Тема: Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Цель:
повторить ранее изученный материал по теме "Сложное предложение"; закрепить навыки и умения при постановке знаков препинания в ССП; разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами в этих типах предложений; продолжить работу, связанную с нахождением и определением художественных средств и приемов в предложениях и поэтических текстах; подготовка к ЕГЭ. Средства оборудования: мультимедиа, тесты, таблицы.
Ход урока.
I. Организация урока.
Сообщение темы и целей урока
II. Основная часть урока.
1.Наиболее затруднительным для вас на сегодняшний день является задание В8. Поэтому сейчас мы с вами проведем небольшую работу, связанную с определением художественных средств.
Фронтальный опрос:
1.Это средство создает резкое противопоставление образов, понятий, служит для обозначения контраста. Антитеза 2.Это слова, выражающие отношения говорящего к тому, что он сообщает. 3.Этот прием из ораторской речи, который организует диалог с читателем, заставляет его задуматься. Риторический вопрос Работа с мультимедиа
4.Попробуйте теперь определить, какие художественные средства и приемы использованы в данных текстах:
Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ли во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Анафора синтаксическая
И опять стреляют, как в живого, В мертвого. В убитого. В меня. Парцелляция
Богатый и в будни пирует, А бедный и в праздник горюет. Антитеза
Как низко, вольно и просторно степных отав раскинут круг! И как легко фатой узорной плывут два облачка на юг! Инверсия, анафора, синтаксический параллелизм Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. Градация
Но с корабля, заря жизни, град пуль, закат пылает.
Метафора
Юрий Бондарев "Горячий снег"
Оксюморон
Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. Парцелляция
Мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной. Риторическое обращение, эпитет, олицетворение
2. Наша сегодняшняя тема связана со сложным предложением.
Скажите, пожалуйста, какие виды сложных предложений вы знаете?
ССП, СПП и БСП
Прокомментируйте схемы:
[ ], ( ).
[ ], ( ), ( ).
[ ], ( ), ( ).
( ), [ ], ( ).
[ ], но [ ].
[ ] : [ ].
Мультимедиа
Объясните, какое это предложение: простое или сложное, нужны ли знаки препинания?
Желтым и кранным огнем полыхают вязы и клены в пойме. Я открыл глаза и увидел черное небо, усеянное яркими крупными звездами. 3. Обратите внимание на схемы, попытайтесь их объяснить и найти предложения, которые будут соответствовать схемам:
3.1 [ ] и [ ].
Еще накануне ничто не предвещало беды и все вокруг было тихо и спокойно. В сумерки в небе начали появляться первые звезды и зажглись огни в окнах домов. Вывод: В предложениях с общим второстепенным членом запятая перед сочинительными союзами не ставится.
Задание №1.
Используя данные обстоятельства времени в качестве общего второстепенного члена, придумайте пять ССП:
- через полчаса, поздно вечером, к полудню, с раннего утра, весь день.
Задание №2.
Продолжите предложения по схемам: [ O и O ]. [ ] и [ ].
1.А у другого берега плещется рыба и … 2.На сосне, совсем рядом, запел зяблик и … 3.На бурой хвойной подстилке белеют поганки и … 3.2. ССП с общей придаточной частью: [ ] и [ ], ( ).
О чем говорит вам эта схема?
Задание №3.
Посмотрите внимательно на схему и найдите общую придаточную часть.
Когда наступил вечер, небо сплошь заволокло тучами и пошел дождь. Как только открыли двери, послышалось нудное гудение комаров и они полетели в спальню. Едва солнце взошло, туман начал рассеиваться и у воды стало холодно. Задание №4.
Придумайте пять ССП по схеме, используя союзы: когда, пока, как только, лишь только, перед тем как.
СПП с двумя однородными придаточными с сочинительной связью: [ ], ( ) и( ).
В данное ниже правило вставьте пропущенные слова (на проекторе высвечивается запись правила, учащиеся сами должны сделать вывод) :
Если однородные придаточные соединяются неповторяющимися сочинительными союзами, запятая не ставится, как при однородных членах предложения, соединенных таким же образом.
Задание №5.
Пользуясь схемой, найдите главное и придаточные предложения.
Ты просила написать о том, что здесь было и что здесь стало.
Получили известие, что Волга встала и через нее потянулись обозы.
(Учащиеся еще раз делают вывод).
Задание №6.
Расставьте знаки препинания:
На поле, где цвела рожь и кричали перепела, теперь бродили спутанные лошади.
Слышно было, как дышит корова и ходит по стойлу теленок.
4. Создание проблемной ситуации:
Задание №7.
Объясните, почему перед союзом и не нужна запятая.
(На проекторе высвечиваются предложения, учащиеся дают обратную связь, проговаривая каждое предложение и подытоживая урок).
1.Словом, время уже истекло и пора было уходить. Вводное слово. 2.С деревьев капало и вокруг пахло листвой. Безличные предложения. 3.Где будет собрание и кто его председатель? Вопросительные предложения. 4.Как тихо вокруг и как чисто звездное небо! Восклицательные предложения. Тире в ССП.
Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то между ними вместо запятой перед союзами ставится тире.