Открытый урок русского языка в 4 классе для слушателей курсов повышения квалификации
Материал прислала: Яковлева Ирина Николаевна, учитель начальных классов, город Бийск, Алтайского края
Урок русского языка, 4 класс, программа "Гармония"
Тема: "Глаголы - исключения"
Цель: Создать проблемную ситуацию для открытия детьми глаголов - исключений.
Задачи:
1.Дать понятие о глаголах, не подчиняющихся принятому правилу. Ввести термин "глаголы- исключения" 2.Формировать умения в выборе гласной буквы, в правописании безударных личных окончаний глаголов применяя памятку. 3.Развивать устную речь учащихся путем диалога. 4.Воспитывать коммуникативные качества, внимание и соблюдения правил письма Оборудование: информационный материал
- учебник; - опорные карточки - памятки; - карточки с заданиями: - карточки с домашним заданием; - карточки для проведения рефлексии; Ход урока.
I . Орг. Момент
1.Актуализация знаний
- Сегодня на уроке работаем в группах.
- Распределите обязанности
- Вычеркните буквы Б, В, Ч.
БСВПЧРБЯЧЖВЕБЧНВИБЕ ГЧЛБАВГОБЛЧАВ
- Какие слова получились? (спряжение глагола)
- Что вы знаете о глаголе? Обсудите в группе (выслушиваются ответы детей и дополнения)
(изменение по лицам и числам глаголов настоящего и будущего времени называется спряжением глагола
- два спряжения I и II
- спорят гласные буквы -е -, - и - в безударных личных окончаниях
- спряжение учились определять по неопр.форме глагола)
- Откройте конверты.
- Как вы считаете, ответили на поставленный вопрос?
- Умеете определять спряжение глагола?
II. Постановка проблемной ситуации
- Прочитайте строки из стихотворения С.Я. Маршака.
- Ребята, а у кого есть велосипед?
- Где можно кататься на велосипеде? (выслушиваются ответы детей)
- Молодцы. Знаете правила дорожного движения.
Выполните задание в группе.
- Сколько "нарушений" вы обнаружили?
- Согласны?
- Что заставило задуматься?
(держит, смотрит - в 3 лице безударном личном окончании гласная - и-, то есть 11спр, а в неопределенной форме оканчивается не на - ить - 1 спр.)
- Какой вывод напрашивается?
(Не все глаголы подчиняются принятому правилу)
- Кто догадался, какая тема урока?
- Правильно. Глаголы исключения.
- Нужно ли знать эти глаголы? Для чего?
III. Планирование.
- Спланируем работу.
- Что нужно узнать?
- 1. Узнать глаголы - 2 К какому спряжению относятся? - 3. Научиться находить глаголы - исключения - 4. Писать безударные личные окончания глаголов. - На какой вопрос будем отвечать?
- Где можно получить информацию о?
- Откройте учебник на стр._________ глаголах - исключениях
- Прочитайте сообщение.
- Что нового узнали?
(глаголы - исключения, и что они относятся ко второму спряжению)
- Молодцы!
- Самое время отдохнуть.
IY. Физминутка.
Гимнастика для кистей рук.
Y. Творческая работа.
На все ли вопросы ответили?
- Чтобы научиться находить эти глаголы их нужно запомнить
- Сделайте памятку - подсказку.(Работа в группе)
- Что у вас получилось?
( командиры групп представляют свою памятку).
- Есть ли неиспользованные слова?
- Объясните, почему вы их не взяли?
(не в рифму, подчиняются правилу письма)
- Прочитаем нашу памятку хором.
Ко второму же спряженью Отнесем мы, без сомненья, Все глаголы, что на - ить. И еще:_смотреть, обидеть Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, держать, дышать, вертеть И зависеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на - Е - спрягать нельзя! - Замечательно!