Пятница, 08 Ноя 2024, 22:10
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51642


Онлайн всего: 125
Гостей: 125
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю математики

Примеры и задачи на смекалку
Цели:
Познакомить учащихся с различными видами нестандартных примеров и задач и их решением путём рассуждения, используя схемы, рисунки.
Развивать учебно-логические умения.
Активизировать познавательную деятельность учащихся. Повышать интерес к математике через занимательный математический материал и нестандартную форму проведения занятия. Воспитывать чувство коллективизма, долга, ответственности за свою команду, желание достигнуть высоких результатов не только у себя, но и у товарищей.

Тип урока: изучение нового материала

ФОПД: фронтальная, групповая, работа в парах.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, метод стимулирования учебной деятельности.

Оборудование:
Карточки с деформированными пословицами
Ребус со словом задача
Имена 4 детей на карточках и 4 различных по размеру нарисованных мяча
Примеры на карточках.
Ход урока

I. Организация класса.
II. Математическая разминка

– Чтобы вам быстрее включиться в работу проведём математическую разминку.

а) Загадка

Братцев этих ровно 7
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.

Ответ: 7 дней недели.

б) Задача в стихах

«В гнёздышке есть 2 птенца
Два пушистых близнеца,
И ещё готовы 5
Из скорлупок вылезать.

– Сколько станет птиц в гнезде?

Помогите мне.

Ответ: 2+5=7

в) Закономерность

– Белка свои орешки разложила кучками в определённой последовательности, а некоторые числа, обозначающие количество орешков закрыла листьями. Отгадайте закономерность.

Ответ: 1 5 9 13 17 21

г) Задание на внимание и быстроту счёта

– Чему равна сумма чисел, записанных красным цветом? синим?

– Что вы заметили? (Суммы = 13)

– Что вы знаете о числе 13?

– Число 13 многие люди считают несчастливым, а в Англии нет даже №13 на квартирах.

Работа в группах

д) «Пословицы»

– Сейчас поработаем в группах. Какая же группа работает сплочённее, помогая друг другу.

– Составьте правильно пословицы, где дано начало, а ват продолжение пословицы вам нужно выбрать. Соедините начало и конецпословицы стрелкой.Семеро одного не ждут
приведут
подождут
Семь раз отмерь 7 раз примерь
7 раз отрежь
1 раз отрежь

– Объясните смысл пословиц.

– Как вы думаете, почему эти пословицы я включила в урок?

– Что общего у них? (Число 7)

– Дети отвечают (они связаны с математикой и числом 7)

– Особым почётом в древности была окружена семёрка, это дошло и до наших дней.
Много пословиц и поговорок связано с числом 7.
Сейчас 7 дней в неделе,
7 чудес света,
Великий пост у христиан 7 дней.
Считалось, что 7 символизирует тайну. Вначале урока была задача и загадка с числом 7.

– Сколько вариантов ответов было в карточках (3)

– Ребята, а где вы встречаете число 3 в жизни?

Дети отвечают:

– (В сказках: 3 сестрицы под окном – авторская сказка, 3 желания у рыбки, 3 сына у отца, 3 поросёнка, 3 медведя)

– Долгое время число 3 для многих народов считалось счастливым числом. Оно стало излюбленным в мифах и сказках, считалось магическим, так как складывалось из суммы предыдущих чисел (2+1)

Итог разминки:

– Математическая разминка закончена. Помимо того, что вы уже включились в работу, вы ещё узнали интересное о числах 3, 7 и 13.

III. Сообщение темы урока и постановка темы

– Ребята, отгадав этот ребус, вы узнаете тему занятия.

Задача

– Правильно, ребята, задача.

– Тема урока: «Решение нестандартных задач и примеров»

– Как вы понимаете слово «нестандартные»?

– К нестандартным относят логические задачи, задачи на смекалку, задачи-шутки, зашифрованные примеры.

– Зная тему урока, давайте попытаемся поставить цель нашего занятия, то есть чего мы будем добиваться (дети говорят: будем учиться решать задачи и примеры)

– А для чего нам нужно решать такие задачи и примеры?

– Да, такие задания учат размышлять, решать проблему, анализировать - это всё развивает логическое мышление.

Учитель читает задачу:

«Четыре девочки с детского сада, Аня, Варя, Галя, Зина – играли с мячами. Затем их позвали на завтрак. Мячи они положил в уголке. Которым из них играла каждая девочка, если мяч Вари не самый маленький, но он меньше, чем у Ани и Зины, а у Ани больше чем у Зины?»
Давайте прочитаем задачу ещё раз и выделим те данные, которые помогут в решении.
Нам известно, что есть четыре девочки с мячами. Их зовут Аня, Варя, Галя и Зина.
Выделите и подчеркните в тексте главные слова.
Что из условия задачи вам стало понятно про мячи?
Какие они по размеру? (различные)
Есть ли среди них одинаковые? ( нет)
Предположим, что их нет и все мячи разные.
Чтобы нам не запутаться при решении задачи имена девочек я записала на карточках и приготовила различные мячи.
Решать логические задачи можно при помощи рисунка, таблицы, схемы. Сегодня мы будем решать при помощи схемы.
Имена девочек написаны на карточках, а ниже произвольно-прикреплённые изображения мячей разных размеров и цветов.
Что известно о мячах?
Мяч Вари не самый маленький… А какой среди мячей самый маленький?
Он может быть мячом Вари? (Нет)
Значит, будем искать её мяч из трёх оставшихся.
Мы знаем, что мяч Вари меньше, чем Ани и Зины?
Какой мяч меньше?
Это мяч Вари. Рисуем стрелкой, что он принадлежит ей.
Разбираем задачу дальше.
Мы знаем, что у Ани мяч больше, чем у Зины.
Какой из оставшихся двух больше?
Это мяч Ани, чертим стрелочку.
Тот, который чуть меньше – это мяч Зины.
Чей тогда самый маленький оставшийся мяч? (Гали)
Путём рассуждения мы определили какие мячи принадлежат трём девочкам, а тот который остался – это и есть мяч Гали.
Вы ответили на вопрос задачи? (Да)
Что помогло нам в решении (схема)
В уме представить кому из девочек принадлежал какой мяч трудно. Нам помогла схема.
В другой раз не обязательно писать имена целиком, можно ограничиться буквами, так вы и сделаете у себя в тетради, а мячи изобразите в виде различных кружков.
Так подтвердилось наше предположение, что мячи разные по размеру?
Могли ли они быть одинаковыми? (нет)
Зарисуйте в тетради схему.

IV. Физминутка

игра «Четыре стихии»

Если я говорю земля, вы опускаете руки вниз, если воздух, то поднимаете вверх. Если огонь, то руки приживаете к груди, если вода, то руками изображаете плавающего человека.

V. Работа в группах

– А сейчас попробуйте решить задачу в группах, советуясь, помогая друг другу.

– Решайте, используя схему при решении. Посмотрим, какая из групп окажется дружнее и сплочённее.

Каждой группе даётся задание на карточке.

«В квартирах №1, №2, №3 жили три котёнка: Белый, чёрный и рыжий. В квартирах №1, и 2 не жил чёрный, а белый не жил в квартире №1. В какой квартире жил каждый котёнок?

– О ком говорится в задаче

– Дети, о каких котятах идёт речь?

– В каких квартирах они живут? (1, 2, 3)

– Эти данные используйте в своей схеме.

Итог:

(Проверка решений задачи по группам)

– Логическую задачу представить без рисунка, схемы, таблицы очень трудно. Схема помогает решить задачу. В дальнейшем будем учиться записывать и решать при помощи таблицы.

VI. Решение нестандартных примеров

– Посмотрите на доску. Я приготовила для вас необычные примеры. Сразу их не решить.

– Попробуем разобраться в символах, знаках, фигурах.

21 * Δ = 21
(21 + 0 = 21; 21 – 0 = 21)

– Мы видим два числа, 21 и =21

– Как вы думаете, что может стоять вместо * и Δ

– Да, это знаки и числа

– Здесь может быть ещё 21 · 1 = 21 и 21 : 1 = 21. Но мы ещё не изучали действия умножение и деление.

А вот ещё пример

27 * 1 + Δ 7

– Я зашифровала здесь неравенство

– Тогда какие знаки здесь могут быть? (><)

– Значит вместо * будет знак > или <

– Что запишем вместо Δ? (число)

– Это математическое выражение имеет одно решение? (Нет)

VII. работа в парах

– Расшифруйте и решите примеры

Δ * 40 = 40
11 * Δ = 12 * Δ
Δ * 30 = 23 * Δ
22 * Δ = 23 * Δ

VIII. Итог урока

– Чему учились на уроке?

– Понравилось ли вам решать такие задачи и примеры?

– Что понравилось?

– Достигли ли цели, которую ставили в начале урока?
Категория: Учителю математики | Добавил: vadik11092 (14 Фев 2012)
Просмотров: 2271 | Теги: задачи, примеры, смекалку, На | Рейтинг: 1.0/ 4 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
08 Ноя 2024
22:10


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz