Урок русского языка 4 класс. Первое и второе спряжение глагола.
Цель: помочь учащимся «открыть» наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого; показать зависимость личного окончания глагола от спряжения; обобщить языковой материал в правило; формировать умение спрягать глаголы неопределенной формы, а также распознавать отличительные особенности глаголов первого и второго спряжения; учить определять спряжение глаголов; развивать письменную и устную речь учащихся, орфографическую зоркость, умение выделять главное; воспитывать творческую активность, взаимопомощь, развивать познавательный интерес.
Оборудование: карточки-опоры к уроку, рисунок с изображением Дядюшки Глагола, карточки для выполнения заданий.
Тип урока: урок по усвоению новых знаний.
Ход урока: 1. Организационный этап. Задачи: обеспечить нормальную обстановку работы и психологическое настроение учащихся. Приветствие, организация внимания. Запись в тетради числа, классной работы.
2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Задачи: организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала; активизировать мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и сопоставления, классификации. а) Орфографическая минутка. Написаны слова: с…диш…, св…тлееш…, кр…чиш…, вл…заеш…, зам…чаеш…, ч…рнееш… . - Прочитайте слова. Что в них общего? (Глаголы 2 лица настоящего времени, единственного числа, пишутся с Ь на конце). - Разделите эти слова на две группы по общему признаку. Какие группы у вас получились? (1 – светлеешь, везёшь, замечаешь, чернеешь; 2 – сидишь, кричишь). - Выделите окончания глаголов. Почему на конце глаголов написан Ь? б) Минутка чистописания. - На минутке чистописания мы напишем цепочку, состоящую из окончаний глаголов 2-го лица единственного числа: ешь, ишь. Напишите эту цепочку до конца строки, при каждом повторе меняя их местами. (ешьишь ишьешь…). Обобщение.
3. Опрос. Задачи: всесторонне проверить знания учащихся о грамматических признаках глагола. - Как вы думаете, какой секрет русского языка нам предстоит раскрыть сегодня на уроке? (Почему в одних случаях у глаголов пишется в окончании –Е, а в других – -И?) - Чтобы ответить на вопрос урока, вспомним, что вы знаете о глаголе. Рассказ с использованием схемы. Обобщение.
ФИЗМИНУТКА. Песня с движениями «Если нравится тебе, делай так…»
4. Усвоение новых знаний. Задачи: создание проблемной ситуации как прием, активизирующий процесс осмысления материала; использование метода наблюдения для осознания учащимися учебного материала. а) Проблемная ситуация. - Запишите загадку: Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт. - Что это? (Снег). - Найдите в предложении глаголы. Выделите в них окончания. - Определите лицо и число глаголов. Почему у глаголов, стоящих в одном и том же лице и числе разные окончания? - Проспрягаем глагол МОЛЧУ. Один ученик у доски. Дополнительно – устно – глагол, противоположный по смыслу – ГОВОРЮ. Записать только наборы личных окончаний. - Другую пару глаголов мы возьмем из песенки кота Леопольда: «Я иду и пою обо всем хорошем…» Один ученик у доски, остальные глаголы – устно, записывая только наборы личных окончаний. - Одинаковы ли у них наборы личных окончаний? Обобщение. Обратить внимание на то, что все личные окончания глаголов стоят под ударением. б) Знакомство с наборами личных окончаний глаголов первого и второго спряжений. - Дядюшка Глагол пришел в гости со своими друзьями – глагольчиками-лилипутиками. Это личные окончания глагола. - Дядюшка Глагол хочет помочь вам. Личные окончания глаголов каждого спряжения надо отлично знать. Запомнить их поможет подсказка, которую Глагол придумал для вас. Как вы ее понимаете?
- Римская цифра 1 похожа на элемент буквы Е, а римская цифра 2 – на элемент буквы И. Но надо еще запомнить, что в 3 лице мн. числа в первом спряжении пишется окончание - ут (-ют), а во втором - -ат (-ят). Для того чтобы легче было это запомнить, Дядюшка Глагол дал вам эти два слова.
в) ФИЗМИНУТКА. Игра. Учитель называет слова, если это глаголы первого спряжения – нужно присесть, если второго – подпрыгнуть. Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветет, растешь, горишь, кричишь, говорит. - Как вы рассуждали? Обобщение.
5. Проверка усвоения новых знаний, способов и умений деятельности. Закрепление изученного материала. Задачи: установить, усвоили ли учащиеся закономерности новых понятий; выработка умения оперировать ранее полученными знаниями; закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по изучению нового материала. а) Записать глаголы в два столбика по спряжениям (самостоятельно в тетрадях): Шалишь, торчат, ткут, берете, зубрит, жмёшь, несём, ползут, вопят, творишь, найдут, кричат. - Проверим, как вы выполнили задание с помощью игры. Первый ряд и первый вариант второго ряда – вы – стражи города Первоспряженск, остальные – стражи города Второспряженск. Когда я читаю слово первого спряжения, жители Первоспряженска стоят спокойно, они «пропускают» слово в свой город, а жители Второспряженска должны присесть – не пропустить слово в свой город. Проверка. б) Выполнение следующего задания у доски и в тетрадях. - Молодцы. А теперь попробуйте определить спряжение у следующих глаголов: пасу, пою, лечу, ворчу; несутся, боятся, смеются. Запись у доски и в тетрадях с комментированием. в) Самостоятельная работа – выполнение задания по карточкам – определить спряжение у глаголов. Обобщение.
6. Итог урока. Задачи: сообщение учащимся о домашнем задании; разъяснение методики выполнения ДЗ; подведение итогов урока. а) - Какой вопрос мы задавали себе в начале урока? (Узнать, почему в одних случаях у глаголов пишется в окончании –Е, в других – -И). - Смогли мы ответить на этот вопрос? - От чего зависит написание гласных в окончаниях глаголов? (От спряжения). - С секретами спряжения мы продолжим знакомство на следующих уроках. Этап информации учащихся о ДЗ и инструктаж о его выполнении. ДЗ – Узорова, с. 194, правило, с. 197, упр. 377.
Приложение. Карточка 1. Списать, определить спряжение, лицо и число глаголов. Зовут, ползёт, вьют, ведут, шуршит, летят, грызёт, трещит, пищат, зовёшь, снуют, пронесёт, сохранит, спасём, ползём, вьёшь, молчит, лежит. Карточка 2. Списать, определить спряжение, лицо и число глаголов. Цветёт, лежат, пищит, пьют, прилетите, горишь, замолчу, проползёт, идёт, найдёт, победит, сидит, трещишь, горит, кричит, сгрызут, утаит.