Воскресенье, 29 Янв 2023, 08:49
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51589


Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю русского языка

Урок русского языка 4 класс. Первое и второе спряжение глагола.
Цель: помочь учащимся «открыть» наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого; показать зависимость личного окончания глагола от спряжения; обобщить языковой материал в правило;
формировать умение спрягать глаголы неопределенной формы, а также распознавать отличительные особенности глаголов первого и второго спряжения; учить определять спряжение глаголов;
развивать письменную и устную речь учащихся, орфографическую зоркость, умение выделять главное;
воспитывать творческую активность, взаимопомощь, развивать познавательный интерес.

Оборудование: карточки-опоры к уроку, рисунок с изображением Дядюшки Глагола, карточки для выполнения заданий.

Тип урока: урок по усвоению новых знаний.

Ход урока:
1. Организационный этап.
Задачи: обеспечить нормальную обстановку работы и психологическое настроение учащихся.
Приветствие, организация внимания. Запись в тетради числа, классной работы.

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Задачи: организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала; активизировать мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и сопоставления, классификации.
а) Орфографическая минутка.
Написаны слова: с…диш…, св…тлееш…, кр…чиш…, вл…заеш…, зам…чаеш…, ч…рнееш… .
- Прочитайте слова. Что в них общего? (Глаголы 2 лица настоящего времени, единственного числа, пишутся с Ь на конце).
- Разделите эти слова на две группы по общему признаку. Какие группы у вас получились? (1 – светлеешь, везёшь, замечаешь, чернеешь; 2 – сидишь, кричишь).
- Выделите окончания глаголов. Почему на конце глаголов написан Ь?
б) Минутка чистописания.
- На минутке чистописания мы напишем цепочку, состоящую из окончаний глаголов 2-го лица единственного числа: ешь, ишь. Напишите эту цепочку до конца строки, при каждом повторе меняя их местами. (ешьишь ишьешь…).
Обобщение.

3. Опрос.
Задачи: всесторонне проверить знания учащихся о грамматических признаках глагола.
- Как вы думаете, какой секрет русского языка нам предстоит раскрыть сегодня на уроке?
(Почему в одних случаях у глаголов пишется в окончании –Е, а в других – -И?)
- Чтобы ответить на вопрос урока, вспомним, что вы знаете о глаголе.
Рассказ с использованием схемы.
Обобщение.

ФИЗМИНУТКА. Песня с движениями «Если нравится тебе, делай так…»

4. Усвоение новых знаний.
Задачи: создание проблемной ситуации как прием, активизирующий процесс осмысления материала; использование метода наблюдения для осознания учащимися учебного материала.
а) Проблемная ситуация.
- Запишите загадку: Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт.
- Что это? (Снег).
- Найдите в предложении глаголы. Выделите в них окончания.
- Определите лицо и число глаголов. Почему у глаголов, стоящих в одном и том же лице и числе разные окончания?
- Проспрягаем глагол МОЛЧУ.
Один ученик у доски.
Дополнительно – устно – глагол, противоположный по смыслу – ГОВОРЮ. Записать только наборы личных окончаний.
- Другую пару глаголов мы возьмем из песенки кота Леопольда: «Я иду и пою обо всем хорошем…»
Один ученик у доски, остальные глаголы – устно, записывая только наборы личных окончаний.
- Одинаковы ли у них наборы личных окончаний?
Обобщение. Обратить внимание на то, что все личные окончания глаголов стоят под ударением.
б) Знакомство с наборами личных окончаний глаголов первого и второго спряжений.
- Дядюшка Глагол пришел в гости со своими друзьями – глагольчиками-лилипутиками. Это личные окончания глагола.
- Дядюшка Глагол хочет помочь вам. Личные окончания глаголов каждого спряжения надо отлично знать. Запомнить их поможет подсказка, которую Глагол придумал для вас.
Как вы ее понимаете?

- Римская цифра 1 похожа на элемент буквы Е, а римская цифра 2 – на элемент буквы И. Но надо еще запомнить, что в 3 лице мн. числа в первом спряжении пишется окончание - ут (-ют), а во втором - -ат (-ят). Для того чтобы легче было это запомнить, Дядюшка Глагол дал вам эти два слова.

в) ФИЗМИНУТКА.
Игра. Учитель называет слова, если это глаголы первого спряжения – нужно присесть, если второго – подпрыгнуть.
Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветет, растешь, горишь, кричишь, говорит.
- Как вы рассуждали?
Обобщение.

5. Проверка усвоения новых знаний, способов и умений деятельности. Закрепление изученного материала.
Задачи: установить, усвоили ли учащиеся закономерности новых понятий; выработка умения оперировать ранее полученными знаниями; закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по изучению нового материала.
а) Записать глаголы в два столбика по спряжениям (самостоятельно в тетрадях):
Шалишь, торчат, ткут, берете, зубрит, жмёшь, несём, ползут, вопят, творишь, найдут, кричат.
- Проверим, как вы выполнили задание с помощью игры. Первый ряд и первый вариант второго ряда – вы – стражи города Первоспряженск, остальные – стражи города Второспряженск. Когда я читаю слово первого спряжения, жители Первоспряженска стоят спокойно, они «пропускают» слово в свой город, а жители Второспряженска должны присесть – не пропустить слово в свой город.
Проверка.
б) Выполнение следующего задания у доски и в тетрадях.
- Молодцы. А теперь попробуйте определить спряжение у следующих глаголов: пасу, пою, лечу, ворчу; несутся, боятся, смеются.
Запись у доски и в тетрадях с комментированием.
в) Самостоятельная работа – выполнение задания по карточкам – определить спряжение у глаголов.
Обобщение.

6. Итог урока.
Задачи: сообщение учащимся о домашнем задании; разъяснение методики выполнения ДЗ; подведение итогов урока.
а) - Какой вопрос мы задавали себе в начале урока? (Узнать, почему в одних случаях у глаголов пишется в окончании –Е, в других – -И).
- Смогли мы ответить на этот вопрос?
- От чего зависит написание гласных в окончаниях глаголов? (От спряжения).
- С секретами спряжения мы продолжим знакомство на следующих уроках.
Этап информации учащихся о ДЗ и инструктаж о его выполнении.
ДЗ – Узорова, с. 194, правило, с. 197, упр. 377.

Приложение.
Карточка 1.
Списать, определить спряжение, лицо и число глаголов.
Зовут, ползёт, вьют, ведут, шуршит, летят, грызёт, трещит, пищат, зовёшь, снуют, пронесёт, сохранит, спасём, ползём, вьёшь, молчит, лежит.
Карточка 2.
Списать, определить спряжение, лицо и число глаголов.
Цветёт, лежат, пищит, пьют, прилетите, горишь, замолчу, проползёт, идёт, найдёт, победит, сидит, трещишь, горит, кричит, сгрызут, утаит.
Категория: Учителю русского языка | Добавил: vadik11092 (12 Фев 2012)
Просмотров: 3258 | Теги: Урок, первое, Второе, языка, глагола., класс., спряжение, Русского | Рейтинг: 1.0/ 11 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Воскресенье
29 Янв 2023
08:49


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz