Пятница, 26 Апр 2024, 15:37
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю биологии

Внеурочная исследовательская деятельность учащихся по экологии
Экологическое образование и воспитание осуществляется во взаимосвязи учебной деятельности и внешкольной работы. Оно включает в себя систему уроков и внеурочных практических занятий. Хорошие результаты дает работа в лаборатории под открытым небом, где ребята имеют реальную возможность приобщиться к исследовательской деятельности. Как бы ни были обширны знания, почерпнутые из учебников и книг, они не могут заменить собственных наблюдений, самостоятельного творчества.

Экологическое образование и воспитание в нашей сельской малокомплектной школе направлено на развитие личности каждого ученика; повышение интереса к естественным наукам обучения; расширение и углубление знаний учащихся по экологии и проблемам охраны природы; развитие у школьников потребности принимать личное участие в охране окружающей среды и решении экологической проблемы на уровне класса, школы, села, улуса.

Внеурочная исследовательская деятельность учащихся – это практикумы на мониторинговых полигонах, экологические экспедиции, мониторинговые экологические исследования. Школьники ориентированы на экологические проблемы той местности, где они живут.

Полевая экология занимает важное место в изучении школьного курса экологии, так как способствует более глубокому и осмысленному изучению этой науки, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчает понимание фактического материала. С теорией и методикой исследования школьники знакомятся на занятиях кружка «Школа молодого исследователя», в котором у нас занимаются ребята 5–7-х классов, а также на уроках экологии. Темы для исследований выбираются самые разные. Например, при изучении тем: «Разнообразие форм кроны деревьев и кустарников», «Особенности внешнего строения коры деревьев и кустарников» наблюдают за деревьями и кустарниками. При изучении темы: «Состав и структура сообщества смешанного леса» проводится практическая работа в лесу.

Класс разбивается на группы под руководством бригадиров, отвечающих за выполнение работы, дисциплину и отчетность. Каждой группе выделяется пробная площадка 10 ? 10 м, на которой изучают видовой состав деревьев, обилие, ярусность, загрязненность. Затем группа составляет отчет. Ребята определяли степень загрязнения воздуха в районе пилорамы, гаража, населенного пункта. В результате выяснили, что на территории населенного пункта воздух чистый. К такому выводу пришли, обнаружив на строениях и деревьях зеленые мхи. Воздух в районе гаража, где много техники, электростанция, загрязнен – зеленых мхов там обнаружили меньше.

На кружковых занятиях ребята проводили анализ снеговой воды в разных биотопах – определяли водородный показатель, общую жесткость, содержание фосфатов, нитритов, нитратов, сульфатов.

Выполняя такие практические задания, учащиеся овладевают системой навыков и умений не только первичного сбора материала, но и обработки полученных данных, учатся делать анализы, обобщения, выводы.

Вот уже несколько лет подряд учащиеся отправляются летом в экспедицию по родному краю. Участники экспедиции разбиваются на группы по 2–3 человека. Каждая группа получает задание, и работает самостоятельно. Такая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность ребят и более эффективно использовать время, особенно когда работы связаны с длительными наблюдениями и статистической обработкой данных. После того как работа выполнена, проводится обсуждение полученных результатов и выводов, сделанных учащимися. Для участников экспедиции составляется программа, которая имеет несколько направлений: гидрологическое; мирмикологическое; почвенное; ботаническое; зоологическое; топографическое; экологическое; здоровый образ жизни.

Одна группа занимается изучением морфометрических данных, температуры, определяет цветность, прозрачность, рН, рассчитывает жесткость воды.

Вторая группа изучает жизнедеятельность муравьев: проводит учет численности муравейников, определяет состав их строительного материала, изучает питание муравьев. На основании учета и измерений оценивает состояние муравейников, определяет плотность поселения муравьев. Результаты работы позволили выявить неблагополучные участки на изучаемой территории и основные причины их появления.

Третья группа занимается изучением и сравнением механического состава почвы в разных биотопах, определяет ее влажность, плотность, кислотность.

Четвертая группа занимается изучением растений: определяет видовой состав, выявляет лекарственные и ядовитые растения, изучает урожайность ягодных растений.

Были проведены следующие мониторинговые исследования.

1. Изучение озер в местности Кытыл, на острове Черендей, в Дабане.
2. Изучение луговых, ягодных, ядовитых, редких, лекарственных растений в местности Кытыл, на острове Черендей, в окрестностях села Дабан.
3. Комплексная экологическая оценка антропогенных воздействий в окрестностях животноводческой фермы села Дабан.
4. Изучение смешанного леса, жизненного состояния леса по сосне.
5. Изучение гидрографических особенностей малых рек.
6. Изучение влияния антропогенного фактора на состояние почвы в долине реки Лены.
7. Экология села.
8. Изучение муравьев в разных биотопах.
9. Изучение птиц в разных биотопах местности острова Черендей.
10. Мониторинг почвы. Изучение почвенного разреза, определение плотности, влажности, кислотности, механического состава, биоты в местности Кытыл, на острове Черендей, на ферме.
11. Мониторинг вермикультивирования. Проведение опытов с применением биогумуса для выращивания арбузов разного сорта.
12. Изучение содержания нитратов в овощах.
13. Мониторинг здоровья. Изучение вредных привычек на примере курения и алкоголизма.
14. Мониторинг пищевых продуктов в детском саду и школе.
15. Мониторинг продуктивности кур, лошадей.
16. Изучение промыслово-охотничьих ресурсов на примере белки и соболя.
17. Оценка экологической характеристики лугов по растительному покрову.
18. Изучение численности птиц различными методами.
19. Изучение экологии первоцветов на примере подснежника.
20. Брусника и толокнянка в лесах Дабана.
21. Маршрутный учет глухаря.
22. Использование лесного фонда населением села Дабан.
23. Изучение видового состава и численности амфибий.
24. Зимующая орнитофауна в разных биотопах.
25. Оценка естественного возобновление леса на вырубках.
26. Кормовая активность зимующих птиц села Дабан.

Экспедиционная форма работы способствует знакомству школьников с различными уголками своей малой родины. Большинство учащихся, работая в экспедициях, впервые открывают для себя глубокий и многогранный мир природы, традиционной культуры и быта населения своего края.

Все собранные материалы во время летних экспедиций обрабатываются зимой во время кружковых занятий. По собранным материалам школьники пишут проекты, доклады. Юные экологи ежегодно участвуют в научно-практической конференции «Шаг в будущее». Занимают призовые места. Так, например, в 2002 г. доклад Ивановой Любы, ученицы 10-го класса, «Выявление положительного влияния биогумуса на рост и развитие арбузов» был отмечен дипломом II степени на улусной и республиканской конференциях «Шаг в будущее», она была участником Всероссийской конференции Юных исследователей Окружающей среды в г. Москве. Сафонова Дуся и Сафонова Ирина были отмечены дипломом III степени на улусной конференции «Шаг в будущее», на конференции-семинаре молодых исследователей «Проблемы и перспективы развития северного земледелия и растениеводства в условиях Якутии». Иванова Люба стала лауреатом. На конференции «Потенциал молодежи ХХI веку», посвященной 100-летию М.Ф. Габышева, Тыкынаева Василина отмечена дипломом I степени, Семенова Настя дипломом II степени. В 2005 г. ученица 11-го класса Семенова Настя получила диплом II степени за работу «Изучение численности птиц различными методами и их сравнение», Боякинова Юля и Пшенников Андрей стали дипломантами III степени в средней группе. Со своими проектами учащиеся участвуют не только в конференции «Шаг в будущее», но и в других конференциях, проводимых в улусе. Всего в конференциях участвовало 58 детей.

Ежегодно проводится декада, посвященная Маршу Парков. В проведении этого мероприятия мы участвуем с 1996 г. В рамках декады проводим конкурсы, викторины, КВН, классные часы, научные конференции учащихся, экологические брейн-ринги, уроки-игры. В рамках декады ребята участвуют в разных экологических конкурсах, проводимых экологическим центром, выступают перед родителями, учащимися по вопросам охраны природы, рассказывают о заповедных местах, Красной книге, редких растениях и животных, и т.д.

С 2000 г. наш экологический кружок реорганизован в Клуб друзей WWF – Всемирного Фонда Дикой Природы. Каждый член клуба имеет свою членскую книжку. Ежегодно в Клуб вовлекаются новые члены. Деятельность клуба заключается в проведении акций и мероприятий по сохранению разнообразия экосистем. Ребята участвовали в акциях по очистке дворов школы и детского сада; очистке территории, прилегающей к реке; очистке окраины села от мусора; вместе с экологической комиссией проверяют состояние дворов, проводят рейды.
Категория: Учителю биологии | Добавил: vadik11092 (27 Мар 2012)
Просмотров: 2385 | Теги: учащихся, исследовательская, по, Внеурочная, деятельность, экологии | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
26 Апр 2024
15:37


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz