Пятница, 08 Ноя 2024, 21:09
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51642


Онлайн всего: 121
Гостей: 121
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю русского языка

урок русского языка в 7 классе
Урок русского языка в 7 классе
«Стилистические особенности причастий»
Задача урока: продолжить работу по актуализации теоретического минимума, чтобы совершенствовать речевые умения по конструированию предложений с причастиями и причастными оборотами (ПО).

Эпиграф:
Наряду с задачей писать и
говорить грамотно, правильно… существует и другая задача –
писать и говорить умело, мастерски…
Г.О.Винокур
1. Орг. момент.
Сегодня на уроке мы дополним сведения о причастии, узнаем о роли причастий в тексте и убедимся, что «Наряду с задачей писать и говорить грамотно, правильно…существует и другая задача –писать и говорить умело, мастерски…»
Запишите число и тему урока «Стилистические особенности причастий»
- Что же такое «стилистика»? Что изучает стилистика. Запишите в словари новое слово.
- Стилистика - наука о стилях речи и об употреблении языковых средств.
- Сегодня мы будем говорить об особенностях причастий в текстах разных стилей. Вы не только будете знать, каким членом предложения является причастие, но и как оно ведет себя в речи.
II Ход урока
1.Диагностика теоретической осведомленности.
Задание: рассказать о причастии как части речи по схеме (схема на доске)
Причастие
часть речи

обозначает объединяет отвечает выполняет

признак предмета по действию признаки ? роль

прилагат. глагола какой? (определения)
какая?
Род число падеж какое?
возвратн. вид время что делающий?
что сделавший?
соверш. несоверш.

2. Изучение новой темы.

1. Задание: Выписать из стихотворения Н.Старшинова причастия с определяемыми словами.
Ручей.
Среди ольхи, обвитой желтым хмелем,
Средь пышных папоротников и хвощей
Бежит вперед и моет ноги елям
Неутомимый труженик – ручей.
Я перед ним склонился на коленях,
Но отдает зловещей чернотой
Вода, настоянная на кореньях,
И кажется тяжелой и густой.
Я мучусь жаждой, а на воду гляну –
И пить ее не стану нипочем!…
Но вот ручей прорвался на поляну,
Насквозь пробитый солнечным лучом.
Какой он светлый и какой веселый!…
И даже показалось мне тогда
Прозрачной, совершенно невесомой
Его преображенная вода.
Она в жару июльскую прохладна,
И, как живая, сказочно чиста…
Ты наклонись и припади к ней жадно,-
И станут вещими твои уста.

(На обратной стороне доски - правильный ответ).
Обвитой ольхи
Неутомимый труженик
Настоянная вода
Пробитый ручей
Преображенная вода

Работа в парах.
Обменяйтесь тетрадями, карандашом проверьте.
- Что же это за часть речи- причастие? В чем ее особенность? По каким признакам вы ее выделили?
- (Причастие – это часть речи, которая совмещает в себе признаки прилагательного и глагола и обозначает признак предмета по действию).

Учитель: Какова частотность употребления причастий в текстах разных стилей? Для того, чтобы определить это, я предлагаю Вам работу по вариантам. У каждого из вас есть текст. Задание общее для всех:
1) Определить стиль текста.
2) Подчеркнуть причастия и указать количество.
(V вариантов, VI вар. индивидуальное задание)

2. Исследовательская работа.
Вариант № 1

Автобиография
Я, Соколова Надежда Ивановна, родилась 23 октября 1965 года в городе Петропавловске. В 1975 году пошла в первый класс сш № 21, которую закончила в 1985 году. С сентября 1985 года по август 1986 года работала старшей пионерской вожатой в школе № 8. В 1986 году поступила на 1 курс филологического факультета

Петропавловского педагогического института, который успешно закончила в 1990 году. С января 1991 года работаю учителем русского языка и литературы в сш № 8.
21.8.99. Соколова Н.И.

Вариант № 2
«…Он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с темных полей, чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу, - ветер с родины – ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде; видел перед собой белеющую дорогу, - дорогу домой, прямую, как стрела; видел в небе несчетные звезды, светившие его путь, и, как лев, выступал сильно и бодро, так что, когда восходящее солнце озарило своими влажно-красными лучами только что расходившегося молодца, между Москвой и им легло уже тридцать пять верст…»

Вариант № 3
Успехов тебе, космический робот!
Что мы сегодня знаем о Марсе? В окрестностях этой планеты уже побывали более полутора десятков советских и американских космических роботов.
Исследования марса и его окрестностей продолжаются. Сейчас эстафету принимают станции «ФОБОС» – новые космические аппараты из класса так называемых высокоинтеллектуальных космических роботов. Они были разработаны в Научно-испытательском центре имени Г.Н.Бабакина.
Программа действий «ФОБОСОВ» в общих чертах такова. Примерно через двести земных суток после старта исследователи-автоматы станут искусственными спутниками «красной планеты». Около трех месяцев они будут летать посильно вытянутой эллиптической орбите, а затем перейдут на круговую «орбиту наблюдения». Первая их задача – телевизионная съемка поверхности Марса,в результате которой должны получиться цветные «портреты» соседней с нами планеты. Чувствительные спектрометры уточнят состав марсианской атмосферы, другие приборы измерят температуры и давления на разных высотах, исследуют ионосферу Марса.
Затем начнется самый технически смелый, граничащий с фантастикой этап программы, как раз и давший название всему проекту. Автоматические станции самостоятельно уточнят свои орбиты и орбиту ФОБОСА, с помощью телекамер выберут на поверхности спутника посадочные площадки, а после этого, «согласовав вопрос» с Землей, пойдут на сближение с ним.
(«Известия», 1988, 8 июля)

Вариант № 4
Рассказ о походе.
- Расскажи нам про поход! Пока у нас будет кофе. Алеша уже слышал? Нет?
- - Ну, я Алеше отрывочками рассказывала.
- Расскажи нам.
- Угу. Кофе здорово солью посыпать. Сначала мне не понравилось.
- Скажи, на какой день вы собрались?
- Ну вот. Значит. Вышли мы утром. Ну, доехали до Ялты на автобусе.
- Нет… Ну, на троллейбусе или на авто…?
- На автобусе. До Ялты, прямо от Никитского, мы жили в Никитском саду. И от Никитского доехали до Ялты на автобусе. Ну, там позавтракали и сели на автобус бахчисарайский. Он идет до Бахчисарая, но нам надо было проехать примерно две трети пути. Ну, дорога все время зигзагами, этим серпантином, я раньше не знала, что есть такое название.
- Серпантином – шикарно.
- И при том там такие столбики, и во многих очень местах обвалы. Вот. И очень-очень здорово, все время сплошные повороты. Вот тебя качает из стороны в сторону.
- Не укачало?
- Маленький автобус. При том, когда мы выезжали из Ялты, там было несколько постов…

Вариант № 5
Океан представляет собой огромный резервуар, расходующий свою влагу на орошение суши. Даже в районах, расположенных в глубине материков, до 90 % всех осадков состоит из воды, испаренной с морской поверхности.
По подсчетам ученых количество осадков, выпадающих на сушу нашей планеты, равно 37500 куб. км. Воды. Эта вода растворяет минералы, содержащиеся в почве, и выносит их вместе с осадками в океан.

Вариант № 6
Задание: Заменить описательный оборот со словом который причастием.
Листва, которая опала –
Лес, который темнеет –
Ученики, которые читают книгу –
Книга, которая лежит на столе -

Через 5 мин. проверяется работа. Заполняется таблица на доске и в тетрадях.

худ.стиль научный публиц.(статья) офиц.-деловой разговорн.
расск. чисто попул очерк

- В текстах каких стилей чаще всего употребляются причастия?
(В ХС, НС, ПС. Для разговорного и официально-делового стилей причастия и причастные обороты не свойственны.)
- Таким образом, причастия характерны только для книжных стилей.
С чем это связано?
(Книжная речь «шлифуется»,создается образец правильной речи. А причастия с их двойственной природой дают возможность соединить действие и указание на предмет в одно слово, что способствует замене описательных выражений сжатыми, краткими).
- Давайте посмотрим, как справился со своей работой VI вариант.
- Заменить описательные выражения со словом который.

Вывод: Мы убедились в том, что причастиями можно заменить описательные конструкции со словом который..
Поскольку образцом для подражания являются тексты художественной литературы, мы будем работать над ХС.

3. Работа над текстом № 2.
- Прочитайте текст ( читается вслух).
- Какие речевые ошибки допущены? (повторы слов)
- Но ведь их можно и нужно избежать. Как это сделать? (заменить причастиями)
(Комментированное письмо).
Задание: Объедините предложения с помощью причастий.
(задание и текст отпечатаны)
Тяжелый знойный воздух словно замер; горячее лицо искало ветра, да ветра не было. Солнце так и било с неба. Небо потемнело. Прямо перед нами на другом берегу желтело поле. Поле кое-где поросло полынью.
(Комментированное письмо).
Правильный вариант.
Тяжелый знойный воздух словно замер; горячее лицо искало ветра, да ветра не было. Солнце так и било с потемневшего неба. Прямо перед нами на другом берегу желтело поле, кое-где поросшее полынью.
- Какую роль выполняют причастия в данном тексте?
(Причастия позволяют избежать стилистические недочеты, связанные с неуместным повторением одних и тех же существительных).
4. Работа над текстом стихотворения Н.Старшинова.
Вы обратили внимание, что причастия могут стоять до и после определяемого слова. С чем это связано?
Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся к стихотворению Н.Старшинова.
Посмотрите , как автор пользуется причастиями и ПО.
- Почему ПО стоят после определяемого слова?
Среди ольхи, обвитой желтым хмелем…
(Ср. Среди обвитой желтым хмелем ольхи.)

Главная задача ХС – воздействовать на читателя.
(Для создания картины величавой, торжественной употребляются развернутые речевые конструкции с обособленными ПО.
Обособление усиливает смысловую и образную значимость слов).

- Найдите ПО во 2-ой строфе. Какую картину он помогает представить?
(Обособленный ПО «вода, настоянная на кореньях» вместе с другими средствами «отдает зловещей чернотой», «кажется тяжелой и густой» помогает представить мрачную, черную воду лесного ручья)

- Какую функцию несет следующий ПО, стоящий после определяемого слова?
(ПО рисует ручей, вырвавшийся из леса, «насквозь пробитый солнечным лучом». Он подготавливает выражающее радость восклицание.
«Какой он светлый и какой веселый!..»).

- Какой вывод о смысловой значимости обособленных и необособленных ПО можно сделать?
(Одиночные причастия и причастные обороты, стоящие перед определяемым словом, тесно сливаются с ним по смыслу, передают динамику движения, используются при спокойном изложении. Причастные обороты, стоящие после определяемого слова, являются выразительным средством логического подчеркивания, усиления смыслового и образного значения выделяемых ударением и паузами слов.).
Мы увидели образец совершенства. Идеал. А как мы справимся с этой работой? Сумеем ли мы подойти к тексту мастерски и сделать текст красивым?

5. Работа над текстом.
Задание: Озаглавьте. Вставьте в текст причастия, пользуясь словами для вставки.
Настали осенние дни. Утром роса блестит в косых лучах солнца.. И на этой синеве причудливым желтым узором сквозят березы.
Воздух чист и прозрачен. Четко выступают дали. На фоне берез и осин резко вырисовываются темно-зеленые ели. А там, в низине, багровым пятном выступает клен. На росистой траве серебрится сеть паутины. Взгляните вверх, и вы увидите ряд тончайших нитей.

Для вставки:
Слабо греет солнце. Поредели березы. Покраснели осины. Блестят позолотой березы. Летят на фоне голубого неба нити паутины.

Готовый вариант.
В осеннем лесу.
Настали осенние дни. Утром роса блестит в косых лучах слабо греющего солнца.. И на этой синеве причудливым желтым узором сквозят поредевшие березы.
Воздух чист и прозрачен. Четко выступают дали. На фоне берез, блестящих позолотой, и покрасневших осин резко вырисовываются темно-зеленые ели. А там, в низине, багровым пятном выступает клен. На росистой траве серебрится сеть паутины. Взгляните вверх, и вы увидите ряд тончайших нитей паутины, летящих на фоне голубого неба.
Вывод: причастия и ПО 1) способны заменить описат. конструкции
2) устранить повторение слов
3) логически и интонационно выделить важные слова в тексте.

Учитель: Но причастия и ПО выполняют не только эмоциональную и выразительную функцию в тексте, но и изобразительную.

6. Творческая, выборочно-распределительная работа.
Задание: Запишите словосочетания с причастиями, создающими зрительный и слуховой образ осени.
Зрительный образ Слуховой образ
Желтеющая трава Шелестящие листочки
Листья, прилипшие к земле Притихшая земля
Растрепанный ветром куст Барабанящий по крышам
Трепещущая осинка Чавкающая под ногами грязь
Колышущиеся на ветру Курлыкающие журавли

Д/з: написать сочинение «Осенняя аллея», пользуясь рабочим материалом.
Категория: Учителю русского языка | Добавил: vadik11092 (11 Фев 2012)
Просмотров: 1400 | Теги: Урок, языка, классе, Русского | Рейтинг: 1.0/ 8 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
08 Ноя 2024
21:09


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz