Пятница, 29 Мар 2024, 09:51
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Мероприятия

Научно-исследовательская деятельность в формировании экологического сознания младших школьников
Валуйских Наталия Ивановна, учитель высшей квалификационной категории
Мартынова Татьяна Юрьевна, учитель I квалификационной категории
МОУ ООШ №2, г. ЛИСКИ

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 1992 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого - развитие экологической культуры народа, каждого члена общества. Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. В.А. Сухомлинский писал: «Маленький человек должен любить всё живое, ведь только доброта открывает ребёнку и детскому коллективу радость взаимопонимания». В этом отношении велико значение экологического образования младших школьников.

Начальная школа - важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры. Работая в школе учителем младших классов, в процессе постоянного общения с детьми, приходится сталкиваться с острой необходимостью более фундаментального подхода в вопросах решения проблемы экологического образования и воспитания младших школьников. Система учебных курсов под названием «Зелёный дом» разработана А. А. Плешаковым (1999). Эта система учебных курсов с экологической направленностью.

Особенности системы:
• решает проблемы преемственности, связанные с переходом ребёнка от дошкольного к начальному образованию и от начального - к изучению естественных наук в среднем звене;
• включает как основные, так и факультативные курсы, что позволяет полнее учитывать интересы и возможности детей.

В основе экологического образования находятся следующие проблемы:
• защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения, истощения;
• сохранение многообразия видов организмов и их целостности сообществ;
• охрана природы как необходимого условия здоровья человека;
• преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе;
• забота о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающей среды;
• формирование понятия о природе как взаимосвязанной и чувствительной вмешательству человека; нравственные установки на невозможность нанесения ущерба природным объектам, в том числе к себе подобным; начальный опыт защиты окружающей среды.

Для изучения уровня экологической культуры младших школьников учителя начальных классов нашей школы провели диагностику по методике «Природа благодарит и сердится». Данная методика позволяет выявить отношение младших школьников к природе и развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с нею. После проведения предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминали свои экскурсии в парк, музей, восстанавливали в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, им было предложено ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:

Напиши, за что природа могла бы сказать тебе спасибо:
рассердиться на тебя:

Анализ детских работ показал:
• в своих ответах дети приводили в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу: посадил дерево, расчистил мусорку, сделал домик для птиц. Это говорит о высоком уровне экологической культуры;
• в графе «Природа сердится» часто встречались ответы, такие как: «если мы не кормим птиц», «если не очищаем её от мусора». Эти ответы также говорят об активной позиции ребёнка как защитника природы.

В целях внедрения технологии сотрудничества, ориентируясь на проблему школы «Реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспи¬тании учащихся», опираясь на результаты диагностики и анкетирования, в школе создано детское научно-исследовательское общество для учащихся младших классов «Ромашка». Все ученики начальной школы принимают участие в исследовательском проекте «Живи, Земля!», главная идея которого: процветание родного лискинского края. В процессе работы по исследованию родного края и разработки проекта «Живи, Земля!» каждый новый учебный год учащиеся и педагоги входят в выбранную ими проектную лабораторию и выполняют мини-проект по разным направлениям в своих группах.

Цели научно-исследовательского общества:
• создание оптимальных условий для формирования экологической культуры младшего школьника;
• вовлечение каждого ученика начальных классов в процесс активной познавательной деятельности;
• организация работы в сотрудничестве при решении разнообразных экологических проблем;
• воспитание любви к природе, родному краю.

Исходя из общих задач обучения и воспитания, научное общество «Ромашка» ставит перед собой свои задачи и видит их реализацию в необходимости выполнения работ. Эти работы включают в себя: исследование в специализированных творческих группах во главе с учителем, выполнение индивидуальных заданий и обучение друг друга в группах, презентацию своих групповых работ и периодическую отчетность на школьных конференциях. Исследовательская деятельность, которую проводят младшие школьники в детско-взрослых проектно-творческих объединениях, экскурсии, посильное участие в экологической программе как нельзя лучше готовит их к большой и серьезной работе, которую предстоит выполнить им, перейдя в среднюю и старшую ступень обучения.

Учащиеся начальных классов включаются в экологическую и природоохранную научно-исследовательскую деятельность: Проект «Добрая зима», «Коллекция увиденных животных», «Птичья столовая», «Красная книга микрорайона», «Лесная аптека», «Вода, вода, кругом вода», «Путешествие капельки», «Тихий Дон», «Чистый двор», «Мое дерево».

В решении экологической проблемы огромную роль играет городской краеведческий музей, городская детская библиотека и другие внешкольные учреждения, где возможно использование разнообразных видов познавательной, воспитательной и научной деятельности. Исследовательская работа средствами музея способствует появлению у школьников живого познавательного интереса, с использованием уже имеющихся опыта, знаний, которые дети получили на уроках природоведения, а также в процессе жизни стихийным путём. Ребята учатся вести простейшую научную работу, систематизировать, анализировать, сопоставлять факты и наблюдения. Эта деятельность способствует установлению истинности их знаний, делать выводы, учит вести документацию: дневники наблюдений, дневники юного исследователя. Ребята учатся применять полученные знания в процессе уроков. Важно здесь и то, что в исследовательскую работу активно включаются и родители, что способствует реализации принципа сотрудничества детей и взрослых.

Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Хотя бы частному решению проблемы может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне. Проект «Мое дерево» подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщение результатов исследований в самой разнообразной форме и составление рекомендации по проблеме. В качестве объекта исследований детей выбрано дерево. Деревья играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас постоянно, однако большинство детей и взрослых не обращают на них внимание. Опыт показывает, что дети младшего возраста часто не воспринимают деревья как живые объекты. В то же время дерево прекрасный объект для фенологических наблюдений. На примере дерева могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. Состояние деревьев, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Важно и то, что деревья довольно крупные объекты, поэтому ребенку легче, чем небольшие растения, представить дерево своим другом.

Переход от пассивных образовательных и пропагандистских мероприятий к активным природоохранным действиям с привлечением всё большего числа молодёжи, особенно детей, является требованием нынешнего времени.
Категория: Мероприятия | Добавил: almar71 (12 Мар 2012)
Просмотров: 1595 | Теги: младших, сознания, экологического, Научно-исследовательская, школьников, деятельность, формировании | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
29 Мар 2024
09:51


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz