Конспект урока по математике , проведенного в 1 классе МОУСОШ № 54 учителем начальных классов Шаховой Ольгой Сергеевной. Учебник “Математика , 1 класс” Моро.c/60-61/ Тема :” Сантиметр”. Цели : развитие вычислительных навыков, познавательных интересов к математике , развитие логического мышления, развитие эвристического мышления , воспитывать сознательную дисциплину на уроке, чувство товарищества при выполнении заданий в группе,. ознакомить с использованием сантиметра для измерения длины , упражнять в измерении ,провести пропедевтическую работу по решению простых задач, осуществлять дифференцированный подход. Оборудование: 1.Наглядные пособия: картинки с изображением Мартышки, Удава, Слоненка , Попугая;картинки с рисунками фруктов и бабочек для задания”Найдите нужную запись к рисунку”, рисунки кактусов с цифрами 1-10, выполненные из цв. картона пальма и кокосы (запись примеров), карточки к заданию “Что лишнее?”, таблица”Сантиметр – см”., игрушки попугая, обезьянки и слона. 2.Средства обратной связи: сигналы-светофоры, числовой веер, фигуры для самооценки. 3.Для практической деятельности: 2 полоски разного цвета и размера, белая и желтая мерка, карточка с отрезками, карточки с изображением хвоста, хобота и крылышка. 4.И КТ : физич. карта Африки , отрывок мультфильма” 38 попугаев”, ярлык для проверки работы в группах. 5.Использование аудиозаписи песни Шаинского “Чунга-Чанга” для физкультминутки. Литература:отрывок из сказки К.И.Чуковского”Айболит”, методическое пособие к учебнику “Математика 1 класс” Моро. Ход урока: 1.Организационный момент. -Начинаем урок математики. Сядьте правильно, вспомните правила посадки на уроке. -Чему мы учимся на уроке математики? Игровой момент: -Нам прислали телеграмму: “ Ребята, приглашаем вас в гости. Ваши друзья.” -А вот и адрес: “Мы живем на Занзибаре, В Калахаре и Сахаре, На горе Фернандо-По, Где гуляет Гиппо- по По широкой Лимпопо”. -Догадайтесь, откуда пришла эта телеграмма? (Из Африки). Использование ИКТ( проецируется физическая карта Африки). -Ребята, что вы знаете о материке” Африка”? -В Африке есть большое разнообразие животных.Скажите, кто из них приглашает нас в путешествие по Африке? ( На доске картинки с изображением Мартышки,Попугая,Удава,Слоненка) Актуализация знаний.(дидактическая игра) 1.Проверка знаний нумерации чисел в пределах 10.-Какое колючее растение произрастает в пустынях Африки?( кактусы) -Удав приглашает нас на прогулку по кактусовой поляне. Порядковый и обратный счет от 1 до 10 (10-1). 2.Проверка вычислительных навыков.Использование обратной связи. -Приготовьте сигналы-светофоры.Поможем Мартышке собрать кокосы с пальмы (на кокосах записаны примеры) 4-3 5-2 3+2 7-1 8+1 2+2 3.Развитие логического мышления. -Поиграем со слоненком.Догадайтесь, какая карточка лишняя? 4.Восстановление записи к рисункам ( пропедевтическое упражнение в решении простых задач).Использование обратной связи ( числовой веер). - Выполните задание от Попугая. Найдите нужную запись к рисунку. ( на доске карточки : 2+3 2+2 5-4 6-1)Дети соотносят выбранную запись с рисунком, доказывая свой выбор. Остальные учащиеся с помощью числового веера дают ответ . -Что выбрал на обед Попугай? Зачем нужно есть фрукты? Какую запись выберете? -Какой вопрос можно задать к рисунку? Сколько получится? -В тропических лесах Африки водятся красивые бабочки., найдите запись задайте вопрос, сосчитайте. 5.Сравнение чисел. Мартышка просит вас сравнить числа : 5 и 7, 10 и 10 , 4 и 2. Назовите равенства и неравенства. Подготовка к изучению новой темы.Практическая работа. (У детей 2 полоски разного цвета и размера). -Каждому из вас Мартышка приготовила 2 ленточки и просит помочь узнать, какая из них длиннее. Как это сделать? ( нужно положить одну ленточку на другую). -Покажите длинную ленточку. Работа над темой урока. - Давайте посмотрим ,как проводят время наши друзья. Использование ИКТ( отрывок из мультфильма” 38 попугаев”). -Что делали герои мультфильма? Сколько в Удаве Мартышек, Слонят , а сколько Попугаев? Почему такие разные результаты измерения Удава получились у наших друзей? Практическая работа по новой теме ( использование проблемно- поискового метода работы с детьми). -Каждому из вас герои приготовили карточку.Что на ней изображено?(отрезки).Как узнать какой отрезок длиннее? ( с помощью мерки).) -Измерьте отрезки белой меркой. Сколько укладывается мерок в красном и сколько в зеленом отрезке? Какой отрезок длиннее? ( красный) -У вас есть еще мерка желтого цвета.Измерьте красный отрезок , сколько укладывается желтых мерок? (2)А теперь измерьте зеленый снова белой – сколько в нем мерок? ( тоже 2).Какой вывод мы могли бы сделать по длинам отрезков? ( они равны) - Все ли с этим согласны?Где кроется ошибка? (Мы использовали разные мерки. ) - Измерьте еще раз оба отрезка желтой меркой.Какой длиннее? Знакомство с единицей измерения – сантиметром.Cообщение учителя. -Что нужно делать , чтобы не ошибаться?( использовать одинаковые мерки) -Мерка, с помощью которой измеряют длины отрезков называется единичным отрезком или единицей измерения.Чтобы измерения были правильными, точными, во всех странах мира – в России, в странах Африки ,в других государствах люди используют , как вы и доказали, одинаковые единицы измерения.С одной из них мы познакомимся сегодня. Это- сантиметр.Сокращенно – см ( на доске появляется таблица ). - Посмотрите на карточку у вас на столах.Это мерка , которая составляет 1 см.Скажите, сколько клеток тетрадного листа она занимает?( 2) Физкультминутка.( Потанцуем под любимую песенку героев”Чунга-Чанга”) Закрепление изученного материала.( с.60). Работа по учебнику. -Сколько см укладывается в верхней полоске? В нижней? -Чему равна длина синего отрезка? Сколько см в фиолетовом отрезке? Практический метод.Знакомство с измерительным прибором – линейкой. Для точных измерений используют разные приборы. Мы познакомимся с главным измерит. прибором школьника – линейкой. -Возьмите линейку, посмотрите – на линейке есть большие деления.От одного большого деления до другого – 1 см. - Найдите в учебнике зеленый отрезок , попробуем измерить его с помощью линейки.Совместите начало отрезка с отметкой “ 0 “ на линейке.На какой отметке заканчивается отрезок? Сколько же см в зеленом отрезке? -Измерьте длину красного отрезка с помощью линейки.Сколько в нем см? Упражнения для снятия зрительного напряжения. Гимнастика для глаз. Работа в группах.(на первую парту ставится соответствующая названию команды игрушка) 1 ряд- команда Мартышки .Измерьте с помощью линейки , сколько см в нарисованном хвосте. 2 ряд- команда Слоненка . Какая длина хобота? 3 ряд- команда Попугая. Какая длина крылышка? -Впишите в пустое окошко результат своего измерения.Проверим( через ИКТ). Пропедевтическая работа.Решение задачи из учебника с.60. По огромным пустыням Африки часто устраивают ралли- гонки на машинах.Давайте прочитаем задание о машинах.Что известно? Что надо найти? Как сможем ответить на вопрос задания?Сколько получится? Пальчиковая гимнастика.Подготовим ручки к работе. -Вспомним правила посадки. Самостоятельная работа в тетради дифференцированного характера. - Наши друзья приготовили задания. Выполните то задание, с которым вы уверенно справитесь. 1) измерьте длину отрезка и впишите результат в окошко 2) сравните длины отрезков: 5см и 7 см 6см и 3 см 4см и 5 см 9см и 9см 3) решите примеры, запишите только ответы: 10-1 5-3 2+3 6+1 Подведение итогов. -Что нового узнали? Что запомнили, что понравилось? Самооценка.Дети поднимают вверх фигуру- кр. круг( я работал отлично), желтый квадрат- хорошо, зел.треуг.- (я старался) УЧИТЕЛЬ ОТМЕЧАЕТ РАБОТУ ДЕТЕЙ И ЗАКАНЧИВАЕТ УРОК