоятельства?
Олигархия в переводе с греческого (oligarchia от oligos - немногий, немногочисленный и archi - власть) означает власть немногих в государстве или в мире финансов (финансовая олигархия) [2]. Согласно Аристотелю, олигархия является результатом искажения (вырожденной формой) аристократической формы правления[3]. Соответственно, олигархи - это те немногие, кто властвует. Очевидно, что современные российские олигархи не очень-то подходят под это аристотелевское определение.
Впервые термин "олигархия" в отношении нынешних крупных собственников - бизнес-элиты применил, в ноябре 1996 года А.И. Солженицын, который охарактеризовал их как "устойчивую и замкнутую олигархию из 150-200 человек"[4].
На жаргоне российских журналистов, олигархи - это крупные бизнесмены, из-за кулис диктующие свою волю министрам и президентам[5].
По мнению Либерально-Демократической Партии России, "у олигархов России нет ничего, кроме беспредельной жажды наживы. В русском языке есть старинное слово - "временщик". Это человек, случайно оказавшийся у власти и употребляющий эту власть исключительно для собственного обогащения. Российские олигархи - типичные временщики"[6].
Обычно в качестве олигархов называют Березовского, Гусинского, Дерипаску, Потанина, Абрамовича, Ходарковского, Хлопонина, Чубайса, Фридмана, Вяхирева, Брынцалова. Между тем, по мнению В. Прибыловского, безусловными олигархами у нас являются представители номенклатуры. То есть это Путин, Волошин, Касьянов, Миллер, Лужков, Селезнев, Миронов и еще примерно тысяча человек - министры, придворные, наместники президента в федеральных округах, губернаторы, начальники УФСБ и другие руководители органов власти, а вот Гусинский, Дерипаска, Ходорковский, Фридман - всего лишь "финансовые олигархи"[7].
По мнению, А.А. Мухина, отличительным признаком "олигарха" от простого крупного собственника является факт приобретения и использования им медиа-ресурсов, а также попытки получить политическое влияние, создавая во властных и законодательных органах свои собственные "группы влияния"[8].
При обращении к юридическим наукам, в частности, к криминологии, мы встречаем такое понятие, как "власть имущие", то есть "известные лица, занимающие политическое и социальное положение, связанное с широкими возможностями обеспечения их собственных интересов"[9]. Исходя из данного определения, можно сделать вывод о том, что слова "олигархи" и "власть имущие" являются синонимами.
На вопрос: "Как Вы воспринимаете олигархов?" Президент РФ Путин В.В. в одном из своих интервью ответил: "Как субъектов рыночной экономики"[10].
Таким образом, не все воспринимают олигархов только лишь в качестве субъектов рыночных правоотношений: для многих россиян слово "олигарх" воспринимается как оценочное, глубоко негативное.
В то же самое время, 89,7% опрошенных респондентов понятие "олигарха" связывают с крупным состоянием, которое, по мнению 13,5% опрошенных должно составлять от 100 миллионов до 1 миллиарда рублей, по мнению 71,3% опрошенных - более 1 миллиарда рублей. Помимо крупного состояния, понятие "олигарх", по мнению 74,8% опрошенных связано с политическим влиянием, 10% - с наличием собственности за границей, 9,7% - с наличием родственных связей с руководителями государства.
В целом, можно сделать вывод о том, что большинство сотрудников правоохранительных органов и представителей коммерческих структур дают определение "олигархам" аналогичное научному определению "власть имущих" в криминологии.
Процесс реформирования российской экономики, осуществляемый без достаточной последовательности, без создания адекватного механизма контроля и защиты от противоправных посягательств, создал благоприятные условия для роста экономической преступности в процессе очередного передела собственности.
К началу третьего тысячелетия в России возникла уникальная криминологическая ситуация, в которой доминирующее значение имеют теневая и криминальная экономики. Интересы криминалитета закономерно сконцентрировались в экономической сфере. Многие предприятия находятся под контролем олигархов и организованной преступности.
В криминологической науке под "преступностью власть имущих" понимается совокупность преступлений, совершенных с целью защиты или расширения своих привилегий "власть имущими"[11].
В ходе проведения настоящего исследования сотрудникам УФСНП и МВД РФ по Саратовской области, арбитражным судьям Арбитражного суда Саратовской области, индивидуальным предпринимателям, руководителям и сотрудникам коммерческих организаций были заданы следующие вопросы: Существует ли олигархическая преступность? Что они понимают под олигархической преступностью? Какие виды олигархической преступности они могут назвать? Как часто совершают олигархи противоправные деяния в личных целях? Несут ли олигархи уголовную ответственность?
Каковы же результаты проведенного анкетирования по данным вопросам?
Олигархическая преступность существует в сфере экономики (85,3%) как самостоятельное явление (86,2%), под которой понимается совокупность преступлений, совершаемых олигархами в целях неосновательного обогащения с использованием своего экономического и (или) политического положения (79,1%). Таким образом, мы видим, что подавляющее большинство опрошенных правильно понимают суть преступности, совершаемой олигархами[12].
В ходе проведения настоящего социологического исследования на вопрос: с чем для Вас ассоциируется "олигархическая преступность"? были получены следующие ответы:
с преступлениями против личности - 2,6% опрошенных;
с преступлениями в сфере экономики - 85,3% опрошенных;
с преступлениями против общественной безопасности и общественного порядка - 6,7% опрошенных;
с преступлениями против государственной власти - 16,4% опрошенных.
Все вышеуказанные противоправные деяния олигархи, по мнению экспертов, совершают постоянно (50,1%), при этом они не несут уголовной ответственности (80,6%), а если и несут, то очень редко (11,1%).
Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что "олигархическая преступность" существует в сфере экономики как самостоятельное явление, под которой понимается совокупность преступлений, совершаемых олигархами в целях неосновательного обогащения с использованием своего экономического и (или) политического положения.
Криминологическая характеристика состояния криминальных банкротств
Особое место в реальной экономической преступности (в том числе и олигархической преступности) занимает уникальный по своим криминальным возможностям механизм приватизации[13]. А банкротство стало самым дешевым и простым способом этой приватизации и превратилось в процветающий бизнес, который олигархи используют для приобретения крупных состояний практически "за копейки". Фраза о преступном способе приобретения всех крупных состояний - это уже не просто штамп, а, похоже, одна из аксиом современного бизнеса. По мнению 84,4% опрошенных, криминальное банкротство является разновидностью олигархической преступности и занимает одно из первых мест (52,5%).
За последние годы значительно вырос фактический (а не статистический) уровень преступности, посягающий на экономическую безопасность страны. Существенно изменились причины и условия преступлений в сфере экономики, личность преступника, а также мотивы его противоправного поведения.
По состоянию на 1 июля 2002 года в производстве в арбитражных судах на территории России находилась 61 тысяча дел о несостоятельности (банкротстве) [14]. Уровень зарегистрированных преступлений, на территории Российской Федерации, предусмотренных ст. ст. 195-197 УК РФ, согласно официальной статистике, увеличивается с каждым годом (примерно в 2 раза), а раскрываемость по указанным статьям - снижается[15].
Законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002г. была введена новая процедура банкротства - Финансовое оздоровление, целью которой является восстановление платежеспособности должника и погашение кредиторской задолженности. Реальность же такова, что 9 из 10 решений, вынесенных Арбитражным судом Саратовской области по делам о несостоятельности (банкротстве) за последние полгода, - решения о признании должника несостоятельным (банкротом).
Как верно отмечает А.И. Долгова, человечество не помнит себя без преступлений, и было бы наивно в обозримый период ставить задачу ликвидации преступности[16]. Ослабление борьбы, а тем более, ее отсутствие, ведет к безудержному росту преступности и криминализации общества[17].
Подвести предприятие под банкротство не так уж и сложно, достаточно иметь кредиторскую задолженность, превышающую 100 000 рублей - для юридического лица и 10 000 рублей - для физического лица на протяжении срока, превышающего 3 месяца. И, пожалуйста, предприятие - банкрот.
К сожалению, на практике довольно трудно привлечь виновного за криминальные действия в области банкротства, и тем более, если последние совершены представителями "олигархической преступности".
Это обусловлено рядом причин, к главным из которых сотрудники правоохранительных органов и арбитражные судьи относят низкий уровень правовой защищенности экономических отношений, большую латентность среди преступлений экономического характера (73,6%), несовершенство законодательной базы в сфере банкротства (80,2%).
В качестве субъективных причин недостаточно эффективной борьбы с экономическими преступлениями (и криминальным банкротством, в частности) могут быть названы следующие:
дознаватель (следователь) при малейших сомнениях в пользу обвиняемого лучше откажет в возбуждении уголовного дела;
слабое знание дознавателей (и отдельных следователей) основных положений гражданского и налогового законодательства. А ведь диспозиции почти всех статей VIII главы УК РФ (в том числе, ст. ст. 195-197) базируются именно на знании гражданского и налогового права, на знании "азов" экономики;
отсутствие четкой судебной правоприменительной практики по экономическим преступлениям, что усложняет правоприменение.
Полагаем, что к вышеназванным причинам можно отнести и тот факт, что олигархи в полном объеме используют свое экономическое и политическое положение при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) в арбитражных