Внеурочная деятельность по формированию единого экологического пространства
В современных условиях важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. При этом основными для учителя экологии становятся следующие задачи.
– Координация практической деятельности школ, клубов по изучению и оценке состояния окружающей среды с соблюдением процесса преемственности.
– Разнообразие форм работы с детьми с привлечением их к исследовательской деятельности, к прогнозированию последствий вмешательства человека в природу.
– Воспитание доброты, ответственного отношения к природе и людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Организация школьного экологического объединения, эколого-просветительская деятельность, исследовательская работа и формирование здорового образа жизни – вот основные направления формирования экологической культуры у школьников.
В этом учебном году все образовательные учреждения Юго-Западного административного округа г. Москвы приступили к преподаванию в 10-х и 11-х классах нового регионального курса «Эколо-гия Москвы и устойчивое развитие». Базовый уровень рассчитан на 34 ч, профильный – на 68 ч. Во многих школах занятия проходят в интеграции с другими предметами (история, география, естествознание). Учителя прошли подготовку для преподавания этого курса. В основном, это учителя биологии и географии, реже – химии, но есть и два учителя физики и два – истории.
Защита проекта по естественнонаучному циклу
Формировать основополагающие экологические понятия можно и в процессе изучения учебных дисциплин, и во внеклассной работе.
К внеурочным формам деятельности относятся кружки, научные общества, клубы, научно-практические конференции, экологические акции, конкурсы и игры, элективные курсы. В экологическую работу в Юго-Западном округе вовлечены Центры дополнительного образования, НИИ лекарственных растений и НИИ природы, Ботанический сад МГУ, Дарвиновский, Палеонтологический и Политехнический музеи, Битцевское лесничество.
В школах Юго-Западного административного округа работают кружки, клубы и музеи экологической направленности. Среди них: клуб «Гармония» ГОУ СОШ № 765, клуб «Экос» ГОУ ЦО № 1071, клуб «Груша» ГОУ СОШ № 192, клуб «Вита» ГОУ СОШ № 1916, «Водородный клуб» школы-интерната № 58, клуб «Ирис» ГОУ СОШ № 2007.
Основные задачи экологических клубов:
Образовательная – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путях их разрешения.
Воспитательная – формирование мотивов, по-требностей и привычек экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.
Развивающая – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности.
Принципы: целенаправленность, связь с жизнью, воспитание в труде, единство педагогических требований; взаимосвязь глобального, регионального и краеведческого подходов, единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению, систематичности, непрерывности и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования и воспитания.
В клубной деятельности преобладает исследовательская работа, которая изучает следующие проблемы:
– климат и человек; – химия и окружающая среда; – полевая экология; – лесной мониторинг; – окружающая среда и человек; – комплексный мониторинг естественных и ан-тропогенных систем.
Учителя и ученики принимают активное участие в конкурсах различных уровней:
– окружной и городской тур конкурса «Юные таланты Московии»; – окружной и городской тур конкурса «Отечество»; – ежегодный городской конкурс исследовательских и реферативных работ школьников Москвы и России «Мы и биосфера»; – Московский городской экологический фестиваль «Наш дом – планета Земля»; – Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского; – открытый окружной эколого-краеведческий фестиваль «Родная земля»; – городская научно-практическая конференция «Экологическая культура города»; – окружной конкурс проектных и учебно-исследовательских работ «Ярмарка идей на Юго-Западе».
В рамках фестиваля «Родная земля» традиционно проводится смотр-конкурс исследовательских работ и проектов в области истории, краеведения и экологии.
Стали традицией и ежегодные апрельские встречи, и проведение общественно-молодежных акций: экологические акции – на реке Гвоздянке, в лесу Дубки, гражданско-патриотические – на Аллее Славы у памятного знака в честь 60-летия Победы; торжественные шествия молодежи по улицам Южного Бутова. С 2005 г. фестиваль приобрел окружной статус.
Семь лет живет и развивается Окружной конкурс проектных и учебно-исследовательских работ «Ярмарки идей на Юго-Западе». Количество его участников растет год от года.
Конкурс проводится в несколько этапов:
– школьный тур – ноябрь-декабрь; – районный тур – январь-февраль; – окружной тур – апрель.
В 2006 г. в конкурсе участвовали представители Рязанской области, Карелии, Эстонии, Беларуси, Бразилии. Технологии «Ярмарки идей» получают распространение в Вологодской области (Великий Устюг) и других регионах России, в Латвии (Юрмала). Конкурс становится межрегиональным и международным.
Итоги конкурса подводит Экспертный совет, в состав которого входят преподаватели школ, ведущих вузов Москвы, ученые Российской Академии наук (РАН), Российской Академии образования (РАО), а также студенты вузов и специалисты различных отраслей знаний. Лучшие работы получают дипломы I, II и III степени, которые дают право выпускникам школ поступать в вузы на льготных условиях.
Заключительный этап проходит на трех площадках:
– в зале «Академический» Российской Академии наук представлены проекты учащихся 10–11-х классов; – в Российском университете дружбы народов (РУДН) – проекты 7–9-х классов; – в Московском городском дворце детского и юношеского творчества на Воробьевых горах – проекты учеников 1–6-х классов.
За последние годы достигнуты значительные успехи в работе школьных музеев. Создаются даже музейные комплексы: в 14 школах округа уже по два и более музеев. Работают 16 музеев экологической направленности, среди них 11 краеведческих и 5 естественнонаучных. На базе экологического музея «Экосистема Битцевского леса» ГОУ СОШ № 864 проводятся экскурсии для учащихся школ округа. Разработана модель классов на открытом воздухе.
В округе работает 6 экспериментальных площадок окружного и городского уровней экологической направленности, одна из которых является ресурсным центром городской экспериментальной площадки второго уровня «Экологическое образование в интересах устойчивого развития», где идет апробация учебно-методического комплекта «Москва в будущем мире», организация и проведение школьного экологического мониторинга, используются проектные технологии во внеклассной и внеурочной деятельности.