Воскресенье, 21 Июл 2024, 15:36
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51637


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю русского языка

Тема « Способы образования имен
Урок русского языка в 6 классе «Способы образования имён существительных»
Слайд 1. Тема « Способы образования имен
существительных»

Тип урока: комбинированный
Технология: проблемное обучение

Слайд 2. Эпиграф:

Перед вами громада – русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…
Н.В.Гоголь.

Слово учителя:

Вот и сегодня мы с вами будем постигать чудные законы русского языка.

Слайд 3. Цели и задачи «зачем пришел ты…»

Слайд 4. Цели урока:

на уроке мы с вами закрепим знания о способах образования имен существительных;
продолжим работу по формированию знаний, умений, навыков; будем работать над развитием
умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Установка на успех:
Посмотрите друг на друга, на меня, улыбнитесь. У нас хорошее настроение, и сегодня у нас все получится, Начинаем работать.

Повторение теоретических сведений.
Перекрестный опрос ( Карточка № 1)
1 ряд – 2 ряду: Какие способы словообразования
в русском языке вы знаете?
(морфологический и
неморфологический)
2 ряд – 3 ряду: Назовите виды морфологического
способа образования слов.
(приставочный, суффиксальный,
приставочно-суффиксальный,
бессуффиксный, сложение основ,
сложение целых слов, сложение
части слова с целым словом,
сложение начальных букв,
слогов).
3 ряд – 1 ряду: Назовите виды неморфологичес-
кого способа образования слов.
(переход из одной части слова в
другую).

КАРТОЧКА № 2 ( каждому ученику)

Задание 1 ряду: определить способ образования
имен существительных
Неудача, невезение, неуважение

Образец устного ответа:
Непогода – плохая погода
Не + погода = непогода - приставочный способ

Задание 2 ряду: разобрать имена существитель-
ные по составу, определить спо –
соб образования.

Грибок, лесок, гномик

Образец устного ответа:
Дубок – маленький дуб
Дуб + ок = дубок – суффиксальный способ

Задание 3 ряду: разобрать имена существитель –
ные по составу. Определите
способ образования.

Подстаканник, подоконник, подлокотник

Образец устного ответа:
Подсвечник – подставка под свечу
Под + свеча = подсвечник – приставочно –
суффиксальный способ

Прослушаем информацию (итог работы)
(По мере ответов на доске появляются названия способов образования слов)

Учитель: Все ли известные вам способы образования слов мы вспомнили? (нет)
Продолжим работу.

КАРТОЧКА № 3 ( по рядам )
(по 1 ученику от ряда у доски )

1 ряд: пар + ходить = пароход –
Лес + рубить = лесоруб –
Пыль + сосать = пылесос-
Мышь + ловить = мышеловка-
( сложение основ )

2 ряд: драматический кружок – драмкружок
спортивная площадка – спортплощадка
квартирная плата – квартплата
европейская валюта – евровалюта
( сложение части слова с целым словом)

3 ряд: город, герой – город – герой
Диван, кровать – диван – кровать
Царь, пушка – царь – пушка
Платье, костюм – платье – костюм
(сложение целых слов)
Ученики, работающие у доски, называют способы образования слов.
Проверьте, правильно ли вы выполнили задание
(На доске появляются способы образования слов)

КАРТОЧКА № 4 ( для всех )
Заведующий хозяйством – завхоз
Командир батальона – комбат
( сложение начальных слогов )

ГАИ – государственная автомобильная инспекция
КВН – клуб веселых и находчивых
РК – Республика Казахстан
(сложение начальных букв)

КАРТОЧКА № 5 ( для всех )

Образовать от глаголов имена существительные, назвать способ образования

Взрывать – взрыв
Играть – игра
Грохотать – грохот БЕССУФФИКСНЫЙ
Звать – зов
Советовать – совет

Слайд 5. Проверьте, правильно ли вы написали
слова. Кто допустил 1, 2, 3 ошибки?

После 1 этапа на доске запись:

Морфологический Неморфологический

-Приставочный Переход из одной части
-Суффиксальный речи в другую
-Приставочно -
суффиксальный
-Сложение основ
-Сложение части слова
с целым словом
-Сложение целых слов
-Сложение сокращенных основ
-Сложение начальных букв
-Бессуффиксный

2 этап ( групповая работа)

КАРТОЧКА № 6

Игра «Собери слова» ( по вариантам)

Задание: Обозначь те части слова, с помощью
которых образованы слова. Назови способ образования.
1 вариант

Груз - Грузить бессуффиксный
За - загрузить приставочный
- ть загрузка прист. – суффикс.
- и - нагрузка прист. – суффикс.
По - перегрузить приставочный
- к - перегрузка прист. – суффикс.
На - погрузить приставочный
- а погрузка прист. – суффикс.
Пере -
2 вариант

Ноч - ночной суффиксальный
- ой ночевать суффиксальный
- ева - заночевать прист. – суффикс.
За - ночник суффиксальный
- ть переночевать прист. – суффикс.
- ик –

Пере -

Проверка
Слайд 6. ( проверка, правильный ответ)

А теперь посмотрите, сколько слов получилось
у меня.

КАРТОЧКА № 7

Задание: Придумать словосочетания «прилаг. +

существ.» ( по рядам )
1 ряд: военный
ученый
(название людей) пожарный
взрослый
часовой

2 ряд: (название помещений)
ванная
детская
учительская
приемная
кладовая

3 ряд: (название магазинов и предприятий)

слесарная
парикмахерская
булочная
кондитерская
прачечная

Проверка

КАРТОЧКА № 8

Задание: ( распределительный диктант )
записать в 2 столбика слова по способу
образования.

1. Существ., образованные сложением целых слов.
2. Существ., образованные сложением основ

Вездеход, выставка – продажа, подснежник, самокат, кафе – ресторан, пароход, пришкольный.

- Все ли слова вы смогли определить в группы? Почему не все? Разберите по составу оставшиеся слова ( на доске )

Подснежник, пришкольный

- Назовите способ образования их.

- Что еще вы заметили? (все слова – имена существительные, пришкольный – прилагательное).

Домашнее задание:

Упр. 267, 268 – 1,2 группа
3 группа – выписать из «Ме-
тели» А.С.Пушкина по 2 сло-
ва на все способы образов.
слов, составить с ними
словосочетания.

Итог урока: на столах карточки

Слайд 7. Рефлексия

На столах у детей КАРТОЧКА № 9

Задание: прочитайте утверждения и отметьте
те, которые отражают ваше состояние и вашу работу на уроке.

- Узнал новый способ
- Активно работал
- Было трудно
- Было интересно
- Было легко

Все карточки вложить в рабочую тетрадь, сдать, каждый получит оценку за работу на уроке.

Заключительное слово:

Я благодарю вас за работу на уроке и желаю раскрывать на каждом уроке все новые тайны русского языка.
Категория: Учителю русского языка | Добавил: vadik11092 (12 Фев 2012)
Просмотров: 2532 | Теги: образования, тема, имен, способы | Рейтинг: 1.0/ 7 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Воскресенье
21 Июл 2024
15:36


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz