Пособие «Дидактический материал по русскому языку» призвано помочь учителю организовывать практическую работу над правилом по теме « Безударные гласные в корне слова» и поможет проверить насколько прочно ребёнок усвоил правило. Это пособие является практикумом. В него включены тексты из классической литературы, представлены образцы разных текстов: проза, поэзия; карточки программированного контроля, а также тестовые задания. Каждое задание имеет цель – выработка твёрдого навыка грамотного письма. Данное пособие даёт возможность дифференцировать материал по степени сложности для осуществления индивидуального подхода к учащимся.
ЗАКОЛДОВАННЫЕ БУКВЫ.
Как-то в прекрасную страну Азбуковедения прилетел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что стали они друг на друга похожими. Буква О стала походить на А, Е на И, А на О, И на Е. колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе Ударение могло помочь буквам. Достаточно ему было ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с неё обманчивая волшебная маска, и буква становилась сама собой. Буква под Ударением ясна и понятна. Называется она Ударная Гласная. А вот те гласные, которых Ударение ещё не коснулось, называют Безударными Гласными. Они ещё заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы помочь им. Запомните волшебные слова.
УДАРЕНИЕ НАД ГЛАСНОЙ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ БУКВУ ЯСНОЙ.
Безударный хитрый гласный: Слышим мы его прекрасно, А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья!
В ЭТИХ ЗАГАДКАХ ОТГАДКИ СОДЕРЖАТ НУЖНУЮ НАМ ОРФОГРАММУ.
На шесте дворец, во дворце певец, А зовут его…(Скворец)
Два братца, а друг друга не видят. (Глаза)
Хоть сама и снег, и лёд – а уходит слёзы льёт. (Зима)
Принялась она за дело, завизжала и запела. (Пила)
Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова)
Летом зеленеет, осенью желтеет. (Трава)
ИЗ КАКИХ СКАЗОК ЭТИ СТРОЧКИ? ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ.
Вскочила л…са к…злу на спину, со спины на р…га и выскочила из колодца.
Стали они жить-поживать, и к…злёночек живёт, ест-пьёт с ними за одним ст…лом.
ВЫПИСАТЬ СНАЧАЛА СЛОВА С УДАРЕНИЕМ НА ПЕРВОМ, ПОТОМ НА ВТОРОМ И НА ВТОРОМ И НА ТРЕТЬЕМ СЛОГЕ.
СОСТАВИТЬ И НАПИСАТЬ СО СЛОВАМИ СНЕЖОК, СНЕЖНЫЙ, СНЕГОВОЙ, СНЕГОВИК ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ПРОВЕРИТЬ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В СЛОВАХ.
СПИСАТЬ. ПОСТАВИТЬ ЗНАК УДАРЕНИЯ. ПОДЧЕРКНУТЬ БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ.
Жила-была коза. И было у козы семь козлят. Пошла коза в лес. А козлятам наказала дверь не открывать, никого не пускать. Пришла коза домой. Дверь открыта, а козлят нет. Куда ушли козлята?
Лес. Ожил лес. Кричат сойки. В ветвяхдуба птички ищут пищу. Пискнула синичка. ПРОЧИТАТЬ ТЕКСТ. ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ. ЗАПИСАТЬ ТЕКСТ САМОСТОЯТЕЛЬНО. Лиса и куры. Жили куры у дома. Лиса жила у рощи. У лисицы были слабые ноги. Куры были рады. (По Л. Толстому) В о п р о с ы: Кто жил у дома? Где жила лиса? У кого были слабые ноги? Кто был рад?
РАСПОЛОЖИТЬ ДАННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТАК, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛСЯ СВЯЗНЫЙ РАССКАЗ.ЗАПИСАТЬ РАССКАЗ.
Нора крота. Это нора крота. У тропы кучка рыхлой земли. Из чащи леса мы вышли к тропе.
Старый пёс. Вот кошка ушла. У кошки родились котята. Старый пёс Жук сторожит котят.
ИЗ ДАННЫХ СЛОВ СОСТАВИТЬ ПРЕЛОЖЕНИЯ. ЗАПИСАТЬ ТЕКСТ.
для птиц, Серёжа, кормушку, сдепап корм, зимой, он, каждое. Сыпал, утро, в , кормушку
синицы, пот, звонко торопят, весну, они им, зима, наскучила
лёг, клевер, на, душистый, я над, шмель, головой, гудел
ВЫБЕРИ НУЖНУЮ БУКВУ:
ш а/о ги, сл (е )/и ды, к а/о ты, ст е/и на, в е/и нты, хл е/и ба, ч е/и жи, н а/о жи, ч а/и сы, в е/и тра.
ПРОЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ Б. НИКОЛЬСКОГО, ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ,ЗАПИСАТЬ ПОД ДИКТОВКУ. Окуда стол пришёл. Недаром пахнет он с...сной. Пришёл он из глуши л...сной. Вот этот стол – с...сновый стол К нам из л...су пришёл. Пришёл он из глуши л...сной. Он сам когда-то был с...сной. Сочилась из его ств...ла Прозрачная см...ла. Он был в чещуйчатой к...ре, А меж его к...рней Барсук хр...пел в своей н...ре До первых вешних дней.