Хмыз Нина Михайловна учитель начальных классов ГУ «Средняя школа №11 города Рудного»
Урок русского языка. 4 класс Тема: Риторика Цель: Познакомить с понятием “риторика”. Задачи: • Расширение запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции. • Развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний. • Развитие творческих способностей детей. • Воспитание коммуникативной культуры школьников.
1. ОРГ МОМЕНТ Стр 2 (голос) Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я! 2. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ Стр 3 прожектор А) Массаж для рук • Похлопаем в ладоши • Постучим кулачками • Разогреем каждый пальчик • Покатаем ручку между ладонями Б) Стр 4 Работа в тетради • открыли тетради • записали число • классная работа Стр 5 шторка Дрожу от страха до сих пор! Воскликнуло полено,- Похожа буква на топор! Расколет непременно! - Какая буква похожа на топор? Рр поработаем с этой буквой В) Работа в тетради Рр трт ртр Тренировка требует труда. - обозначить части речи 3. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ Стр 6 - Сейчас каждый из вас будет работать в паре по рядам и выполнять определенное задание (у детей карточки с заданиями) 1 ряд отгадывать ребусы Стр 7 2 ряд занимательное упражнение Стр 8 3 ряд работа с фразеологизмами Стр 9 После выполнения задания нужно определить ключевое слово. Тема: РИТОРИКА Стр 10 бегущая строка, шторка Чтобы вы хотели узнать по этой теме? Узнать: ЧТО ТАКОЕ РИТОРИКА? ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА? 4. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА СОВМЕСТНОЕ ОТКРЫТИЕ НОВОГО -Сейчас прослушайте историческую справку, которую подготовили дети и ответим на несколько вопросов. Стр 11 1. Чему учит риторика? 2. Кто такой ритор? 3. Что такое бата? Рассказ о риторике и риторе (ораторе) 1 исследователь Стр 12 звуковая дорожка Очень давно, 2500 лет назад, в школе изучали такую науку, которая называется РИТОРИКА. Появилась эта наука в Древней Греции и происходит от слова «говорю». Это не просто древняя, а древнейшая наука. На уроках риторики учили говорить. 1. Чему учит риторика? - С какой целью человек может говорить? Что значит говорить? Объяснять, убеждать, хвалить, призывать, сообщать, спорить, воспевать, воодушевлять. - Какой частью речи являются эти слова? - Записать глаголы Стр 13 прямоульники в корзину - На какие вопросы отвечают глаголы? В какой форме стоят? Неопределенной. 2 исследователь Стр 14 звуковая дорожка Древнеримский философ утверждал: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит» М.В.Ломоносов писал: “Риторика есть наука…красно говорить и писать… Кто сей науке искусен, тот называется ритор». А слово “ритор” на греческом языке означает красноречивого человека. 2. Кто такой ритор? - Подберем синонимы к слову ритор? Стр 15 квадрат в корзину Оратор Пустослов Болтун - А какой оттенок имеют слова пустослов и болтун? (отрицательный или положительный) - Так как же должен говорить ритор (оратор)? Говорить (как): отчетливо, свободно, разумно, складно, понятно, увлекательно, ярко, убедительно, ясно, точно, умело, искусно. - Какой частью речи являются эти слова? записать наречия Стр 16 овалы в корзину 3 исследователь Стр 17 звуковая дорожка Для такой науки как риторика не существует границ. В казахской риторике важное место занимает благословения (бата). Существуют традиционные, дошедшие до нас формы благословения: молодоженам, другу, дастархану. Их сочиняют и современные поэты. 3. Что такое бата? -Итак, сделаем небольшой вывод: Стр 18 1. Можно ли сказать, что риторика это…Наука о ораторском искусстве? 2. Чему учит риторика? риторика учит искусно говорить. 3. Кто такой ритор? красноречивый человек 4. Что занимает важное место в казахской риторике? Бата - благословение 5. Двигательная ФИЗМИНУТКА Стр 19 видео 6. ПРОСМОТР ВИДЕО ФРАГМЕНТОВ Стр 20 видео - Сейчас мы с вами просмотрим отрывки мультфильмов и ответить на вопрос: -Какими качествами должен обладать оратор? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ ВЫВОД: Стр 21 шторка 1. обаяние; 2. артистизм; 3. уверенность; 4. дружелюбие; 5. искренность; 6. объективность; 7. заинтересованность, 8. увлеченность. - А теперь я предлагаю вам почувствовать себя в роли оратора. Но сначала выполним несколько дыхательных упражнений, для того чтобы ваш голос был более звучным, гибким, красивым. Стр 22 • Бумажный кораблик. • Упражнение «Выдох через соломинку» • Упражнение «Цоканье» песен «Тачанка», «Песня о Щорсе». 7. ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧ-СЯ -Внимательно выслушать. Стр 23 звуковая дорожка - Кто из детей более удачно справился с этой ролью? Почему? Дети читают наставление Ибрая Алтынсарина Знаний увидев свет, Дети, в школу идите! В памяти крепко, навек Прочитанное сохраните. Дело пойдет успешно, Радости будет – вдвойне… Знайте – неграмотный бродит, Словно слепой во тьме. Ученье даст вам счастье, Оно озарит, как свет, Каждое ваше желанье, Яркий оставит след. - К чему призывает автор? - Поблагодарим наших маленьких ораторов 8. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ Стр 24 видео 9. СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА. РАБОТА С ЭЛЕКТРОННЫМ СЛОВАРИКОМ Стр 25 - Чтобы перейти к следующему этапу работы мы должны отгадать ребус и ответить на вопрос: Как отгаданное слово связано с нашей темой урока? • Ребус Стр 26 • Запись слова Стр 27 • Лексическое значение слова (многозначность) Стр 28 шторка -Какое значение слова язык более соотносится к теме нашего урока? • Подбор однокоренных слов и их запись Стр 29 шторка • Работа с пословицами Стр 30 перо Вписать пропущенные слова По 1 пословице записать • Работа с фразеологизмами (по карточкам) (По рядам, 2 ученика на обратной доске) Соотнести фразеологизмы и значение Стр 31 перо Распустить язык сплетничать сорвалось с языка проболтаться язык не поворачивается не может точно сказать держать язык за зубами молчать язык без костей много говорить язык до Киева доведёт болтать много, любопытствовать Проверка с доски - А может ли оратор в свое речи применять пословицы, поговорки, фразеологические обороты? • Занимательное упражнение Стр 32 шторка - Какая речь оратора? (записать) я ркая з вучная из ысканная красивая 10. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА стр 33 - Убедить, что держать язык за зубами это хорошо, потому что …… - Выступление нескольких уч-ся Слова учителя Стр 34 музыка 11. ЗАКРЕПЛЕНИЕ - Чему обучают на уроке риторика? - Закончите определение: “Риторика - это наука….” - Какие синонимы можно подобрать к слову риторика? (Красноречие) - Кого называют ритором? 12. ИТОГ УРОКА - Вспомните, какую цель вы ставили перед собой на уроке. Удалось ли её достигнуть? - Актуальна ли тема нашего урока? Зачем мы её изучаем? - Пригодится ли она в жизни? 13. РЕФЛЕКСИЯ Стр 35 музыка Покажите своё отношение к данному уроку. (смайлики)