Урок русского языка в 6 классе «Способы образования имён существительных» Слайд 1. Тема « Способы образования имен существительных»
Тип урока: комбинированный Технология: проблемное обучение
Слайд 2. Эпиграф:
Перед вами громада – русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его… Н.В.Гоголь.
Слово учителя:
Вот и сегодня мы с вами будем постигать чудные законы русского языка.
Слайд 3. Цели и задачи «зачем пришел ты…»
Слайд 4. Цели урока:
на уроке мы с вами закрепим знания о способах образования имен существительных; продолжим работу по формированию знаний, умений, навыков; будем работать над развитием умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Установка на успех: Посмотрите друг на друга, на меня, улыбнитесь. У нас хорошее настроение, и сегодня у нас все получится, Начинаем работать.
Повторение теоретических сведений. Перекрестный опрос ( Карточка № 1) 1 ряд – 2 ряду: Какие способы словообразования в русском языке вы знаете? (морфологический и неморфологический) 2 ряд – 3 ряду: Назовите виды морфологического способа образования слов. (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение основ, сложение целых слов, сложение части слова с целым словом, сложение начальных букв, слогов). 3 ряд – 1 ряду: Назовите виды неморфологичес- кого способа образования слов. (переход из одной части слова в другую).
КАРТОЧКА № 2 ( каждому ученику)
Задание 1 ряду: определить способ образования имен существительных Неудача, невезение, неуважение
Образец устного ответа: Непогода – плохая погода Не + погода = непогода - приставочный способ
Задание 2 ряду: разобрать имена существитель- ные по составу, определить спо – соб образования.
Грибок, лесок, гномик
Образец устного ответа: Дубок – маленький дуб Дуб + ок = дубок – суффиксальный способ
Задание 3 ряду: разобрать имена существитель – ные по составу. Определите способ образования.
Подстаканник, подоконник, подлокотник
Образец устного ответа: Подсвечник – подставка под свечу Под + свеча = подсвечник – приставочно – суффиксальный способ
Прослушаем информацию (итог работы) (По мере ответов на доске появляются названия способов образования слов)
Учитель: Все ли известные вам способы образования слов мы вспомнили? (нет) Продолжим работу.
КАРТОЧКА № 3 ( по рядам ) (по 1 ученику от ряда у доски )
2 ряд: драматический кружок – драмкружок спортивная площадка – спортплощадка квартирная плата – квартплата европейская валюта – евровалюта ( сложение части слова с целым словом)
3 ряд: город, герой – город – герой Диван, кровать – диван – кровать Царь, пушка – царь – пушка Платье, костюм – платье – костюм (сложение целых слов) Ученики, работающие у доски, называют способы образования слов. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание (На доске появляются способы образования слов)
КАРТОЧКА № 4 ( для всех ) Заведующий хозяйством – завхоз Командир батальона – комбат ( сложение начальных слогов )
ГАИ – государственная автомобильная инспекция КВН – клуб веселых и находчивых РК – Республика Казахстан (сложение начальных букв)
КАРТОЧКА № 5 ( для всех )
Образовать от глаголов имена существительные, назвать способ образования
Взрывать – взрыв Играть – игра Грохотать – грохот БЕССУФФИКСНЫЙ Звать – зов Советовать – совет
Слайд 5. Проверьте, правильно ли вы написали слова. Кто допустил 1, 2, 3 ошибки?
После 1 этапа на доске запись:
Морфологический Неморфологический
-Приставочный Переход из одной части -Суффиксальный речи в другую -Приставочно - суффиксальный -Сложение основ -Сложение части слова с целым словом -Сложение целых слов -Сложение сокращенных основ -Сложение начальных букв -Бессуффиксный
2 этап ( групповая работа)
КАРТОЧКА № 6
Игра «Собери слова» ( по вариантам)
Задание: Обозначь те части слова, с помощью которых образованы слова. Назови способ образования. 1 вариант
Груз - Грузить бессуффиксный За - загрузить приставочный - ть загрузка прист. – суффикс. - и - нагрузка прист. – суффикс. По - перегрузить приставочный - к - перегрузка прист. – суффикс. На - погрузить приставочный - а погрузка прист. – суффикс. Пере - 2 вариант
Ноч - ночной суффиксальный - ой ночевать суффиксальный - ева - заночевать прист. – суффикс. За - ночник суффиксальный - ть переночевать прист. – суффикс. - ик –
Пере -
Проверка Слайд 6. ( проверка, правильный ответ)
А теперь посмотрите, сколько слов получилось у меня.
КАРТОЧКА № 7
Задание: Придумать словосочетания «прилаг. +
существ.» ( по рядам ) 1 ряд: военный ученый (название людей) пожарный взрослый часовой