Среда, 24 Апр 2024, 18:35
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю биологии

«Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как сред
Интегрированные уроки – это не новация, они известны каждому учителю. На них была мода в одно время, сейчас на устах у всех информационные технологии. На мой взгляд, учитель – личность, индивидуальность. И он должен в своей работе пользоваться теми методами, выбирать те формы, которые ближе и интересны именно ему, те, что будут способствовать лучшему усвоению учащимися материала.

Нельзя использовать метод лекционного изложения материала, если не владеешь приемами ораторской речи, если не живешь тем материалом, о котором пытаешься рассказать детям. Нельзя говорить о живописи, музыке, если остаешься глухим сердцем к этим видам искусства.

Не может устареть та форма уроков, которая развивает, насыщает ребенка эмоциями, помогает утверждать нравственный стержень в душе. Поэтому, работая над темой интеграции материала в обучении русской литературе, я стараюсь не повторяться, а развиваться в этом направлении.

Интегрированный урок предполагает традиционно объединять материал предметов из одной образовательной области: литература и история, мхк; черчение и труд, биология и география и т.д. Тогда тема раскрывается учителем или двумя учителями-специалистами по разным предметам, с двух сторон, с разных точек зрения.

Однако в последнее время в педагогике и методике появились мнения ученых, практиков-педагогов, когда интегрируется материал по предметам разных образовательных областей: информатика и литература, литература и биология и т.д.

Изучив статью А.В. Теремова, доцента, докторанта кафедры педагогики, к.п.н. Московского педагогического государственного университета «Интеграция естественно-научных и гуманитарных учебных предметов в условиях профильного обучения», я была рада отметить, что работа, о которой говорится в статье, в нашей школе ведется с 90-х годов. Первый урок по интеграции литературы – биологии мы с О.И. Змановской провели в 1993 году.

В рекомендуемых базисных планах количество часов на изучение базовых предметов сокращается, и это диктует необходимость их объединения в интегрированные курсы. Это не просто механическое соединение материала по отдельным предметам, а преобразование содержания и структуры школьных дисциплин. То есть если вводить такие интегрированные курсы, то нужно пересмотреть программы, например, по литературе и биологии в старшей школе, чтобы вести этот новый курс, скорее всего, в профильном гуманитарном классе.

Если говорить всерьез об интеграции, то нужно при планировании курсов или уроков соблюдать, по мнению А.В. Теремова, следующие условия:
совпадение рассматриваемых тем;
использование одинаковых или базисных методов изучения объектов, явлений;
наличие общих понятий в структуре материала;
единство ценностно-смыслового назначения интегративного знания.

Поскольку я являюсь учителем литературы, для меня важны роль и значение гуманитаризации школьного естественно-научного образования. Особенно важным в интеграции считаю четвёртое условие, когда можно и нужно объединять материал в один урок, чтобы у учащихся формировалось общее представление о мире, чтобы у них вырабатывалась эмоционально — ценностная оценка приобретаемых знаний.

Гуманизация предполагает формирование взглядов у школьника на природу, на самого себя не как царя природы, а как ее детища, человечность в поступках и отношениях к миру. Поэтому интеграция литературы и биологии должна, на мой взгляд, занимать особое место в школьном общеобразовательном курсе. На уроках литературы мы учим детей создавать образ природы и этично относится к ней. Особенно эффективно эта задача решается при рассмотрении экологических проблем в литературе. Собственно эту же задачу решают учащиеся и на уроках биологии.

Жизнь меняется быстро и вносит свои коррективы в методику преподавания предметов.

Сегодня в нашу жизнь прочно вошло понятие компьютерные технологии». Конечно, заменить общение с учителем общением с компьютером нельзя, потому что урок литературы – это живое эмоциональное общение, а эмоциональное слово учителя не заменит ни одна самая умная машина. И тем не менее использование «компьютерных технологий» на уроках литературы уместно иногда и даже необходимо.

Применение компьютера на уроках литературы и русского языка может быть самым разнообразным, преследовать различные цели (заочные экскурсии по местам, где жил и творил поэт, писатель; видеопросмотр фрагментов кинофильмов, балетов, спектаклей; прослушивание мастеров художественного слова, исполнение ими поэтических и прозаических произведений; музыкальное сопровождение урока и.т.д.). Т.е. использование компьютеров позволяет реализовывать задачи обучающие, развивающие и эстетические на более высоком эмоциональном зрительном уровне.

Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы по теме «Личность Сергея Есенина. Презентация жизненного пути», который мы провели совместно с учителем информатики С.П. Тимофеевым.

Нужно помнить, что компьютер рассчитан на использование с другими методическими средствами и приемами. Нереально проводить большое количество таких интегрированных уроков, ведь литература – это, прежде всего, знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно (в год 3-4 урока) можно провести эффективно, соединив близкие темы или сопроводив урок видеоматериалами, музыкой и т. п.

Ну и конечно, сегодня прочно вошли в методику преподавания как литературы, так и русского языка красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации.
В своей практике я часто провожу интегрированные уроки одной образовательной области: литература – история, литература – МХК; вместе с тем мы с учителями других предметов проводим бинарные уроки: литература – биология, литература – информатика – совместно с учителями выше названных предметов.
Хочется поделиться своим опытом с коллегами.

Предлагаем разработки наиболее удачных и результативных уроков (Приложение)

Цели урока:
повторить и закрепить материал по теме «Технологии создания информационных ресурсов. Программа создания презентаций Power Point»;
активизировать взаимодействия между учащимися в групповой работе;
развивать логическое мышление, умение поиска и систематизации информации, умение применять знания, полученные на уроках информатики;
познакомить учащихся с литературным течением начала XX века – имажинизмом;
помочь постичь внутреннюю логику творческого пути, выделив основные этапы жизни и творчества поэта;
совместными усилиями учителей и учащихся составить литературный портрет поэта.

Тип урока: комбинированный.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, работа с группами учащихся, индивидуальная работа на ПК, поисково-исследовательская деятельность, коллективная мыслительная деятельность.

Оборудование:
Компьютерный класс.
Программа создания презентаций Power Point
Мультимедийный проектор
Наличие доступа в Интернет.

Эпиграфы:

Откуда берутся таланты? От щедрот народных. Живут на Земле русские люди – и вот избирают одного. Он за всех говорить будет – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью».

В.М. Шукшин

… На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин.

Михаил Осоргин

Хороший план сегодня лучше безупречного завтра

А.Блох

План изучения темы.
Имажинизм как литературное течение.
«Я сын крестьянина…». Милая родина С.Есенина.
«Стихи мои произвели большое впечатление…». Определение своего пути. Вступление в литературный мир.
«Принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном». Война и революция в судьбе поэта.
«Доволен больше всего тем, что вернулся в Советскую Россию». Поездка за границу, утверждение идеи Руси Советской.
«Потому что я с севера что ли…». Поездка на Кавказ. «Персидские мотивы».
«Жизнь моя и моё творчество ещё впереди». Последний год жизни поэта «До свидания, друг мой, до свидания…»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель литературы: Уважаемые друзья! Мы встретились с вами в кабинете информатики, и сегодня на уроке будем изучать литературу с использованием компьютера.

Учитель информатики: В этом вам будет помогать программа составления презентаций Power Point. И, конечно же, вам необходимо будет вспомнить основные операции работы с файлами – открыть, сохранить.

II. Формирование новых знаний

Учитель литературы: Ребята! Вспомните, какое направление и какие течения в литературе начала XX века вы знаете? (Символизм, акмеизм, футуризм).
Сегодня мы дополним наши знания понятием «имажинизм».
Посмотрите на экран, прочтите и запишите тему урока.

Учитель информатики: Материал по теме урока собран в одной папке. Ярлык папки вынесен на рабочий стол. В ходе урока вы можете пользоваться данным материалом.

Учитель литературы: Обратитесь к компьютерам. Прочтите статью о новом течении, оформите записи в тетради.

Словарь: Имажинизм – течение в литературе, близкое к футуризму. Имажинисты стремились к созданию образов, не связанных с реальностью.

– Имажинизм – от англ., франц. – образ; возникло течение в первое послереволюционное десятилетие. Используя те же приёмы эпатажа, поэты Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев, Анатолий Мариенгоф и художники Борис Эрдман, Геогргий Якулов провозгласили «единственным несравненным методом выявление жизни через образ»
На первый план в эстетике имажинизма выдвигался образ-метафора; не образ-символ (символисты), не образ-ясное название вещи (акмеисты), не образ-звук (кубофутуристы), а образ-метафора.

Плещет рдяный мак заката
На озерное стекло
И невольно в море хлеба
Рвется образ с языка:
Отелившееся небо
Лижет красного телка.

«Нам смешно, когда говорят о содержании искусства… Тема, содержание – это слепая кишка искусства – не должны выпирать из произведений…» («Декларация»)
Это течение было авангардистским и просуществовало недолго, потому что поэты противопоставляли искусство и реальность.
С этим литературным течением связано имя поэта, которого мы знаем и любим, С.А.Есенина.
– Что вы знаете о С. Есенине? Какие стихи можете назвать? Чем они особенно интересны?
– Пишет о природе проникновенно, легко запоминаются стихи; многие положены на музыку; поэт очень талантливый.
– Обратимся к эпиграфам урока (на экране), в частности, к словам В.М.Шукшина.
Эти слова, пожалуй, самая меткая характеристика С.А. Есенина, потому что с именем этого поэта связаны русская история, мироощущение народа, его характер, быт, язык. Поэт «серебряного века» Г.Иванов назвал его «наследником Пушкина» начала XX века.
Что же вы хотели бы сегодня узнать ещё о поэте?
Сегодня наша задача – общими усилиями создать литературный портрет поэта, выделив основные этапы его жизни и творчества.

Звучит в грамзаписи песня на стихи С.А.Есенина «Над окошком месяц» (муз. Пономаренко). Учитель на фоне затихающей мелодии читает наизусть фрагмент:

«Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел …» – доносится из приёмника. И от пальцев ног, рук, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется куда-то бежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце…
Какая очищающая скорбь», – так написал русский писатель, наш современник Виктор Астафьев в книге «Затеси» (зарубки на память) о том впечатлении, которое производит на слушателя слившиеся воедино стихи и музыка.
Это стихотворение было написано в 1925 году, когда путь поэта подходил к концу.

– А как же сложился этот путь? Как и под воздействием чего и кого формировался Есенин-поэт, Есенин-личность? Это должно прозвучать в ваших работах-презентациях, которые вы выполните самостоятельно.

Учитель информатики: Работа буде проходить в 4-х группах. Вопросы и материалы, которые вам потребуются, можно найти в папке на рабочем столе, карточках-информаторах.
Руководители групп: К.Вахрушев, Б.Имансакипов, О.Самокрутова, А.Бакрасов.
В заключении урока каждая группа защищает свой проект.
Мы с вами уже знакомы с программой создания презентаций Power Point, знаем, как создаются отдельные слайды, эффекты, анимация.
Сегодня попробуем создать свой первый проект и защитить его.

Какие вопросы у вас возникают?

– С чего начать создание презентации?
– Какое выбрать оформление?
– Как построить выступление?
– Какие средства использовать?

1. Планирование презентации

Любое планирование включает в себя выяснение, что конкретно нужно донести до аудитории по этой теме, за какое время и в какой последовательности. Планирование своего выступления с этой презентацией – это начало, первый этап планирования презентации.
Как правило, титульный лист презентации должен содержать название работы и авторов. Помните, что на этом этапе происходит объединение аудитории для работы в нужном направлении.
Второй этап планирования презентации включает в себя решение о том, какие разделы необходимо включить, каково назначение каждого, разместите их в логическом порядке и определите порядок выступления. При планировании презентации желательно рассортировать возможные элементы на группы:
То, что обязательно должно быть включено
То, что желательно включить
То, что можно будет сказать, если будет время.

Необходимо помнить, что нельзя охватить все. Стройте презентацию только на тех фактах, которые могут заинтересовать всю аудиторию целиком или те, без которых нельзя обойтись при объяснении (пусть и не интересных). Старайтесь не включать ничего утомительного.
Третий этап планирования презентации – ее завершение. Продумайте логически выверенное завершение. Цель презентации обязательно диктует окончание, которое должно быть обдумано заранее. Оно может включать:
краткое описание изложенных фактов и аргументов;
список использованной литературы;
предложение задавать вопросы;
благодарность за внимание.

2. Постановка выступления

Правильное выступление позволит результат сделать более понятным и интересным, более ярким и запоминающимся.
Выделим следующие ключевые моменты этого этапа:
изучение структуры выступления;
согласованность разделов презентации с периодами внимания аудитории.

Те факты, которые зрители должны запомнить, должны быть в начале и в конце выступления.

3. Используемые визуальные средства

Визуальные средства – всего лишь средство демонстрации презентации, а не цель, о чем многие забывают при создании презентации, преувеличенно увлекаясь спецэффектами. Психологами доказано, что из визуально поданной информации человек воспринимает только 25 %, из аудио – 12%. Если же мы будем сочетать аудио и визуальное преподнесение, то аудитория воспримет до 65%. При разработке и использовании нужно учитывать, что:
они быстро и доходчиво изображают вещи, которые невозможно передать словами;
они вызывают интерес и делают разнообразным процесс презентации;
усиливают воздействие выступления;
слайды, предназначенные для демонстрации, не должны быть самообъясняющимися, эффективность их воздействий усиливается в результате комментария;
изображение на них должно быть отчетливым и простым;
не перегружайте слайд информацией и ничего не усложняйте;
очень хороши эскизы и карикатуры, иллюстрирующие абстрактные понятия.

Кроме перечисленного, необходимо помнить и о воздействии, которое оказывают различные цвета на человека.
Интерес: синий, желтый, зеленый.
Радость: красный, желтый.
Утомление: коричневый.

4. Защита проектов

Испытание преследует следующие цели:
испытание на месте проведения;
придание испытателю уверенности;
отработка возможных шероховатостей.

И помните, как бы ни были революционны техногенные изменения, как бы ни были высоки информационные технологии, последнее слово всегда останется за личностью, его творческим мышлением.

III. Работа учащихся в группах на компьютерах по сбору материала и составлению сообщения-презентации (материал для работы отбирают из каталога, Интернета).

1 группа.

Вопросы: Начало творческого пути, вступление в литературный мир.

2 группа.

Вопросы: Война и революция в судьбе поэта.

3 группа.

Вопросы: Поездки за границу и на Кавказ. Утверждение идеи Руси Советской, «Персидские мотивы».

4 группа.

Вопросы: Последний год жизни поэта.

IV. Защита проектов как результат работы учащихся на уроке

Руководители групп по очереди в соответствие с планом презентуют свои проекты совместной работы.

Примерное содержание презентаций

1) Духовные стихи, любовь к книге, стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, народные песни и чудесная природа с. Константинова положили начало формированию личности поэта и способствовали развитию его таланта. Он любил всё, что его окружало, и всех. Особенное чувство испытывал к матери, которой посвятил поэтический шедевр «Письмо к матери».

2) Встреча с А.Блоком, высокая оценка стихов («свежие, чистые, голосистые»), знакомство с С.Городецким, Н.Клюевым ввели поэта в литературный мир. Несмотря на то, что в начале творчества он подвержен кратковременно влиянию имажинизма, поэт выбирает свой путь. Об этом он заявляет в стихотворении «Пушкину»:

Но, обречённый на гоненье,
Ещё я долго буду петь…
Чтоб и моё степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.

3) Война 1914 года, когда поэт оставляет армию, увидев в ней мировую бойню; революция, которую Есенин принял «с крестьянским уклоном» – социализм для крестьянина. Но когда мечты его не сбываются, когда он понял, что строится не тот социализм, о котором он мечтал («Тесно в нём живому»), он всё чаще говорит, что революция его ещё не пришла, что он совсем один.

«Конь стальной, победил коня живого, – писал поэт – И этот маленький жеребёнок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни и ликом Махно». (поэма «Сорокауст» – служба по умершему, совершающаяся в церкви в течение 40 дней после смерти).
Эта поэма – крик души гибнущего человека, а хрупкий образ жеребёнка, бегущего за поездом, стальным конём, – его последняя агония.

4) За границей он тосковал.

«Молю Бога не умереть душой и любовью к моему искусству».
Америку он называл «железным» Миргородом.
По возвращении из-за границы определился перелом в его творчестве, который он определил как «прощание с молодостью»

Звучит песня на стихи С.Есенина «Заметался пожар голубой».

Стихотворение «Неуютная жидкая лунность»:

Мне теперь по душе иное
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной страны.

5) В 1924-1926 годах поэт совершает поездку на Кавказ. Результатом стал лирический цикл стихов «Персидские мотивы». Эта мечта о покое, восхищение голубой и прекрасной страной Востока и грусть по рязанским просторам.

Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»

6) Последний год жизни поэта очень тяжёл. Травля поэта, преувеличенные слухи о его скандалах. Он пишет великолепную поэму «Анна Снегина». За месяц до смерти пишет поэму «Чёрный человек», в ней чувствуется заметно влияние пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери».

В ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в Ленинграде, в гостинице «Англетер» было совершено самоубийство или убийство – это вопрос открытый. Ему было только 30 лет.

Стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания…»

V. Подведение итогов урока

Учитель литературы. Исходя из темы, вы сумели отобрать необходимый материал по характеристике литературного течения начала XX века и обзору жизненного и творческого пути поэта С.А.Есенина. Свои задачи мы выполнили.

Учитель информатики. Вы сумели создать и защитить свои проекты согласно требованиям к оформлению презентации, о которых мы говорили в начале урока.

Учитель литературы. Заканчиваем наш урок прослушиванием песни на стихи Есенина «Забава».
С чувством трагизма, с надрывом рассказывает о своём последнем желании поэт в этом стихотворении. И музыка соответствует этому настроению.

VI. Домашнее задание

На выбор:
Наизусть понравившееся стихотворение и его интерпретация;
Миниреферат «Основные этапы творческого пути С.Есенина»;
Составить презентацию темы «Чувство родины – основное в моём творчестве».
Категория: Учителю биологии | Добавил: [MFS]LancerS (14 Фев 2012)
Просмотров: 1085 | Теги: при, эстетического, по, материала, литературы, естественно-научного, циклов, предметам, «Интеграция, изучении | Рейтинг: 1.0/ 6 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Среда
24 Апр 2024
18:35


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz