Четверг, 25 Апр 2024, 21:56
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю русского языка

« Непроизносимые согласные в корне слова»
Урок русского языка в 3 классе
Тема урока: « Непроизносимые согласные в корне слова»
Францкевич Наталья Павловна

Цель: Формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными звуками; знакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными способом подбора однокоренных слов.
Задачи: • способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;
• развитие орфографической зоркости и обогащение словарного запаса детей;
• воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать).

Тип урока: открытие нового знания.

Технология деятельностного метода.

Метод: проблемно – диалогический.

Ход урока.
I . Самоопределение к деятельности. Орг. момент.
- Ребята, закройте глаза, настойтесь и повторяйте за мной (слайд№2)
Я уже много знаю.
Вокруг много неизвестного.
Я хочу узнать больше!
Я могу узнать больше!
Я готов работать!
- Откройте глаза.
II. Минутка чистописания (слайд №3)
- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
Проверка правильного положения тела и тетради при письме.

Отгадайте загадку: Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (осень)
С какого звука начинается слово осень ( с гласного звука О). Какие буквы будем писать? (буквы Оо)
Запись в тетради : Оо

III . Актуализация знаний. Орфографическая разминка.( слайд №4)
Здра….ствуй, ос…н.. з…л….тая! Какие буквы пропущены? Как проверить?
(записать правильно , поставить в словах ударение)

IV. Постановка учебной проблемы.
1. Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.
проверка по щелчку (слайд4)
Какая буква пропущена в слове здравствуй? Почему вы написали букву В? Почему можно сделать ошибку в этом слове? Знаете ли вы ещё слова, в которых согласный не звучит , но его нужно писать?

У доски работают 2 ученика. Запись слов по картинкам ( слайд 5) каждое слово по щелчку
Запись слов: Солнце, праздник, сердце, лестница.
- Помощники мои готовы? Садитесь, пожалуйста.
- Какое было задание? (Записать слова под диктовку.)
- Проверим.
Доска открывается.
- Смотрим, сравниваем.
Видят несоответствия в написании. Если нет, сама даю другую запись.
- А в ваших тетрадях как? Сравните у себя и у соседа.
- Ребята, диктовала я для всех одинаково, а почему написали по-разному?

2. Выход из проблемы путём побуждающего диалога.
- Сколько мнений в нашем классе? (Два.)
- Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать согласную в слове.)
- А почему получились разные мнения? Как вы думаете? (Мы этого ещё не знаем.)
- … , ты почему не написал согласную … в слове … ? (Согласную не слышно при
произношении.)
- У кого другое мнение?
Дети поднимают руки. Если нет, сама нахожу ребёнка сделавшего другую запись или
предлагаю свою.
- … , а ты … почему написала согласную … в слове…? (Я могу её произнести,
значит её надо писать.)

- Чем похожи записанные слова?
Проверим (Слайд№6)
V. Постановка цели урока.

- Так чего мы ещё не знаем? (Нужно или не нужно писать согласную в слове, если
её не слышно.)
- Сегодня на уроке мы попробуем эту проблему исследовать
- Какова цель нашего урока? Что мы сегодня делаем? (Учимся грамотно писать
слова.)

VI. «Открытие нового знания». Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне.
1. Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.
Весть
известный
вестник
- Прочитайте слова «про себя».
- Вслух.
- Что заметили? (Это однокоренные слова.)
- Почему? (У них одинаковый корень и смысл.)
- Докажите. (Корень - вест-; во всех словах общий смысл «весть».)
Выделяется корень в словах.
- Как вы понимаете смысл этих слов? (Весть – сообщение о чём-либо; известный –
о ком все знают; вестник – тот, кто приносит весть.)
- Что нужно делать если я не знаю значение какого- либо слова? (Понаблюдать за
образованием слова, спросить у взрослых, у родителей, у учителя, у учителя
русского языка, посмотреть в словаре, найти в интернете…)
- Подберите другие слова с тем же корнем. (Известить, известие…)
- Ещё раз посмотрите на слова, произнесите их и послушайте.
- В чём разница? Какие будут мнения? (Буква есть, а звук не произносится.)
- Может мы ошибаемся? Давайте подсчитаем количество букв и звуков в словах.
Подсчёт и запись рядом с таблицей, напротив слова

После каждого подсчёта выясняем причину несоответствия количество букв и
звуков в словах.
- Почему число букв и звуков в слове различно? (В слове весть буква «ь» звука
необозначает. )
- Это мы уже знаем? (Да.)
- Что заметили во втором и третьем слове? (Звук [т] не произносится.)
Если дети затрудняются можно сделать транскрипцию слов.
- А это мы знали? (Нет.)
- Это новое сегодня.
- Так нужно ли писать согласную в слове, если её не слышно? Почему? Что мы
помним о написании корней слов? (Корни в однокоренных словах пишутся одинаково. Исключение чередование согласных.)
- Как бы вы назвали такие согласные? (Варианты: молчаливые, беззвучные, неслышные, незвучные, скрытные…)

2. Постановка темы урока.
Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.

- Откройте учебники на странице 65 и сравните свои предположения с тем,
что предлагают нам авторы учебника.
Дети читают про себя текст в рамочке.
- Так как по-научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые.)
- Так над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные в словах.)
- Зная тему урока, дополните цель.
Учимся грамотно писать какие слова? С чем?
(С непроизносимыми согласными в корне слова.)

- Что ещё узнали из учебника? Какие согласные звуки могут быть непроизносимыми?
( [д],[т],[в],[л] )
- Значит на какие согласные мы должны обратить внимание при письме, чтоб не
допускать ошибок. (д,т,в,л)
Вывешиваются карточки с непроизносимыми согласными.

Д Т В Л

- Когда в слове появляются непроизносимые согласные звуки? ( Когда в слове есть
сочетание трёх согласных звуков и один из них не произносится.)

3. Приём «яркое пятно». Чтение стихотворения для лучшего запоминания
правила. ( слайд №9)- (заучивание в парах)

Иногда согласные играют с нами в прятки.
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке! Мы родственное слово должны так подобрать, Чтобы Л, иД, иВ, иТ в них верно записать.
4 .Первичное закрепление. Выполнение упражнения 145. Стр. 66. ( слайд 10) Запись на доске с комментированием. Подобрать проверочные слова. Проверка( слайд-11)

Повестка- оповестить, местность- местечко, грустный- грустить, известный- известие, устный-уста, ненастный-ненастье, свистнуть-свисток.

5. Физминутка.( слайд 12)

VII. Применение знаний. 1. Работа по карточкам. ( СЛАЙД 13) Вставить пропущенные буквы. подобрать проверочное слово.
Работа в группах.
1 вариант Чес…ный , учас…ник, счас…ливый , извес…ный , радос…ный , чудес…ный .
2 вариант Трос…ник, хрус…нуть , поз…ний, хвас…ливый ,звез…ный ,прекрас…ный.
Самопроверка. ( СЛАЙД 14)
2 уровень- Найти слова с непроизносимыми согласными, подобрать проверочное слово

ЧТО ЗАМЕТИЛИ В СЛОВАХ ЧУДЕСНЫЙ И ПРЕКРАСНЫЙ? Чтение стихотворения стр. 66.

2. Реализация. Просмотр видеофильма. « Золотая осень» . ( СЛАЙД 15)
Составление предложений . Запись текста. ( СЛАЙД 16-17)

тучи, со …нце, закрывают, тяжёлые
с, моросит, утра, поз …него, до, вечера, дождь
деревьев, с, ветер, срывает, ярос..но, листья
стало, в, грус…но, лесу.

VIII. Подведение итога. ( слайд № 18)

- Что нового узнали на уроке?
-Интересно это было вам или нет?
- Чему учил вас сегодняшний урок?
-Как надо проверять слова с непроизносимыми согласными в корне слова?

Домашнее задание: ( слайд №19) стр. 65 правило, с.66- упр. 146
Аршалынский район
Новоалександровская средняя школа
Категория: Учителю русского языка | Добавил: vadik11092 (12 Фев 2012)
Просмотров: 4509 | Теги: Непроизносимые, согласные, слова», корне | Рейтинг: 1.1/ 14 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
25 Апр 2024
21:56


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz