Среда, 24 Апр 2024, 23:28
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю русского языка

Урок по теме Написание –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах
Написание –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах

Цель: - учить способу определения написания –ТСЯ, -ТЬСЯ в конце глаголов, закрепление этого правила;

- формирование умения правильно писать –ТСЯ, -ТЬСЯ в конце глаголов

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Оформление записей на доске и в тетрадях.

2. Минутка чистописания Т,т

II. Игровые задачи для повторения + проверка д/з (два человека у доски)

1. Мальчик играл с мамой в слова. Он загадал слово, начи­нающееся с а: окно. «Неправильно», - сказала мама и загадала сло­во, начинающееся с о: орёл..

«А где здесь ol» - удивился мальчик.

Почему мама и мальчик не поняли друг друга?

2. В кабинете директора ТЮЗа раздался телефонный звонок. Он снял трубку.

- Вам звонит учительница.

- Не верю, - сказал директор и положил трубку. Почему директор ТЮЗа не поверил звонившей?

III. Акцентологическая разминка.

Учитель. Сегодня на уроке мы проверим, как вы умеете определять количество слогов в слове, постараемся запомнить, как правильно нужно произносить слова - литературную норму произ­ношения.

Запишите в строчку восемь цифр, внимательно слушаем. Я произношу слово правильно, а затем говорю, на какой слог падает ударение. Если я говорю правильно, на какой слог падает ударение, вы рядом с цифрой ставите знак «плюс», если неправильно - «ми­нус».

Первое слово - повторишь (норма - ударение на последнем слоге), ударение падает на последний слог; второе слово - позво­нишь (норма - ударение на последнем слоге), ударение падает на второй слог; третье слово - балуешь (норма - ударение на втором слоге), ударение падает на первый слог; четвертое слово - красивее (норма - ударение на втором слоге), ударение падает на второй слог; пятое слово - обеспечение (норма - ударение на третьем сло­ге), ударение падает на третий слог; шестое слово - включишь (норма - ударение на втором слоге), ударение падает на первый слог; седьмое слово - мусоропровод (норма - ударение на послед­нем слоге), ударение падает на последний слог; восьмое слово - свёкла (норма - ударение на первом слоге), ударение падает на по­следний слог.

Запись в тетради ученика:

1)+ 2)- 3)- 4)+ 5)+ 6)- 7)+ 8)-

Проверка записи: вызывается ученик и читает: «Первое слово

- плюс, второе слово - минус, третье слово - минус, четвертое сло­во - плюс, пятое слов - плюс, шестое слово - минус, седьмое слово

- плюс, восьмое слово - минус».

Получает «пятерку». Если в ответе ученика есть ошибки, от­вет прерывается, вызывается другой ученик, который читает все сначала и получает оценку.

IV. Изучение новой темы.

1. Работа в рубрике «Понаблюдайте» на с. 29.

2. Комментированное чтение основного теоретиче­ского материала на с. 29.

Учитель. Выразительно прочитайте стихотворение А. Барто «Митяй-лентяй».



МИТЯЙ-ЛЕНТЯЙ

Трезвонят все будильники:

-Митяй, вставать пора!

А он храпит как маленький

До десяти утра.

Потом он просыпается,

Потом встает Митяй

И начинает каяться:

— Я лодырь! Я лентяй!

Другие дети учатся,

Я сплю до десяти!

Что из меня получится?!

Нельзя таким расти!

Потом зевает Митенька

И спать ложится вновь,

Он ценит самокритику,

Питает к ней любовь.

Найдите в стихотворении глаголы на -тся и -ться. Произнесите их вслух. Что вы услышали на конце глаголов? (Звуки [ца].)

Есть ли разница в произношении глаголов на -тся и -ться! (Звучат они одинаково.)

Как называется эта орфограмма?

Кто-нибудь догадался, по какому опознавательному признаку мы можем найти орфограмму «-тся и -ться в глаголах»? Есть ли в произношении этих слов общая особенность, на которую мы с вами могли обратить внимание? (На конце данных глаголов мы произно­сим звуки [ца], это сочетание и будет опознавательным призна­ком данной орфограммы.)

Послушайте отрывок из стихотворения А. Барто. В каких словах вы услышали опознавательный признак орфограммы - «[ца] на конце слова»?

Косы светлые венком

Под платком из ситца.

Настя месяц за станком,

А станка боится.

Давайте запишем эти слова (ситца, боится) на доске. Есть ли в этих словах орфограмма «-Тся и -ться в глаголах»? (В слове сит­ца нет, хотя слышим сочетание звуков [ца], ситец - имя сущест­вительное.)

Значит, мы неточно назвали опознавательный признак. Как можно его назвать точнее?

Класс приходит к выводу, что приметой изучаемой орфо­граммы будет «[ца] на конце глаголов». Учитель стирает слово ситца и просит учеников подобрать к глаголу боится однокоренной с -ться на конце. Пара глаголов записывается в тетрадях и на доске, а под сочетаниями -тся и -ться учитель пишет цветным мелом «[ца] на конце глаголов». Опознавательный признак обознача­ется знаком V над буквой с в глаголах на -тся и между буквами с и ь в глаголах на -тъся.

Далее учащиеся выявляют условия выбора (опознавательный признак не входит в систему условий выбора данной орфограммы), формулируют правило, сравнивают его с формулировкой в учебни­ке, закрепляют новую формулировку и воспроизводят ее с названи­ем опознавательного признака:

- В неопределенной форме глаголов на -ться, отвечающей на вопросы что делать? что сделать?, пишется мягкий знак. В форме 3-го лица ед. и мн. числа, которая отвечает на во­просы что делает ? что сделает?, мягкий знак не пи­шется. Опознавательный признак орфограммы - «[ца] на конце глаголов».

3. Объяснительный диктант. Цель: закрепить изученное правило.

Как аукнется, так и откликнется. От работы руки не от­нимутся. Мир освещается знанием. Друг за дружку держаться — ничего не бояться. На миру и работа спорится.

(Пословицы.)

V. Тренировочные задания.

Задания:

1. Выборочный диктант, выписать глаголы на -тся и -ться.

Ц е л ь : на слух определить глаголы на -тся и -ться и правильно их записать.

Однажды Малыш сидел в своей комнате и грустно думал о том, какой он одинокий. И вот в эту-то минуту Малыш и увидел Карлсона и растерялся. Всякий растеряется, если прямо в воздухе повиснет перед ним человек, который летает сам по себе. И вдо­бавок скажет: «Простите, можно здесь приземлиться?».

Но когда человек сказал, что его зовут Карлсон, который живет на крыше, Малыш совсем перестал бояться и почувство­вал, что они подружатся.

По А. Линдгрен

2. Выполнение упражнения 81 на с. 29.

3. Вставить пропущенные буквы, объяснить графически выбор орфограммы. Какой темой объединены предложения?

Тот труда не бои(ть, т)ся, кто умеет труди(т, ть)ся. Дело мастера бои(т, ть)ся. Человек по делу узнае(т, ть)ся. По труду и честь воздае(т, тъ)ся. Надо труди(т, ть)ся, не надо лени(т, ть)ся.

4. Послушайте отрывки из стихотворений А. Барто. В ка­ких словах вы услышали опознавательный признак орфограммы

«[ца] на конце глаголов»? Запишите их в тетрадь.

1)Вот-вот листва распустится,

Вот-вот придет тепло,

Ну, а пока распутица,

Дороги развезло.

2)Теперь я ученица,

Чернилами пишу.

Боюсь пошевелиться,

Сижу и не дышу.

VI. Итог урока.

1. Коллективный опрос по перфокарте (см. уроки 28-29).

Слова для диктовки: запираться на засов, употребляется в глаголе, удивляться пению, расстилается туман, собираться в школу, надо заботиться о здоровье, всегда пригодится, получает­ся код, расположиться вряд, держаться на плаву.


Домашнее задание: параграф 14, подготовиться к словарно­му диктанту (упражнение 82 на с. 30).
Категория: Учителю русского языка | Добавил: TashaUsanenko (06 Мар 2012)
Просмотров: 5995 | Теги: Урок, теме, –ТСЯ, -ТЬСЯ, глаголах, написание, по | Рейтинг: 1.6/ 16 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Среда
24 Апр 2024
23:28


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz