Пятница, 19 Апр 2024, 22:23
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю русского языка

Урок по рассказу А.И. Куприна «Река жизни» в 11 классе
«БУРНАЯ РЕКА ВЯЛОТЕКУЩЕЙ ЖИЗНИ» В ИЗОБРАЖЕНИИ ПИСАТЕЛЯ-РЕАЛИСТА.

Эпиграф к уроку:
Безусловно, самое жалкое существо
среди тех, кто дышит и движется на земле, -
это человек.
Гомер.
1.Вступительное слово учителя:
Сегодня на уроке мы сделаем с вами некоторый виток назад – мы уже посмотрели творчество раннего Куприна (повесть «Олеся», 1898г.) и посмотрели творчество зрелого Куприна («Гранатовый браслет», 1910г.), мы увидели, с каким благоговением, романтическим и даже мистическим чувством Куприн пишет о любви, воспевая любовь как самое прекрасное и невозможное на земле. Но наше представление о Куприне-писателе было бы неполным, если бы мы считали Куприна только певцом любви. Ведь это был прежде всего писатель-реалист, да, в его творчество врывались ноты романтизма, трагичности, но без этого писать о любви невозможно. Сегодня мы узнаем другого Куприна – ироничного, реалистически жесткого, правдивого репортера жизни. Нет, мы не можем разделять Куприна, который пишет о любви, нежного, мягкого, печального, и Куприна-реалиста. Это один и тот же человек, болеющий действительностью, который не хочет писать о том, как люди «опошлели и обнищали духом». И поэтому даже в той атмосфере, реальной атмосфере «духовного обнищания», Куприн находит героя – человека, который жалок, но жалок не тем, что он неотъемлемая часть этой атмосферы, а тем, что не может приспособиться, не может стать «человекообразным» - и в этой жалкости его торжество над порочным, ценою же за силу духа становится смерть.

2. Краткие сведения по истории создания рассказа:
Рассказ «Река жизни» написан в 1906 году. Куприн знаменит. Уже написаны «Молох», «Олеся», в 1905 г. – «Поединок». А теперь этот рассказ, впервые был напечатан в журнале «Мир божий». Первоначальным наброском к рассказу можно считать очерк «Квартирная хозяйка» (1895) из цикла «Киевские типы». Образ этой женщины, которую Куприн знал в Киеве, переносится практически без изменений в «Реку жизни». Можно сказать, что это социальный шарж, пародия.

3. Интерпретация заглавия рассказа.
-Обратите внимание на тему урока. «Бурная река вялотекущей жизни» - это фраза одного из критиков. Какая стилистическая фигура использована здесь? (Оксюморон – бурная и вялотекущая).
-Можно ли говорить, что название рассказа символично? Дайте интерпретацию: что значит «река жизни», почему она «бурная и вялотекущая»? (Наша жизнь – река – движение и развитие; вялотекущая – размеренная, плавная, день за днем, после дня ночь, потом опять день; бурная – на реке бывают пороги, омуты и водовороты, в размеренность врываются обстоятельства, которые переворачивают все, мутят устоявшуюся воду).

4. Обсуждение сюжетной линии:
Взят конкретный случай из жизни, сюжетная линия проста: действие происходит в третьеразрядной гостинице, где клопы, тараканы, грязь, вонь, где дают номера на ночь. Столь же физически и душевно нечистоплотны постояльцы. Кто они? (Проститутки, те, кто пользуется их услугами, заезжие торговцы и всякий сброд). Как называется это заведение? («Сербия»). Какой прием использует автор, давая столь гордое наименование этой дешевой забегаловке? (Ирония, но ирония горькая). Нечистоплотны и вульгарны хозяйка гостиницы Анна Фридриховна и её сожитель поручик Чижевич, который, впрочем, не без претензии на благородство, и тем еще смешнее и уродливее. Можно ли назвать это той самой «вялотекущей жизнью»? (Да, это устоявшееся болото, спокойствие изредка нарушается свежими струйками жизни: уходят и приходят постояльцы, хозяйка и поручик ссорятся-мирятся уже даже не потому, что в них кипят какие-то страсти, а скорее по устоявшейся привычке).
И вдруг случается нечто неожиданное: в одном из номеров покончил с собой неизвестный молодой человек – студент. Можно ли говорить, что это событие – то самое «бурное течение жизни»? (Да, это событие качнуло устоявшееся болото, но, что страшно, для обитателей «Сербии» трагедия стала лишь неудобным обстоятельством, нарушившим их комфортное существование).
Как видим, сюжет прост и, в общем, непримечателен, но у Куприна он чудесно оживает, наполняется философским смыслом. Хотя Куприн не философ (как Бунин), его философия стихийна, она как бы вытекает из всего изображаемого, потому что реалии жизни не могут не наталкивать на размышления.

5. Аналитическая работа с текстом:
Мастерство реалиста Куприна отразилось в изображении бытовых зарисовок, той самой атмосферы «опошления и обнищания», о которой не хочется писать, но не писать невозможно.
Глава 1,2,3. Гостиница «Сербия» и её обитатели. Комментированное чтение этих глав и характеристика действующих лиц.
-Что можно сказать о хозяйке гостиницы и ее сожителе?
-Назовите художественные детали (предметные, портретные, детали интерьера), дайте им интерпретацию. Это только детали или нечто большее? (Это участники действия, сама атмосфера).
-Данные бытовые зарисовки – конкретный единичный случай, или их можно трактовать шире? (Это типичная картина социального бытия).
Глава 4. Прощальное письмо студента.
-Что послужило поводом, толчком к самоубийству?
-Что было причиной?
-Скажите, этот человек жалок? Почему?
-Обратите внимание на эпиграф к уроку. К кому из героев рассказа можно приложить слова Гомера? Почему?
-С какой надеждой уходит из жизни студент?
-Размеренный быт гостиницы и самоубийство студента изображены рядом. Какой прием применяет здесь автор (сравните мысли и чувства студента и мысли и чувства обитателей гостиницы)? – здесь присутствует антитеза, контраст.
-Для чего Куприн использует этот контраст? ( Возвращает нас к главной философской мысли о «бурной и вялотекущей реке жизни», она не становится живительной влагой, в ней барахтаются, захлебываются, тонут или стараются выплыть).

6. Аналитическая работа со смысловым подтекстом и проблематикой:
Зачитываем финал главы 4 .
-Река жизни вернулась в прежнее русло?
-Как вы думаете, что волнует здесь Куприна?
-Какой тип проблематики (социальная, нравственная, философская) представлен в рассказе? Сформулируйте и прокомментируйте 1-2 проблемы (проблема нравственного выбора, социальное неравенство, проблема духовного обнищания человека, поиск смысла жизни, проблема вечных и сиюминутных ценностей и т.д.).
-Этот рассказ написан в начале 20 века, более 100 лет назад. Актуален ли он сегодня?
-Вспомните строки из письма студента: «…вулканическое извержение потопило все: боязнь завтрашнего дня, почтение к предкам, любовь к жизни…». Можно ли отнести эти строки к современной жизни? Река современной жизни – «бурная или вялотекущая»?
Категория: Учителю русского языка | Добавил: almar71 (17 Мар 2012)
Просмотров: 1116 | Теги: Куприна, Урок, 11, «Река, А.И., классе, по, рассказу, жизни» | Рейтинг: 1.0/ 7 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
19 Апр 2024
22:23


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz