НАПИСАНИЕ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ ЗВУК. 2 класс
Тема: НАПИСАНИЕ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ ЗВУК Цели: учить связывать представление о конечной букве основы слова на шипящий с родом этого слова; формировать умение выполнять работу с Обратным словарём, выписывать слова, основы которых оканчиваются на -Ж и –ЖЬ; умение анализировать; прививать навыки самостоятельной работы; развивать внимание, зрительную память учащихся; воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно. ТСО: проектор, экран, компьютер. Оборудование: карточки со словами, презентация (среда POWER POINT) Ход урока 1.Организация класса 2. Проверка рабочего места 3. Минутка чистописания КТО ЧТО ОН ОНА - Что помогают определить эти слова? (Род слов-названий предметов.) (На вопросы Кто? Что? Отвечают слова-названия предметов. Он, она - определяем род слов-названий предметов 4. Проверка домашнего задания 5. Словарная работа: Слайды. Ребусы. 1)коньки - КАК НАЗЫВАЮТ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ЗАНИМАЕТСЯ КАТАНИЕМ НА КОНЬКАХ? (конькобежец)
2)мороз -Подберите однокоренные слова к этому слову.(Морозец, морозище, морозный, морозно, заморозки, морозить. ) - Мороз – холод, стужа. Как называются слова, сходные по смыслу, но различные по написанию? (Синонимы) 3) деревня Учащиеся записывают слова. -Какой темой объединены все эти слова? (Зима) -Составьте небольшой текст на тему «Зима», используя опорные слова: Зима, мороз, Алёша, коньки, научился кататься, ледовая дорожка, весело бежит. -Запишите предложение и выполните разбор предложения . Ребята катаются на коньках. 6. Работа над темой урока 1) работа по учебнику -рассмотрите картинку в учебнике на с. 152. - Заметили ли вы, что картинка поделена на две части? Какие предметы ху дожник изображает в левой части картинки? Что интересного в названии этих предметов? А в написании слов, обозначающих эти предметы? (Аналогично организовано рассматривание пра вой части картинки.)
Слева изображаются такие предметы, как «ёж», «шалаш», «камыш» и «ландыш». Все слова - мужского рода пишутся без Ь на конце слов. Справа - такие предметы и явления, как «мышь», «печь», «ночь». -Можете, не открывая Обратного словаря, сделать вывод о написании слов, основа, которых оканчивается на -Ж и -ЖЬ, -Щ и –ЩЬ? -Как пишутся слова мужского и женского рода? Проверьте правильность своих выводов по Обратному словарю. -Сделайте вывод. Сформулируй правило. -Запишите по два примера на каждый случай. м. р. ж. р. плащ вещь лещ мощь багаж молодежь пейзаж ложь Физкультминутка. 8.Закрепление полученных знаний. -Сказка о мягком знаке Я хочу рассказать вам сказку. Жила-была в Алфавитном саду очень странная буква. Буква, которая когда-то потеряла свой звук. И звали эту букву Мягкий Знак. Со словами-названиями действий с шипящим звуком на конце Мягкий Знак очень дружил. И поэтому он решил, что может занять место после шипящих и в словах-названиях предметов. Подошел Мягкий Знак к словам-названиям предметов женского рода и вежливо так сказал: Вы такие красивые, мягкие. Давайте с вами дружить! Растрогались слова-названия предметов ЖЕНСКОГО рода с окончанием в корне на Ч, Щ , Ш, Ж и согласились дружить с Мягким Знаком. Обрадовался Мягкий Знак, побежал к словам-названиям предметов мужского рода, которые тоже оканчиваются на шипящие и закричал: Вы сильные. Давайте с вами дружить! Но сильные слова-названия предметов мужского рода не захотели терять свою твердость. Они строго сказали Мягкому Знаку: «Пожалуйста, никогда не приставай к нам». Вот так, с тех самых давних времен в словах-названиях предметов мужского рода Мягкий Знак никогда не ставится. А в словах-названиях предметов женского рода Мягкий Знак пишется всегда. -работа по учебнику -запишите правильно слова в упражнении 121: вещь, клещ, овощ, борщ, помощь, мощь, лещ, товарищ. Почему так называют растения: шиповник, подсолнух, подорожник? От каких слов произошли эти слова? (Шиповник --шип, подсолнух — солнце, подорожник — дорога.) Являются ли эти слова родственными своим словам-признакам? (Да.) -Прочитайте слова в упражнении 122. Объясните их значения. Дрожь - такое состояние человека (или животного), когда он мелко подергивается, дрожит (например, от холода). Уп ряжь - приспособление, позволяющее запрячь лошадь. Страж -сторож, охранник. Ложь - неправда, вранье. 4 -Что будем запоминать в первую очередь, а что во вторую? 1)с ь или без ь знака писать; 2)какую букву ставить перед Ь или просто на конце слова. Проговаривайте, комментируя написа ние каждого слова. (Слово «молодёжь»- женского рода, буду писать с мягким знаком на конце. А теперь проверю, какую бук ву писать - Ш или Ж: молодеЖи, значит, Ж».) -самостоятельная работа Каждый учащийся получает карточку со словом- названием предмета мужского и женского рода с основой на шипящий звук. Объясняет и доказывает соседу по парте как он его напишет, то же самое делает другой учащийся. 9.Обобщение знаний по теме. -Над какой темой мы сегодня работаем? Какой вывод по этой теме можем сделать?