Налогово-бюджетная политика и экономическая стабилизация США
Налогово-бюджетная политика и экономическая стабилизация В 30-е годы, когда Соединенные Штаты выходили из Великой депрессии, правительство начало использовать налогово-бюджетную политику не только для обеспечения собственных потребностей или проведения определенной социальной политики, но и в интересах общего экономического роста и стабильности. Разработчики стратегий находились под влиянием Джона Мейнарда Кейнса, английского экономиста, утверждавшего в своем труде «Общая теория занятости, прибыли и денег» (1936), что массовая безработица его времени была вызвана недостаточным спросом на товары и услуги. По Кейнсу, люди не имели достаточных доходов для покупки всего, что могла производить экономика, поэтому цены падали, компании терпели убытки или разорялись. Без вмешательства правительства, говорил Кейнс, это могло стать порочным кругом. По мере банкротства компаний, продолжал он, число безработных увеличивается, приводя к дальнейшему уменьшению доходов населения и увеличению числа компаний, тонущих в этой опасной воронке. Кейнс утверждал, что государство способно остановить спад путем увеличения собственных расходов или снижения налогов. В обоих случаях доходы возрастут, люди будут тратить больше денег, и экономика снова начнет развиваться. Если государство вынуждено пойти ради этого на образование дефицита бюджета, пусть это случится, говорил Кейнс. По его мнению, альтернатива этому - углубляющийся экономический спад - представляет гораздо большую опасность. В 30-е годы идеи Кейнса были приняты лишь частично, однако резкое увеличение государственных военных расходов в период Второй мировой войны, похоже, подтвердило его теории. Когда расходы правительства подскочили, доходы людей возросли, фабрики вновь заработали на полную мощность, и тяготы депрессии стали забываться. После войны экономику продолжал подпитывать ранее сдерживаемый спрос многих семей, которые долгое время откладывали на будущее обзаведение жильем и детьми. К 60-м годам разработчики стратегий, казалось, стали приверженцами теорий Кейнса. Однако сейчас, оглядываясь назад, большинство американцев считает, что тогда правительство совершило ряд ошибок в области экономической политики, которые в конце концов привели к пересмотру налогово-бюджетной политики. Уменьшив налоги в 1964 году для стимуляции экономического роста и сокращения безработицы, президент Линдон Б. Джонсон (1963-1969) и Конгресс начали реализацию дорогостоящих программ, связанных с расходами внутри страны и призванных облегчить бремя бедности. Джонсон также увеличил военные расходы, оплачивая участие Америки во вьетнамской войне. Эти масштабные государственные программы в сочетании с большими потребительскими расходами повышали спрос на товары и услуги до объемов, превышавших возможности экономики. Заработная плата и цены начали расти. Вскоре возрастание заработной платы и цен стали нейтрализовать друг друга. Подобное увеличение всех цен по спирали называется инфляцией. Кейнс утверждал, что во время таких периодов чрезмерного спроса правительство должно уменьшать расходы или повышать налоги для предотвращения инфляции. Однако антиинфляционная налогово-бюджетная политика часто оказывается политически невыгодной из-за своей непопулярности, и правительство сопротивлялось переходу к ней. Затем в начале 70-х годов на страну обрушился резкий подъем мировых цен на нефть и продукты питания. Это поставило перед разработчиками стратегии острую дилемму. Традиционная антиинфляционная стратегия заключалась в ограничении спроса посредством урезания федеральных расходов или повышения налогов. Но это привело бы к оттоку доходов из экономики, и без того страдавшей от повышения цен на нефть. Результатом стало бы резкое повышение безработицы. Если бы разработчики стратегии решили противодействовать потерям доходов, вызванных ростом цен на нефть, им бы пришлось увеличить расходы или уменьшить налоги. Поскольку ни один из этих методов не мог увеличить предложение нефти и продуктов питания, повышение спроса без изменения предложения привело бы лишь к росту цен. Президент Джимми Картер (1977-1981) пытался разрешить дилемму с помощью двухкомпонентной стратегии. Он направил налогово-бюджетную политику на борьбу с безработицей, допуская раздувание федерального дефицита и создавая программы увеличения занятости для сглаживания цикличности экономики. Для борьбы с инфляцией он создал программу добровольного контроля над заработками и ценами. Ни один из компонентов этой стратегии не работал должным образом. К концу 70-х годов страна страдала от высокого уровня безработицы и высокой инфляции. Многие американцы видели в стагфляции свидетельство практической несостоятельности теории Кейнса, к тому же другой фактор еще сильнее снизил способность правительства использовать налогово-бюджетную политику для управления экономикой. Теперь постоянным элементом налогово-бюджетной ситуации, похоже, стал дефицит бюджета. Он впервые начал вызывать озабоченность в период экономического застоя 70-х годов. Затем в 80-е годы дефицит бюджета увеличивался в связи с тем, что президент Рональд Рейган (1981-1989) осуществлял программу урезания налогов и повышал военные расходы. К 1986 году дефицит бюджета возрос до 221 миллиарда долларов, составив более 22 процентов общих федеральных расходов. Теперь, даже если правительство хотело использовать затратную или налоговую политику для повышения спроса, дефицит делал такую стратегию невозможной. Начиная с конца 80-х годов, уменьшение дефицита бюджета стало приоритетной задачей налогово-бюджетной политики. В связи с быстрым ростом возможностей в области внешней торговли и появлением новых технических продуктов, казалось, не было большой нужды в использовании государственной политики для стимуляции экономического роста. Чиновники утверждали, что более низкий дефицит уменьшит государственные займы и поможет снизить процентные ставки, облегчая компаниям приобретение капитала для финансирования развития. Государственный бюджет наконец стал в 1998 году избыточным. Это вызвало призывы к новым уменьшениям налогов, но энтузиазм в отношении снижения налогов отчасти сдерживался сознанием того, что государство столкнется к большими бюджетными проблемами в начале нового века, когда многочисленное поколение послевоенного «бума рождаемости» достигнет пенсионного возраста и начнет забирать пенсионные выплаты системы социального обеспечения и медицинские выплаты программы «Медикэр». К концу 90-х разработчики стратегии были значительно менее склонны, нежели их предшественники, использовать налогово-бюд-жетную политику для достижения масштабных экономических целей. Вместо этого они сосредоточились на более узких изменениях политики в интересах укрепления отдельных компонент экономики. Президент Рейган и сменивший его Джордж Буш (1989-1993) старались уменьшить налоги на доходы с капитала, то есть повысить благосостояние нации за счет увеличения ценности таких активов, как собственность или акции. Они говорили, что такие изменения будут стимулировать сбережения и инвестирование. Демократы сопротивлялись этому, утверждая, что такие изменения принесут колоссальную выгоду богатым. Но когда дефицит бюджета уменьшился, президент Клинтон (1993-2001) уступил в этом вопросе, и максимальная ставка налога на доход с капитала уменьшилась в 1996 году с 28 процентов до 20 процентов. Клинтон тем временем также старался воздействовать на экономику, создавая различные программы в области образования и профессионального обучения, направленные на создание высококвалифицированной, а следовательно, более продуктивной и конкурентоспособной рабочей силы.