Суббота, 09 Ноя 2024, 00:49
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51642


Онлайн всего: 68
Гостей: 68
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю математики

Занимательные задачи на уроках математики
Близнецова Г.Д.
учитель математики МОУ гимназии №1 г. Липецка

Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая сделать его занимательным.
Блез Паскаль

При существующем обучении проблема развития учащихся является одной из сложнейших в педагогической практике.
Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого результата ориентируется учитель в своей работе.
Педагогических задач у учителя много, но основное содержание педагогической деятельности - ученик. Следовательно, основной задачей является формирование личности, готовой к творческой деятельности.
Главное в воспитании детей то, чтобы они этого не замечали. Математика как предмет изучения даёт возможность развития таких качеств, как аккуратность, ответственность, интерес к предмету и исследовательской работе.
Математика - самая древняя из наук, она была и остаётся необходимой людям. Ещё в древнем мире учёных интересовали свойства геометрических фигур, свойства чисел и действия над ними.
Математика - благодарный материал для воспитания логической культуры учащихся. Для решения этой важной задачи необходимо учителю использовать на уроках математики занимательные задачи.
Обучение умению оперировать понятиями, правильно анализировать высказывания, проводить умозаключения и доказательства всегда должно быть в центре внимания учителям математики.
На уроках геометрии и алгебры можно использовать, например, такого типа задачи:
1. Можно ли луч разделить одной точкой на две равные части? А прямую?
Ответ: луч нельзя, прямую - можно.
2. Буквы русского алфавита разбиты на пять групп:
1. А Д М П Т Ш
2.В Е З К С Э Ю
3.И
4. Ж Н О Ф Х
5. Б Г Л Р У Ц Ч Щ Я
Определить, по какому признаку произведено деление.
Ответ: 1) вертикальная ось симметрии;
2) горизонтальная ось симметрии;
3) центр симметрии;
4) все три типа симметрии;
5) нет симметрии.
Вторую задачу можно предложить учащимся и на уроках алгебры по теме: "График квадратичной функции".
При изучении раздела: " Подобные треугольники " необходимо рассмотреть такую задачу:
3. Две фигуры называются подобными, если они имеют одинаковую форму. Почему данное предложение нельзя принять в качестве определения подобия фигур?
Ответ: понятие " форма" (к которому мы хотим свести понятие подобия) само нуждается в точном математическом определении; поэтому приведённое определение можно рассматривать лишь как наглядное описание понятия подобия фигур.
Изучая параллелограмм, его определение и свойства. Желательно рассмотреть такого вида задачу:
4. Четырехугольник, у которого сумма квадратов диагоналей равна сумме квадратов всех его сторон, называется параллелограммом. В чём недостаток определения?
Ответ: логически правильно определение, но это определение нельзя использовать для построения параллелограмма.
5. Какое значение имеет чертёж при решении задач и доказательстве теорем?
Ответ: чертёж имеет вспомогательное значение как "наглядное пособие", иллюстрирующее наши рассуждения.
Решая задачи с применением теоремы Пифагора, надо рассмотреть с учащимися задачу:
6. Если в треугольнике АВС (АВ)2 = (ВС)2+(АС)2, то по теореме Пифагора треугольник АВС - прямоугольный. Правильно ли такое рассуждение?
Ответ: утверждение, что треугольник АВС прямоугольный, следует не из теоремы Пифагора, а из теоремы, ей обратной.
На уроках алгебры при решении задач с помощью уравнения необходимо решать задачи, в которых получаются противоречивые числовые равенства.
7. Мальчик задумал число. Отнят от него 3, результат разделил на 2, затем прибавил 3 и умножил на 2. После этого получилось число, которое на 6 больше, чем задуманное. Какое число было задумано?
Решение. Обозначим искомое число через х.
Получаем уравнение: 2((х-3):2+3)=х+6
Решая его, получаем равенство 0=3. Закончите решение задачи.
Ответ: мы получили противоречивое равенство. Рассуждение ошибок не содержало. Следовательно, мы где-то использовали неверное допущение. Единственное допущение было предложение о существовании искомого числа х. Значит, оно было неверно, задача не имеет решения.
Особый интерес вызывает у учащихся софизмы.
Например, можно "доказать", что 3=5.
8. Решить уравнение:
( 3/5)x= (5/3)9
Решение. После преобразований получаем: 3х+9=5х+9 откуда в силу равенства показателей степеней находим: 3=5 получили противоречие.
Верно ли, что данное уравнение не имеет решения?
Ответ: уравнение имеет корень х = -9. Противоречие(3=5) явилось следствием ошибок в рассуждении. Из уравнения 3х+9=5х+9
(именно потому, что 3 не равно 5) следует лишь, что х+9=0, откуда х=-9.
Особое внимание необходимо обратить на задачи, условия которых навязывают неверный ответ.
Провоцирующие задачи обладают высоким развивающим потенциалом. Они способствуют воспитанию одного из важнейших качеств мышления — критичности, повышают интерес учащихся к занятиям математикой.
8 класс. Тема: ''Делимость чисел''
Задача 1. Сколько цифр потребуется, что бы записать двенадцатизначное число?
Навязывается ответ: ''12 цифр''.
Ответ: Двенадцатизначное число можно записать с помощью одной, двух, трёх, четырёх, пяти, шести, семи, восьми, девяти, десяти цифр.
Задача 2. Какое из чисел 205, 206, 207, 208, 209, 210 являются простым?
Ответ: Никакое.
Задача 3. Какое простое число следует за числом 200?
Напрашивается ответ: 201, но этот ответ неверен.
Ответ: 211.
Задача 4. Шесть рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней?
1/6*12*12=24
Ответ: 24 судака.
Задача 5 состоит из двух вопросов:
1.Сколько натуральных делителей у числа: 2*3?
Ответ: четыре.
2. Сколько простых делителей у числа:
а) 2*3*4 ; б) 5*6*7 ?
Ответ: а) два , б) четыре.
При изучении темы: ''Построение треугольника по трём элементам'' можно рассмотреть следующие задачи:
Можно ли посадить 100 деревьев на этом участке, если расстояние между двумя соседними деревьями не должно превышать 2,5 см?
Многие учащиеся будут отвечать, что можно посадить и больше деревьев.
Ответ: Треугольник такой не существует. Нельзя.
Рассмотренные задачи можно использовать на уроках математики и в кружковой работе. Систематическое и целенаправленное применение занимательных задач развивает у учащихся интерес к учёбе, математическое мышление и творческие способности.

Литература
А.Г. Мордкович, 8 класс. Алгебра, задачник.
А.Г. Мордкович, 8 класс. Алгебра, учебник.
Л.С. Атанасян, 7-9 класс. Геометрия, учебник.
Л.А. Александрова. 8 класс. Алгебра. Самостоятельные работы.
Категория: Учителю математики | Добавил: almar71 (23 Мар 2012)
Просмотров: 1285 | Теги: задачи, уроках, Занимательные, математики, На | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
09 Ноя 2024
00:49


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz