О проблеме школьного астрономического образования и создания Заочной Астрономической Школы при
В нашей стране наблюдается не просто негативная тенденция снижения уровня астрономического образования и просвещения , а нечто более серьезное. Можно сказать , что уничтожение астрономии как школьного предмета стало государственной политикой. Сохранение уроков астрономии в ряде школ становится чуть ли не подвигом их директоров. Но даже они отступают под давлением обстоятельств. Понятно , что введение дополнительных уроков физкультуры ( не обеспеченных залами и площадками ) , ОБЖ , ОПК и других , при наличии предельно- допустимого количества часов по санитарно-гигиеническим требованиям , приводит к тому , что приходится жертвовать уроками астрономии , математики , русского языка , литературы . В первую очередь , конечно , астрономии.. Неоднократно можно слышать слова : «Астрономия ? Нет такого предмета». И действительно , астрономия исключена из списка школьных предметов, а учебников астрономии нет в утверждённом перечне школьных учебников .В аттестат оценка по астрономии не входит ,т.к. для этого нужен курс в 70 часов .Конечно, нужное количество студентов астрономические отделения ВУЗов найдут , но нельзя не видеть , что нашу страну захлестывает волна воинствующего невежества. Астрономия – не просто один из предметов, дающий какой- то объем знаний. Это мировоззренческая наука . Она связана с общественными, гуманитарными и естественно-математическими науками, имеет не только специальный, но и общечеловеческий, гуманитарный аспект. Существуют обширные межпредметные связи с философией , физикой , математикой , химией ,географией ,биологией , историей ,изобразительным искусством поэзией. Астрономическое образование и основанное на нём просвещение необходимы российской культуре для полноценного развития. Наконец , воспитание патриотизма. В этом году празднуется пятидесятилетие полета первого космонавта Ю.А.Гагарина. Мы провели ежегодную школьную астрономическую олимпиаду , в которой были вопросы о первом пилотируемом полете. Участвовало более пятисот детей с пятого по одиннадцатый классы. Чувствуется , что многие родители осознают свою ответственность за воспитание и образование своих детей , они уделяют им внимание , занимаются с ними. Но вот что тревожно , на вопрос о том , в какой стране был осуществлен первый пилотируемый полет в космос , как назывался этот космический корабль , кто был первым космонавтом и в каком году он был совершен ,мы получали следующие ответы , причем от довольно продвинутых детей , которые очень неплохо решали остальные астрономические задачи : первый полет -в Америке , пилот - Армстронг . И таких детей было процентов десять от числа участников . Еще какое-то число детей называло первым пилотом Белку и Стрелку , а особенно путались с датами , присутствовал и 1812 год , и 1941, и даже 1612. Астрономия – волшебная наука, она очень привлекает детей. Более ста моих учеников ежегодно участвуют в интернет – конкурсах Дворца Детского и Юношеского творчества на Воробьевых горах по астрономии и физике космоса . В этом году массово приняли участие в конкурсе детского фантастического рассказа и рисунка «Эра фантастики». Активно и с восторгом принимают участие даже ученики начальной школы Все это говорит о том , что популяризация достижений наук о Вселенной, ближнем космосе и Земле была и остаётся важной составляющей культурного прогресса в России. В настоящее время в мире происходит бурное развитие астрономии и исследований космоса, результаты которого крайне важны не только для мировоззрения и науки, но и для практики, включая общедоступные космические системы связи, перенос технологий с космической на бытовую технику, изучение влияния на человека солнечно-земных связей и т.п. Школьная астрономия сейчас держится на энтузиастах , которые вопреки государственной политике сохраняют астономию в школьных кружках. Им нужна помощь . Я предлагаю следующее – при астрономическом отделении физфака МГУ организовать Заочную Астрономическую Школу по подобию Заочной Физико-Математической Школы МФТИ. К составлению программы пригласить членов Методического Совета Всероссийской Астрономической олимпиады. Пригласить ведущих ученых ГАИШ к созданию методических пособий по темам программы и составлению задач для домашнего решения с последующей проверкой , к которой привлечь студентов астрономического отделения физфака МГУ. Создать электронные пособия с записью лекций ведущих ученых ГАИШ. Только в одной нашей школе №1 г. Фрязино захотят заниматься в этой заочной астрономической школе не менее ста учащихся ,в настоящее время я не могу охватить всех желающих заниматься в астрономических кружках. Мои ученики в последнее время практически ежегодно становились победителями или призерами Московской областной астрономической олимпиады , участниками и призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады и при их подготовке я остро чувствовал необходимость создания Заочной Астрономической Школы. Можно спрогнозировать , что по России желающих заниматься в такой школе будет не одна тысяча. Очень серьезен вопрос хотя бы начального финансирования. Я думаю , что если Министерство образования откажется финансировать этот проект (а это почти наверняка), то необходимо просить наших выдающихся астрономов и физиков обратиться с письмом в частный фонд поддержки науки Е.Зимина «Династия» , который уже осуществляет поддержку учителей физики , математики ,химии и биологии , с просьбой поддержать астрономию ,находящуюся в бедственном положении. Необходим также выпуск электронных пособий с записями лекций ведущих ученых ГАИШ , снабженных красочными иллюстрациями и аннимациями.