Научно-исследовательская деятельность в формировании экологического сознания младших школьников
Валуйских Наталия Ивановна, учитель высшей квалификационной категории Мартынова Татьяна Юрьевна, учитель I квалификационной категории МОУ ООШ №2, г. ЛИСКИ
Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 1992 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого - развитие экологической культуры народа, каждого члена общества. Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. В.А. Сухомлинский писал: «Маленький человек должен любить всё живое, ведь только доброта открывает ребёнку и детскому коллективу радость взаимопонимания». В этом отношении велико значение экологического образования младших школьников.
Начальная школа - важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры. Работая в школе учителем младших классов, в процессе постоянного общения с детьми, приходится сталкиваться с острой необходимостью более фундаментального подхода в вопросах решения проблемы экологического образования и воспитания младших школьников. Система учебных курсов под названием «Зелёный дом» разработана А. А. Плешаковым (1999). Эта система учебных курсов с экологической направленностью.
Особенности системы: • решает проблемы преемственности, связанные с переходом ребёнка от дошкольного к начальному образованию и от начального - к изучению естественных наук в среднем звене; • включает как основные, так и факультативные курсы, что позволяет полнее учитывать интересы и возможности детей.
В основе экологического образования находятся следующие проблемы: • защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения, истощения; • сохранение многообразия видов организмов и их целостности сообществ; • охрана природы как необходимого условия здоровья человека; • преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе; • забота о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающей среды; • формирование понятия о природе как взаимосвязанной и чувствительной вмешательству человека; нравственные установки на невозможность нанесения ущерба природным объектам, в том числе к себе подобным; начальный опыт защиты окружающей среды.
Для изучения уровня экологической культуры младших школьников учителя начальных классов нашей школы провели диагностику по методике «Природа благодарит и сердится». Данная методика позволяет выявить отношение младших школьников к природе и развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с нею. После проведения предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминали свои экскурсии в парк, музей, восстанавливали в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, им было предложено ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:
Напиши, за что природа могла бы сказать тебе спасибо: рассердиться на тебя:
Анализ детских работ показал: • в своих ответах дети приводили в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу: посадил дерево, расчистил мусорку, сделал домик для птиц. Это говорит о высоком уровне экологической культуры; • в графе «Природа сердится» часто встречались ответы, такие как: «если мы не кормим птиц», «если не очищаем её от мусора». Эти ответы также говорят об активной позиции ребёнка как защитника природы.
В целях внедрения технологии сотрудничества, ориентируясь на проблему школы «Реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспи¬тании учащихся», опираясь на результаты диагностики и анкетирования, в школе создано детское научно-исследовательское общество для учащихся младших классов «Ромашка». Все ученики начальной школы принимают участие в исследовательском проекте «Живи, Земля!», главная идея которого: процветание родного лискинского края. В процессе работы по исследованию родного края и разработки проекта «Живи, Земля!» каждый новый учебный год учащиеся и педагоги входят в выбранную ими проектную лабораторию и выполняют мини-проект по разным направлениям в своих группах.
Цели научно-исследовательского общества: • создание оптимальных условий для формирования экологической культуры младшего школьника; • вовлечение каждого ученика начальных классов в процесс активной познавательной деятельности; • организация работы в сотрудничестве при решении разнообразных экологических проблем; • воспитание любви к природе, родному краю.
Исходя из общих задач обучения и воспитания, научное общество «Ромашка» ставит перед собой свои задачи и видит их реализацию в необходимости выполнения работ. Эти работы включают в себя: исследование в специализированных творческих группах во главе с учителем, выполнение индивидуальных заданий и обучение друг друга в группах, презентацию своих групповых работ и периодическую отчетность на школьных конференциях. Исследовательская деятельность, которую проводят младшие школьники в детско-взрослых проектно-творческих объединениях, экскурсии, посильное участие в экологической программе как нельзя лучше готовит их к большой и серьезной работе, которую предстоит выполнить им, перейдя в среднюю и старшую ступень обучения.
Учащиеся начальных классов включаются в экологическую и природоохранную научно-исследовательскую деятельность: Проект «Добрая зима», «Коллекция увиденных животных», «Птичья столовая», «Красная книга микрорайона», «Лесная аптека», «Вода, вода, кругом вода», «Путешествие капельки», «Тихий Дон», «Чистый двор», «Мое дерево».
В решении экологической проблемы огромную роль играет городской краеведческий музей, городская детская библиотека и другие внешкольные учреждения, где возможно использование разнообразных видов познавательной, воспитательной и научной деятельности. Исследовательская работа средствами музея способствует появлению у школьников живого познавательного интереса, с использованием уже имеющихся опыта, знаний, которые дети получили на уроках природоведения, а также в процессе жизни стихийным путём. Ребята учатся вести простейшую научную работу, систематизировать, анализировать, сопоставлять факты и наблюдения. Эта деятельность способствует установлению истинности их знаний, делать выводы, учит вести документацию: дневники наблюдений, дневники юного исследователя. Ребята учатся применять полученные знания в процессе уроков. Важно здесь и то, что в исследовательскую работу активно включаются и родители, что способствует реализации принципа сотрудничества детей и взрослых.
Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Хотя бы частному решению проблемы может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне. Проект «Мое дерево» подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщение результатов исследований в самой разнообразной форме и составление рекомендации по проблеме. В качестве объекта исследований детей выбрано дерево. Деревья играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас постоянно, однако большинство детей и взрослых не обращают на них внимание. Опыт показывает, что дети младшего возраста часто не воспринимают деревья как живые объекты. В то же время дерево прекрасный объект для фенологических наблюдений. На примере дерева могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. Состояние деревьев, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Важно и то, что деревья довольно крупные объекты, поэтому ребенку легче, чем небольшие растения, представить дерево своим другом.
Переход от пассивных образовательных и пропагандистских мероприятий к активным природоохранным действиям с привлечением всё большего числа молодёжи, особенно детей, является требованием нынешнего времени.