Четверг, 02 Май 2024, 14:50
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю истории

Работа школьного музея при изучении истории Отечества
В последние годы актуальной стала тенденция учить учеников истории, используя вещественные источники. Современный урок истории немыслим без документов, исторических первоисточников, фотографий, вещественного материала и т.д. Многие педагоги свою методическую систему обучения строят на работе с подлинным историческим материалом. Он используется как на традиционных уроках, так и на уроках-дискуссиях, уроках-семинарах, уроках-конференциях. В учебном процессе в настоящее время можно особо выделить музейные уроки. Они призваны закрепить и углубить знания учащихся по отдельным темам, причем музейный предмет выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения. Чаще всего они строятся на использовании новых для учащихся источниках знаний. Большую часть урока учащиеся работают самостоятельно с документами, выполняя задания, сформулированные учителем. Особенно активно и плодотворно работают с вещественными источниками руководители школьных музеев, чаще всего учителя истории. Много источников используются при изучении истории XIX – XX веков и особенно периода Великой Отечественной войны.
Образовательно-вос¬питательная функция музея осуществляется посредством про-светительской работы. Она многообразна по формам организации и проведения. Остановимся на одной из основных формах традици¬онной работы - экскурсии. Учебные экскурсии могут быть весьма разнообразными по форме проведения. Это и уроки-экскурсии, проводимые на экспозиции экскурсоводом или самим педагогом, и экскурсии-семинары с выступлением слушателей. Разработкой экскурсий в школьных музеях занимаются учащиеся из группы экскурсоводов. Для этого отбирается матери¬ал, который войдет в содержание экскурсии. Это исследования, справочная, мемуарная и художественная литература, периодическая печать. Боль¬шое значение как источник для подготовки экскурсий имеют рассказы участников и очевидцев событий. Главным же источ¬ником содержания экскурсии является экспозиции и музейные экспонаты.
Первоначально необходимо провести правильный подбор экспонатов. Отобранный материал должен достоверно отражать суть событий и фактов, затронутых в экскурсионном рассказе. Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея от музея государственного заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель, а как творец, созидатель! Практически все экспонаты школьного музея являются подлинниками и собраны самими учащимися. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей своей школы независимо от того, какую тему они изучают.
Экскурсии включает три части: введение, основную часть и заключение. Во вступлении раскрывается цель экскурсии, значимость ее темы, называются основные вопро¬сы, раскрывающиеся в ходе экскурсии. В заключении даются обобщающие выводы по теме экскурсии. Самыми разнообразными являются массовые мероприятия. К ним относятся вечера, посвященные определенной теме или каким-либо событиям, датам, юбилеям, встречи с интересны¬ми людьми, викторины. Это и 1 сентября, день освобождение села (посёлка, города), годовщина школы, юбилейный выпуск, 23 февраля, 9 мая и т.д.
При проведении экскурсия дополняется живой речью в сочетании с показом экспонатов. В ходе проведения экскурсий используются и сочетаются различные приемы, например:
- демонстрационный, это основной прием проведения экскурсии, когда рассказ экскурсовода сочетается с показом;
- вопросно-ответный, способствует развитию самостоятельного логического мышления; - игровой, в ходе экскурсии обыгрываются отдельные экспонаты и сюжеты, с ними связанные.
На протяжении 14 лет я являюсь руководителем школьного историко-краеведческого музея «Памяти начало», получившего статус музея образовательного учреждения 18 декабря 2006 года, накануне 64-ой годовщины освобождения села от немецко-фашистских захватчиков. Все это время на базе музея под моим руководством действует исторический кружок «Юный историк». Одним из главных направлений работы является сбор материалов о жителях села, участниках Великой Отечественной войны.
В процессе изучения истории большой интерес имеет содержание уроков военно-исторических событий. Уроки прошлого должны служить настоящему. Сквозь прошлое просматривается смысл истории настоящего. Чем бы человек ни занимался, он так или иначе вынужден задумываться над историей Отечества, определяя свое место в ней. Историческая память несет в себе оценочный момент - принять или не принять прошлое. На этой основе формируются общественное сознание, традиции, патриотизм. Сегодня в школе уделяется большое внимание краеведению. Исследования родного края дают возможность преподавать историю на богатом конкретном материале, позволяют увязать общеисторические закономерности страны с особенностями развития родного края.
В процессе сбора исторических материалов организуются встречи и беседы с участниками исторических событий. Образовательное и воспитательное значение этих встреч и бесед огромно. Сведения, полученные из рассказов и бесед участников исторических событий, являются ценными историческими источниками. Поисково-исследовательская работа обостряет внимание во время экскурсий, приучает лучше видеть, больше понимать, анализировать узнанное. Все это способствует воспитанию у учеников самостоятельности, находчивости, активного гражданского отношения к жизни. Все это происходит не только в стенах школы, не только по книгам, но и в живом непосредственном общении с очевидцами событий. Кроме экскурсий сложилась и другая важная форма работы музея — привлечение материалов музея как в учебной работе, так и во внеурочной деятельности по предмету. Материалы музея не только формируют у учащихся знания об истории школы, но и способствуют развитию интереса к их учебной деятельности, уважению к труду учителей и их собственному учебному труду. Другая важная сторона деятельности музея, связанная с развитием социального опыта учеников, состоит в том, что музей помогает в работе по профессиональной ориентации старшеклассников. Сохраняя лучшие традиции, которые сложились в работе музея школы, мы пытаемся найти новое содержание и новые формы работы, соответствующие требованиям сегодняшнего дня.
Категория: Учителю истории | Добавил: almar71 (17 Мар 2012)
Просмотров: 750 | Теги: истории, отечества, школьного, при, работа, музея, изучении | Рейтинг: 1.0/ 4 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
02 Май 2024
14:50


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz