Пятница, 26 Апр 2024, 18:39
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю обществознания

Урок по теме "Свобода и необходимость в деятельности человека"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12
город Армавир Краснодарского края

Конспект урока по обществознанию
в 11 классе

«Свобода и необходимость в деятельности человека»

подготовила
учитель истории и обществознания
Виноградова Наталья Александровна

г. Армавир
2011

Тема: Свобода и необходимость в деятельности человека

Цель урока: организация работы по усвоению нового понятия темы, выявление его сущностных характеристик.
Задачи:
• раскрыть различные смыслы и аспекты понятия «свобода», показать практическую связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»;
• развивать умение анализировать учебный материал, рассуждать, объяснять понятия, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения;
• способствовать процессу социализации учащихся посредством воспитания необходимых для жизни в современном социуме качеств личности.
Оборудование: учебник (Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 11 класс), раздаточный материал, мультимедийный проектор, ватман.
Основные понятия: свобода, абсолютная свобода, относительная свобода, выбор, ответственность, свободное общество.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок-практикум с элементами дискуссии
Этапы урока:
1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;
2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;
3. Ознакомление с новым материалом;
4. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
5. Подведение итогов урока;
6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению

План изучения нового материала
1. Понятие «свобода»
2. Внешние и внутренние регуляторы поведения
3. Может ли человек быть абсолютно свободным?

Ход урока:
Ты называешь себя свободным.
Свободным от чего и свободным для чего?
Ф. Ницше, нем. философ втор. пол. XIX в.
(Перед уроком учащиеся делятся на группы, результаты выполнения заданий группы фиксируют на ватманах).

1. Вступительное слово учителя:
Президент России Дмитрий Медведев вступил в должность главы государства 7 мая 2008 года, на которую был избран в результате всенародных выборов. Придя к президентству, он провозгласил принцип "свобода лучше, чем несвобода". Этот принцип я предлагаю вам положить в основу нашего занятия.
Как вы понимаете смысл данного выражения? А вы можете назвать себя свободными людьми? (ответы учащихся; обратить внимание на эпиграф).
Учитель: Вы знаете, что в современном обществе вы обладаете определенным набором свобод, который и подкрепляет ваше ощущение раскованности.
Попробуем смоделировать следующую ситуацию. Я – чиновник, бюрократ, бумажный червь, вы – редакционный коллектив газеты с названием «Мы – не рабы!». Я недовольна названием вашей газеты. В конце концов, крепостное право в нашей стране отменили еще в 1861 г., и, по моему мнению, название абсолютно не соответствует духу времени, а только дополнительно раздражает общественное состояние умов. Приведите, пожалуйста, три аргумента, которые бы убедили меня в возможности существования газеты с таким названием.
Слово каждой группе. (интересно посмотреть, появится ли Конституция в аргументах).
Учитель: А есть ли какой-то конкретный официальный документ, который подтверждает ваше ощущение свободы? (да, Конституция). Глава 2. Права и свободы человека. (То есть, чтобы доказать мне, что вы на самом деле свободные люди можно просто открыть, например, статью 18 Конституции РФ, в которой написано: «Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание законов и обеспечиваются правосудием»).
Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Учитель: Итак, мы называем себя свободными людьми. Но что такое свобода в вашем понимании? Человек один – он свободен и счастлив? Человек в обществе – он свободен или зависим? (постановка проблемных вопросов).
(работа с источником – стихотворение Л. Филатова):
Когда ворюга, шастая в толпе,
Свой выбор остановит на тебе, -
Ты можешь, протянув ему баул,
Вполне свободно крикнуть: караул!..

Когда на зов твой явится сержант
И тоже намекнет насчет деньжат, -
Ты можешь, протянув ему браслет,
С угрозой поглядеть ему вослед!..

Когда и же судья, закон поправ,
Наложит на тебя разбойный штраф, -
Ты можешь, протянув ему кольцо,
С презреньем помолчать ему в лицо!..

При эдаком обилии свобод
Ты можешь жить буквально без забот,
А коль тебе свобода надоест –
Ты вправе молча выразить протест!..

У каждого человека свое собственное видение этого понятия. Представьте себе пирата. Для него свобода заключается в возможности захватывать корабли… Для заключенного, возможность выйти из тюрьмы, для школьника – каникулы. Но нам с вами надо попробовать найти такие ассоциации, которые будут отражать общие признаки этого понятия.
Работа с ассоциациями (все вместе): на слайде - СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА
Предложить готовый перечень ассоциаций и попросить проранжировать по степени важности: альтернатива, выбор, возможность, желание, активность, независимость, необходимость.

Работа по группам. Задание – в теч. 1 минуты – закончите предложение: Свобода – это…, используя те признаки, которые выделены на доске.
(русский философ и социолог де Роберти как-то шутя заметил, что тот, кто сможет дать точное определение понятия свобода достоин Нобелевской премии).
Ответы групп (зафиксированы на ватмане).

Учитель: Спасибо, я принимаю ваши варианты ответа и позвольте предложить вам свой:
Свобода – это возможность правильного выбора.

Но всегда ли мы можем сделать свой выбор?
Работа в группах (каждой группе предложены по 2 листа формата А 4, при этом они или одного цвета, или разных цветов). Задание – в теч. 1 мин. докажите мне, что один из листов лучше по своим характеристикам, а, значит, вы выбираете именно его.
(Обычно с аргументами затрудняется та группа учащихся, у которой листы одинакового цвета и формата). Поменять листы, попросить в новых условиях показать достоинства того или иного листа.
Прокомментировать. Рассказать о буридановом осле – философский парадокс, который приписывается французскому философу Жану Буридану, жившему в XIV веке: осел, помещенный на равном расстоянии от двух одинаковых охапок сена, должен умереть от голода, ибо не сможет избрать ту или иную охапку. (Так называют человека, нерешительного в выборе или колеблющегося между двумя равноценными выборами).

Вывод: Осуществляемая свобода предполагает наличие свободного выбора между разными возможностями.

2. Обладая свободой выбора, человек может выбрать лучшее из того, что предлагает мир. Но человек не один. Он живет в обществе себе подобных. А значит его желания, желания одного могут войти в противоречие с желаниями другого человека. Тут-то человек и сталкивается с ограничением свободы. Давайте попробуем выделить эти ограничители = зависимости, которые существуют в жизни большинства из нас.
Кластер – зависимости (работа вместе со всеми): на слайде - ЗАВИСИМОСТЬ
(предположительные ответы учащихся: от мнения окружающих, привычек, пороков, родителей, оценки окружающих, правил поведения, денег).
Пожалуй, достаточно. А теперь подумаем, что лежит в основе этих зависимостей? (ответы учащихся). Страх! Мы боимся показаться глупыми, смешными, неловкими, немодными и т.д. Страх трансформируется в штампы: меня не поймут, что обо мне подумают, вдруг кто-то увидит.

Работа с источником «Диалог о свободе»: чтение по ролям:
Автор: Стоя в кругу, ученик колдуна принес жертву и стал призывать демона страха. Но как мальчишка не старался, ничего не происходило. Он уже хотел было выйти из круга, как вдруг увидел перед собой огромного кота.

Мальчик: Ты кто???

Демон: Что значит «кто»? Ты ж демона звал, вот он я. Чего хотел-то? Говори, у меня настроение хорошее сегодня.

Мальчик: Ты – демон страха?

Демон: Ну, был им на протяжении нескольких столетий…

Мальчик: А как мне стать свободным от страхов? Я хочу обрести свободу!

Демон: А что для тебя свобода мальчик?

Мальчик: Умение самостоятельно принимать решения, не зависеть от страхов. Быть свободным, в общем.

Демон: Ты не объяснил мне, что для тебя «свобода», и кто у тебя, ее отнял. Почему я должен отвечать тебе на вопрос, смысл которого тебе самому не ясен?

Мальчик: Что значит «кто отнял»? Люди, конечно.

Демон: Да неужели? Как?

Мальчик: Ну, так… Они установили свои правила в этом мире, и все должны по ним жить.

Демон: Разве? А как они могут заставить что-то принять, если ты этого не хочешь?

Мальчик: У них много способов. Например, посадить в тюрьму.

Демон: Неужели потерять возможность передвигаться дальше, чем четыре стены страшнее, чем потерять самого себя в серой массе ныне живущих? Не понимаю я тебя, малыш, ой, не понимаю.

Мальчик: Да что ж тут непонятного? Сделал не так – садись в тюрьму или погибни.

Демон: Дитя, я не могу и не хочу вколачивать в твою пустую голову знания. Если тебе это действительно нужно, дойдешь сам. Я дал тебе подсказку. Я и так потратил на тебя слишком много времени.

Автор: Демон исчез. Мальчик еще некоторое время постоял в кругу и побрел домой. Чем больше паренек обдумывал слова демона, тем стройнее у него получалась цепочка мыслей.
И, наконец, его осенила мысль: «Быть свободным в обществе – это значит …

Задание: Предположите, как это выражение заканчивает автор.
Ответы учащихся.

Озвучить версию автора: «Быть свободным – это значит оставаться собой, не потерять себя, жить свою жизнь».

Поставить проблему: что значит жить СВОЮ ЖИЗНЬ? (моя хата с краю?).
Ответы учащихся.

3. Как общий вывод предыдущих рассуждений: Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя!
Ввести понятия: абсолютная и относительная свобода (задание - привести конкретные примеры, иллюстрирующие эти понятия – работа в группах). Проанализировать ответы.

В качестве проверки усвоения изученного материала учащиеся выполняют задание: в чем смысл выражения древнегреческого философа Платона - «Дать свободу человеку, который не умеет ею пользоваться, значит погубить его».
(Варианты выполнения этого задания: 1. ПОПС-формула (сильные учащиеся); 2. Записать образы-ассоциации, возникающие в процессе анализа данного выражения (менее подготовленные учащиеся).

(Примерные ответы учащихся: у человека рождается ощущение вседозволенности; далее происходит вырождение личности, деградация, духовный упадок; для государства – тоталитарный режим).
Делаем общий вывод: Свобода - одно из самых больших богатств человека, но и очень большая ответственность, т.к. свобода выбора и действий одного человека может означать произвол в отношении других людей.

Домашнее задание: параграф 12; написать мини-эссе по теме: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего и свободным для чего?» (Ф. Ницше).

Список использованной литературы

1. Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень; под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2006.
2. Большая книга афоризмов. Изд. 2-е, исправленное. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
3. Филатов Л.А. Про Федота-стрельца, удалого молодца: Стихи, сказки, пародии. – м.: Изд-во Эксмо, 2006.
4. Источник «Диалог о свободе» - автор неизвестен.
Интернет-источники:
1. http://slovari.yandex.ru
Категория: Учителю обществознания | Добавил: almar71 (21 Мар 2012)
Просмотров: 3407 | Комментарии: 1 | Теги: Урок, деятельности, по, теме, необходимость, свобода, человека | Рейтинг: 1.0/ 10 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
26 Апр 2024
18:39


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz