Денежно-кредитная политика и налогово-бюджетная стабилизация США
Денежно-кредитная политика и налогово-бюджетная стабилизация Деятельность «Феда» менялась со временем под влиянием важных событий. Конгресс создал в 1913 году Федеральную резервную систему для усиления контроля над банковской системой и предотвращения паники среди вкладчиков банков, возникавшей периодически в предыдущем веке. В результате Великой депрессии 30-х годов Конгресс дал «Феду» право менять требования к резервированию фондов и регулировать маржу фондового рынка (часть цены акции, вносимой наличными при покупке в кредит). И все же Федеральный резерв часто был склонен подчиняться избранным высшим должностным лицам в вопросах общей экономической политики. Например, во время Второй мировой войны «Фед» действовал таким образом, чтобы помочь казначейству США занимать деньги под низкие проценты. Позже, когда правительство продавало большое количество ценных бумаг казначейства для финансирования корейской войны, «Фед» скупал их в большом количестве для предотвращения падения их цены (тем самым увеличивая сумму денег, находящихся в обращении). «Фед» вновь заявило о своей независимости в 1951 году, заключив соглашение с казначейством о том, что политика Федерального резерва не должна подчиняться финансовой политике казначейства. Однако центральный банк до сих пор не совершал серьезных отступлений от сложившейся политической традиции. Например, при консервативной в налогово-бюджетном отношении администрации президента Дуайта Эйзенхауэра (1953-1961) «Фед» делал акцент на стабильности цен, а при более либеральных президентах в 60-х годах - на полной занятости и экономическом росте. В течение большей части 70-х годов «Фед» допускал быстрое расширение кредитов в соответствии с желанием правительства бороться с безработицей. Но при инфляции, все сильнее подрывавшей экономику, центральный банк с 1979 года стал резко затягивать гайки денежно-кредитной политики. Эта тактика успешно затормозила увеличение находящихся в обороте денег, но способствовала быстрым спадам экономики в 1980 и 1981-1982 годах. Однако темп инфляции действительно уменьшился, и к середине декады «Фед» снова мог проводить политику осторожного расширения экономики. Тем не менее, процентные ставки оставались сравнительно высокими, поскольку федеральное правительство было вынуждено прибегать к крупным займам для покрытия дефицита бюджета. По мере уменьшения дефицита, который окончательно исчез в 90-х годах, процентные ставки также медленно снижались. Растущее значение денежно-кредитной политики и уменьшение роли налогово-бюджетной политики в стабилизации экономики, возможно, отражали как политическую, так и экономическую реальности. Опыт 60-х, 70-х и 80-х подсказывает, что демократически избранные правительства, использующие для борьбы с инфляцией налогово-бюджетную политику, могут сталкиваться с проблемами более серьезными, чем безработица. Борьба с инфляцией требует от правительства принятия таких непопулярных мер, как уменьшение расходов или повышение налогов, в то время как методы традиционной налогово-бюджетной политики для борьбы с безработицей оказываются более популярными, поскольку они требуют повышения расходов или сокращения налогов. Другими словами, в периоды инфляции политическая реальность может благоприятствовать большей роли денежно-кредитной политики. Еще один фактор объясняет, почему налогово-бюджетная политика может лучше подходить для борьбы с безработицей, а денежно-кредитная - быть более эффективной в борьбе с инфляцией. Возможности денежно-кредитной политики в оздоровлении экономики в период сильного спада, как при депрессии 30-х годов, являются ограниченными. Лекарство денежно-кредитной политики от экономического спада - повышение суммы денег, находящихся в обращении, и связанное с этим понижение процентных ставок. Но когда процентные ставки становятся равными нулю, возможности «Феда» исчерпываются. Соединенные Штаты не сталкивались в последние годы с этой ситуацией, которую экономисты называют «ловушкой ликвидности», но она возникла в Японии в конце 90-х годов. В условиях экономического застоя и почти нулевых процентных ставок японское правительство, по мнению многих экономистов, должно было проводить более агрессивную налогово-бюджетную политику, при необходимости допуская значительный государственный дефицит для стимулирования новых расходов и экономического роста.