Урок русского языка в 3 классе Тема урока: « Непроизносимые согласные в корне слова» Францкевич Наталья Павловна
Цель: Формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными звуками; знакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными способом подбора однокоренных слов. Задачи: • способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию; • развитие орфографической зоркости и обогащение словарного запаса детей; • воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать).
Тип урока: открытие нового знания.
Технология деятельностного метода.
Метод: проблемно – диалогический.
Ход урока. I . Самоопределение к деятельности. Орг. момент. - Ребята, закройте глаза, настойтесь и повторяйте за мной (слайд№2) Я уже много знаю. Вокруг много неизвестного. Я хочу узнать больше! Я могу узнать больше! Я готов работать! - Откройте глаза. II. Минутка чистописания (слайд №3) - Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Проверка правильного положения тела и тетради при письме.
Отгадайте загадку: Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (осень) С какого звука начинается слово осень ( с гласного звука О). Какие буквы будем писать? (буквы Оо) Запись в тетради : Оо
III . Актуализация знаний. Орфографическая разминка.( слайд №4) Здра….ствуй, ос…н.. з…л….тая! Какие буквы пропущены? Как проверить? (записать правильно , поставить в словах ударение)
IV. Постановка учебной проблемы. 1. Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся. проверка по щелчку (слайд4) Какая буква пропущена в слове здравствуй? Почему вы написали букву В? Почему можно сделать ошибку в этом слове? Знаете ли вы ещё слова, в которых согласный не звучит , но его нужно писать?
У доски работают 2 ученика. Запись слов по картинкам ( слайд 5) каждое слово по щелчку Запись слов: Солнце, праздник, сердце, лестница. - Помощники мои готовы? Садитесь, пожалуйста. - Какое было задание? (Записать слова под диктовку.) - Проверим. Доска открывается. - Смотрим, сравниваем. Видят несоответствия в написании. Если нет, сама даю другую запись. - А в ваших тетрадях как? Сравните у себя и у соседа. - Ребята, диктовала я для всех одинаково, а почему написали по-разному?
2. Выход из проблемы путём побуждающего диалога. - Сколько мнений в нашем классе? (Два.) - Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать согласную в слове.) - А почему получились разные мнения? Как вы думаете? (Мы этого ещё не знаем.) - … , ты почему не написал согласную … в слове … ? (Согласную не слышно при произношении.) - У кого другое мнение? Дети поднимают руки. Если нет, сама нахожу ребёнка сделавшего другую запись или предлагаю свою. - … , а ты … почему написала согласную … в слове…? (Я могу её произнести, значит её надо писать.)
- Чем похожи записанные слова? Проверим (Слайд№6) V. Постановка цели урока.
- Так чего мы ещё не знаем? (Нужно или не нужно писать согласную в слове, если её не слышно.) - Сегодня на уроке мы попробуем эту проблему исследовать - Какова цель нашего урока? Что мы сегодня делаем? (Учимся грамотно писать слова.)
VI. «Открытие нового знания». Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне. 1. Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога. Весть известный вестник - Прочитайте слова «про себя». - Вслух. - Что заметили? (Это однокоренные слова.) - Почему? (У них одинаковый корень и смысл.) - Докажите. (Корень - вест-; во всех словах общий смысл «весть».) Выделяется корень в словах. - Как вы понимаете смысл этих слов? (Весть – сообщение о чём-либо; известный – о ком все знают; вестник – тот, кто приносит весть.) - Что нужно делать если я не знаю значение какого- либо слова? (Понаблюдать за образованием слова, спросить у взрослых, у родителей, у учителя, у учителя русского языка, посмотреть в словаре, найти в интернете…) - Подберите другие слова с тем же корнем. (Известить, известие…) - Ещё раз посмотрите на слова, произнесите их и послушайте. - В чём разница? Какие будут мнения? (Буква есть, а звук не произносится.) - Может мы ошибаемся? Давайте подсчитаем количество букв и звуков в словах. Подсчёт и запись рядом с таблицей, напротив слова
После каждого подсчёта выясняем причину несоответствия количество букв и звуков в словах. - Почему число букв и звуков в слове различно? (В слове весть буква «ь» звука необозначает. ) - Это мы уже знаем? (Да.) - Что заметили во втором и третьем слове? (Звук [т] не произносится.) Если дети затрудняются можно сделать транскрипцию слов. - А это мы знали? (Нет.) - Это новое сегодня. - Так нужно ли писать согласную в слове, если её не слышно? Почему? Что мы помним о написании корней слов? (Корни в однокоренных словах пишутся одинаково. Исключение чередование согласных.) - Как бы вы назвали такие согласные? (Варианты: молчаливые, беззвучные, неслышные, незвучные, скрытные…)
2. Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.
- Откройте учебники на странице 65 и сравните свои предположения с тем, что предлагают нам авторы учебника. Дети читают про себя текст в рамочке. - Так как по-научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые.) - Так над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные в словах.) - Зная тему урока, дополните цель. Учимся грамотно писать какие слова? С чем? (С непроизносимыми согласными в корне слова.)
- Что ещё узнали из учебника? Какие согласные звуки могут быть непроизносимыми? ( [д],[т],[в],[л] ) - Значит на какие согласные мы должны обратить внимание при письме, чтоб не допускать ошибок. (д,т,в,л) Вывешиваются карточки с непроизносимыми согласными.
Д Т В Л
- Когда в слове появляются непроизносимые согласные звуки? ( Когда в слове есть сочетание трёх согласных звуков и один из них не произносится.)
3. Приём «яркое пятно». Чтение стихотворения для лучшего запоминания правила. ( слайд №9)- (заучивание в парах)
Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке! Мы родственное слово должны так подобрать, Чтобы Л, иД, иВ, иТ в них верно записать. 4 .Первичное закрепление. Выполнение упражнения 145. Стр. 66. ( слайд 10) Запись на доске с комментированием. Подобрать проверочные слова. Проверка( слайд-11)
VII. Применение знаний. 1. Работа по карточкам. ( СЛАЙД 13) Вставить пропущенные буквы. подобрать проверочное слово. Работа в группах. 1 вариант Чес…ный , учас…ник, счас…ливый , извес…ный , радос…ный , чудес…ный . 2 вариант Трос…ник, хрус…нуть , поз…ний, хвас…ливый ,звез…ный ,прекрас…ный. Самопроверка. ( СЛАЙД 14) 2 уровень- Найти слова с непроизносимыми согласными, подобрать проверочное слово
ЧТО ЗАМЕТИЛИ В СЛОВАХ ЧУДЕСНЫЙ И ПРЕКРАСНЫЙ? Чтение стихотворения стр. 66.
2. Реализация. Просмотр видеофильма. « Золотая осень» . ( СЛАЙД 15) Составление предложений . Запись текста. ( СЛАЙД 16-17)
- Что нового узнали на уроке? -Интересно это было вам или нет? - Чему учил вас сегодняшний урок? -Как надо проверять слова с непроизносимыми согласными в корне слова?
Домашнее задание: ( слайд №19) стр. 65 правило, с.66- упр. 146 Аршалынский район Новоалександровская средняя школа