Урок русского языка во 2 классе Тема: «Мягкий знак в конце слова» Цель: • научить детей различать на слух в произношении твёрдые и мягкие согласные на конце слова и писать букву Ь для обозначения мягкости согласных; • создать условия для обобщения и систематизации знаний, о написании слов, в том числе словарных, с мягким знаком на конце; • развивать речь учащихся и обогащать словарный запас; • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающим; • прививать любовь к урокам русского языка. Оборудование: • сюжетные картинки; • таблички – умозаключения; • карточка для самостоятельной работы; • фотогалерия по теме «Осень».
Ход урока
1. Вступление На дворе стоит осень. А как известно осень самое лирическое время года. Ребята, обратите внимание на фотогалерею. Кто из вас может вспомнить и прочитать стихотворения об осени. (дети читают отрывки стихотворений наизусть) - Сегодня у нас не обычный урок. За правильный ответ вы будете получать осенние листочки, а в конце урока посмотрим, кто больше собрал листьев для букета любимой маме. Тему урока вы назовёте сами немного позже.
2. Минутка чистописания - В выходной я гуляла в парке и увидела на земле узор из листьев. Приглядевшись, я поняла, что это буквы.
- Какая буква спряталась среди листочков? (Ь) - А кто может назвать тему сегодняшнего урока? (Мягкий знак в конце слова) Учитель сообщает тему и цель урока. Записываем минутку чистописания. 3. На доске: Август, сентябрь, октябрь, ноябрь. - Что общего в словах? - Как можно их назвать одним словом? - Какое слово лишнее? Почему? Запишите слова в тетрадь. Выделите безударную гласную. Дополните список ещё двумя месяцами, в которых на конце пишется мягкий знак. - Назовите в названии, каких месяцев нет мягкого знака? (март, май, август) - Какую роль выполняет мягкий знак в этих словах? 4. Работа над новой темой Ученые, изучающие русский язык (филологи) выяснили, что буква мягкий знак талантливая. Сегодня нам предстоит узнать, в чём кроется талант этой буквы. На доске: ФИЛОЛОГИ
На доске слова: Лось, окунь, голубь, журавль, лошадь, язь, рысь, карась, глухарь. - Все ли слова вам знакомы? (объясняю значение слова язь) - Разделите слова на 3 группы. - По какому признаку? 3 человека работают у доски, остальные на местах самостоятельно. - Подчеркните согласные, которые обозначают мягкий звук. Назовите. - Почему в словах появились мягкие согласные?
ВЫВОД: Ь ЗНАК ВЛИЯЕТ НА СОГЛАСНЫЙ ЗВУК СТОЯЩИЙ РЯДОМ
5. Фонетический разбор слова голубь [голуп]- 6б., 5зв. - Почему букв больше, чем звуков?
ВЫВОД: Ь ЗНАК НЕ ОБОЗНАЧАЕТ ЗВУКА
6. Физминутка 7. Закрепление. Работа по учебнику. С.60.№ 148 Составьте предложения (2,4). Запишите в тетрадь. - Посмотрите на слова с ь знаком. - Может ли буква ь знак стоять в начале слова? (нет)
ВЫВОД: НЕ МОЖЕТ СТОЯТЬ В НАЧАЛЕ СЛОВА НЕ ИМЕЕТ ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ
Все вы знаете и любите мультфильм «Простоквашино». Вот и нам сегодня пришло письмо, которое написал дядя Фёдор.
Здравствуйте ребята! Живём мы здесь хорошо. Возле дома посадили ел. На прошлой неделе сложили печку. Привезли угол. А Печкин захворал. Попил горячего молока раз шест и стал здоровым.
- Какие ошибки допустил дядя Фёдор? Исправьте их. - Изменится ли смысл слова, если убрать мягкий знак?
ВЫВОД: ОТ ПОСТАНОВКИ Ь ЗНАКА ЗАВИСИТ СМЫСЛ СЛОВА
- Выпишите слова парами: Ел – ель угол – уголь шест – шесть
8. Итог урока: В начале урока мы решили с вами выяснить талантливая ли буква Ь знак? - Так в чём заключается её талант?