Суббота, 27 Апр 2024, 12:28
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю истории

Применение кейс-метода при организации урока истории
В условиях реформ российского образования и введением новых стандартов перед современной школой стоит сложная задача – вывод системы образования на качественно новый уровень, соответствующий требованиям времени. Изменения продиктованы самой жизнью, в частности, тем социальным заказом, который предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке детей. Этот заказ – формирование социально-активной, инициативной, творческой личности.
Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов к методике образования, расширение арсенала методических приёмов, активизация самостоятельной деятельности учащихся, не усвоение ими определённого набора информации, а формирование умений поиска, критического осмысления и практического использования необходимой информации, формирование ценностных ориентиров.
В середине прошлого года учительская общественность смогла познакомиться со стандартами нового поколения, ориентирующими учителя на усиление информатизации учебного процесса, создание новых форм и методов работы по освоению учащимися исторического материала, предлагающие строить педагогический процесс на основе повышения степени активной самостоятельной деятельности учащихся.
Для решения указанных проблем целесообразно применение методов интерактивного обучения в преподавании общественных дисциплин. Я подробнее остановлюсь на такой разновидности интерактивного метода, как кейс – метод. Кейс – метод не просто методическое нововведение (дань моде), распространение метода напрямую связано с изменениями в современном образовании (именно в конце 90-х гг. он стал повсеместно внедряться в практику преподавания в нашей стране – вначале в ВУЗах, потом в школе). Кейс метод может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используется описание конкретной ситуации, случая (от английского «case» - случай).
Работа с кейсом организованна интерактивно. Учащиеся разбиваются на активные рабочие группы по 4 – 6 человек. В этих маленьких группах изучаются материалы предлагаемого кейса, разрабатываются предложения для решения проблемы, которые потом обсуждаются всем классом. Одна из основных целей на подобном занятии – развитие способностей учащихся к принятию решений, что требует организации процесса обучения как процесса поиска. Следуя этой цели учебный процесс можно поделить на несколько стадий:
Стадии Задача
1. Деление на группы, чёткое распределение ролей при групповой работе. Организационный момент.
2. Знакомство с предложенными документами или конкретным случаем, кейсом. Понять проблемную ситуацию и ситуацию принятия решения
3. Получение информации, из предоставленных материалов или добытую самостоятельно Научиться добывать и оценивать информацию, необходимую для поиска решения (у учащихся должны быть развиты навыки критического мышления).
4. Групповое обсуждение. Обсуждение возможностей альтернативных решений. Развитие альтернативного мышления
5. Резолюция. Принятие решения в группах. Сопоставить и оценить варианты решений.
6. Диспут. Отдельные группы защищают своё решение. Аргументировано защищать собственную точку зрения, позицию своей группы
7. Рефлексия. Сравнение решений принятых в группах, подведение итогов. Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения

Подготовка к проведению такого урока потребует от учителя много времени, и работы по привлечению дополнительного материала. Это могут быть официальные документы изучаемого периода, воспоминания современников, схемы, таблицы, видеодокументы. Подходить к отбору материала для кейса необходимо очень тщательно. Казалось бы, что проще, скачал из Интернета побольше иллюстраций, документов, выложил учащимся на уроке – работайте. Но очень большой объём кейса тяжело воспринимается учащимися, учеба в этом случае, станет похожа на питьё из пожарного шланга – «станешь мокрым, но жажду не утолишь». Недостаточная проработка материала со стороны учителя, так же не приведёт к формированию необходимых знаний. При подготовке к уроку можно воспользоваться обучающими мультимедиа программами, которых сейчас предлагается очень много, большинство из них построены в виде кейса, но и здесь будет нужна большая предварительная подготовка со стороны учителя. Ситуации, предлагаемые кейсом должны выбираться и демонстрироваться таким образом, чтобы учащиеся стремились к изучению данного случая и изложению своей оценки, своего мнения и своих взглядов.
Существует несколько способов организации работы над кейсом.
Определение проблемы Получение дополнительной информации Определение различных вариантов решения проблемы Цели и задачи Пример
Метод ситуационного анализа.
Проблема чётко не названа. Главная задача – анализ скрытых проблем
Материал кейса не должен содержать анализ проблемы и объяснять её причины. Изучая предлагаемую ситуацию учащиеся сами ставят проблему.
На стадии диспута предлагается вариант решения проблемы имевшей место
С помощью предоставленной информации, учащимися ставится проблема, вырабатывается собственная точка зрения на решение проблемы. На стадии диспута сравнение собственных решений с решением принятым в действительности.
Главная задача кейса – выявление проблемы, анализ, поиск путей выхода.

Возможно сравнение собственного решения с решением принятым в действительности Метод ситуационного анализа получил наибольшее распространение. Урок истории «Внешняя политика СССР в 30 –ее гг. Пакт Молотова-Рибентроппа».
«НЭП» - «Альтернативы 1917 г.» Экономическая политика Хрущёва, реформы 1861 г. и т.п.
Проблемный метод.
Основное отличие от методом ситуационного анализа, что здесь проблемы названы и больше времени предоставляется для принятии собственного варианта решения. (сходство с проектным методом) Необходимая текущая информация предоставляется

С помощью названных проблем и предоставляемой информации разрабатываются варианты, и принимается решение Практическое обсуждение результатов. Возможно сравнение собственного решения с решением, которое было принято в действительности. Большее использование на уроках обществознания, экономике, права – Глобальные проблемы современности (возможность обсуждение предложений по разрешению глобальных проблем, на примере региона). Обсуждение системы государственных мер по борьбе с безработицей, инфляцией.
Метод инцидент.
Информация предоставляется с пробелами (возможно организовать в качестве домашнего задания). Основная цель - самостоятельное получение информации (учителем возможно предоставление списка необходимой литературы или ссылок на интернет ресурсы). Каждая из групп предоставляет результат своей деятельности, если это было домашнее задание то, возможно с помощью ИКТ (презентация) Основная цель - самостоятельное получение информации. Защита результатов групповой самостоятельной работы Урок истории – «Экономическое положение России в начале XXI века». Описание ситуации Россия – самые большие запасы полезных ископаемых, высокий образовательный уровень, очень низкий уровень жизни (2/3 за чертой бедности). Почему?
Метод постановки проблемы.
(Проблемы чётко названы).
Большая часть времени уделяется критической обработки предлагаемой информации Информация предоставляется.
Цель – критическая оценка изучаемого материала. Критическое обсуждение предлагаемого материала возможность поиска собственного решения, поиска дополнительных альтернатив, Цель: обсуждение и критическая оценка предлагаемых решений, Оценка реформ, – «Развития страны после 1917 г.»; «Оценка преобразований предлагаемых декабристами» (На основе анализа их программ - возможные последствия для развития страны).

Кейс метод может легко сочетаться с другими интерактивными методами. Изучение кейса может проходить в игрой форме – деловая игра. «Урок – совещание у губернатора», где учащимися решаются конкретные задачи и предлагаются способы разрешения предложенных проблем – ограничение роста цен в регионе, разработка мер по борьбе с инфляцией, безработицей и т.п. (Учащиеся на уроке могут предложить свой вариант решения проблемы, и сравнить его с решением, которое было принято в действительности).
Статистические данные и другие материалы, иллюстрирующие экономическое положение нашего региона и затрагивающие реальные события сегодняшнего дня вызывают больший интерес и заинтересованность со стороны учащихся.
Нельзя полагать, что практические навыки самостоятельной работы можно сформировать, проводя интерактивные уроки 2 – 3 раз в год, «от случая к случаю». При этом, использование исключительно интерактивных методов обучения, станет так же вредно для системы преподавания истории, как и полное их отсутствие. Здесь, как и во всём остальном необходим комплексный подход. Разработка урока – служит полем деятельности для педагогического творчества учителя. Как организовать свой урок, какие формы и методы целесообразно применить на нём решает только сам учитель.
Современный педагог в своей профессии поставлен в жёсткие рамки, он должен не только следить за развитием исторической науки, но и постоянно учиться преподавать свой предмет, отслеживать и опробовать новые методические приёмы. В условиях перехода к новым образовательным стандартам к учителю предъявляются более высокие требования повышения уровня образовательной компетенции. Уже недостаточно использовать традиционные способы обучения, учитель озадачен поиском новых эффективных форм и методов преподавания, соответствующих всем требованиям государственного стандарта. Освоение и использование новых подходов и методов обучения позволяет учителю развиваться в профессиональном отношении и оставаться на высоком уровне компетенции в условиях изменяющейся образовательной среды. Именно поэтому свою статью мне хотелось бы закончить старой латинской поговоркой: «Пока мы учим – мы учимся сами».
Категория: Учителю истории | Добавил: almar71 (19 Мар 2012)
Просмотров: 2114 | Теги: применение, при, организации, истории, урока, кейс-метода | Рейтинг: 1.0/ 6 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
27 Апр 2024
12:28


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz