« Склонение прилагательных женского рода» для 4 класс)
Предмет: Русский язык с элементами интеграции Тема: « Склонение прилагательных женского рода» Продолжительность: 45 минут Класс: 4 Технологии: ИКТ, игровые, здововьесберегающие, исследовательские Аннотация: Данный урок состоит из несколько этапов, на каждом из которых применяется ИКТ, с целью улучшения усвоения материала. Урок начинается с театрализованного представления, что активизирует внимание учащихся. Межпредметная связь урока русского языка с литературным чтением даёт разнообразие уроку. На уроке присутствуют разные виды деятельности: игра, работа в парах, индивидуальная работа учащихся, работа на интерактивной доске, работа с тестом. Конспект урока: ВИД УРОКА: изучение нового материала ЦЕЛИ УРОКА: Образовательная: Познакомить с особенностями склонения прилагательных женского рода. Развивающая: Развитие умений проверять родовые и падежные окончания имён прилагательных в единственном числе Воспитательная: Воспитание дружеского отношения друг к другу, ответственное отношение к информации, аккуратность. ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, карточки для индивидуальной работы, портрет писателя, выставка книг, маркер для работы с интерактивной доской, тест. ПЛАН УРОКА Организационная часть Чистописание Подготовка к восприятию новой темы Работа над темой урока Закрепление Творческая работа Подведение итогов урока 1.Выполнение тестовой работы Рефлексия Ход урока. Организационный момент. (первый слайд) – Сегодня ребята у нас с вами необычный урок русского языка. Мы его свяжем с уроком литературного чтения. - Я предлагаю начать наш урок с небольшого театрализованного представления. Инсценировка отрывка из сказки Мориса Метерлинка «Синяя птица». (Появляется второй слайд) - Из какого произведения этот отрывок и кто его написал? -Правильно эта сцена из произведения «Синяя птица» Мориса Матерлинка, которое мы изучаем на уроке чтения. Чистописание. - На какую букву начинается имя и фамилия автора? (М) -Что вы можете сказать об этой букве? (согласная, звонкая, непарная) -Эту букву мы будем писать на минутке чистописания. (Появляется слайд) - Что вы заметили в узоре? -Этот узор вы будете писать на первой строчке. - Вам было задано домашнее задание: «Найти произведения Мориса Метерлинка». На второй строчке запишите три его произведения. Если вы не смогли найти, то на слайде вы сможете найти подсказку. - Запишите минутку чистописания в тетрадь. Подготовка к восприятию новой темы. - На уроках литературного чтения, после того как мы изучим произведение даём характеристики литературным героям, определяем качества их характера. – Назовите главных героев произведения «Синяя птица» - Посмотрите на слайд и попробуйте подчеркнуть маркером те качества, которые присущи нашим героям Тильтилю и Митилю. (Прилежные, добрые, вежливые, исполнительные, грубые, торопливые, терпеливые, смешные, торопливые, неаккуратные, непослушные) -Хорошими ли качествами обладают наши герои? -Постарайтесь и вы воспитывать в себе такие качества. - К какой части речи принадлежат эти слова? (прилагательным) - Как вы думаете с какой частью речи мы продолжим работать на уроке? ( с прилагательными) -Но это не полная тема нашего урока, Сформулировать полностью вы сможете чуть позже. -Что такое прилагательное? Сообщение темы урока. (Появляется новый слайд) на котором написаны словосочетания: большой дом, круглое зеркало, тёмный лес, белая роза, хлебное поле. - Рассыпались словосочетания. Разделите на три группы. Подумайте, по какому признаку можно разделить словосочетания.(подчеркнуть маркером на экране разным цветом) -Запишите словосочетания себе в тетрадь. (Один ребёнок у доски). - Найдите лишнее словосочетание? Почему? -На прошлом уроке мы склоняли прилагательные мужского и среднего рода. -Сформулируйте тему нашего урока? (Склонение прилагательных женского рода) (Появляется слайд). - Допишите ещё по одному словосочетанию в каждый столбик из текста «Синяя птица» Работа над темой урока. -Просклоняйте словосочетание белая берёза . (Появляется на табло таблица с падежами и падежными вопросами. Учащимся надо только дописать окончания, выходят к доске по очереди. \остальные записывают в тетрадь) - Какой вывод можно сделать? (подвести к выводу, что прилагательные женского рода с твёрдой основой на конце имеют такие же окончания, как и у вопроса) -Устная работа по учебнику над упражнением 272 Закрепление – А сейчас проверим, как мы усвоили новый материал. Исправьте ошибки в данном тексте Я шёл к реке на рыбная ловлю. У меня в руках длинный удочка. Дорога шла узкая тропинкой. Вдруг я увидел блестящая змею. Она уползла к высокую траве. – Как вам удалось найти правильный вариант окончаний? – Если мы допускаем много ошибок в прилагательных, тогда возможно прилагательные вообще не нужны в речи? Творческая работа. – Перед вами две сини птицы. Какая из них вам нравится больше? Почему? Что вы сделали бы, чтобы и на вторую птицу захотелось смотреть? С помощью чего художник делает картину красивой? А писатель? – Попробуйте доказать, что без прилагательных мы не сможем сделать нашу речь более понятной, красивой, эмоциональной. – Прочитайте текст. Митиль была сестрой. Девочка очень печалилась, когда ее братец пошёл искать Синюю птицу. От тоски пришла она к фее, которая жила в лесу. Кругом лес. Вода в озере. Небо над головой. Села Митиль на камень, наклонила голову к воде. Такая она. Не грусти, Митиль! Все будет хорошо. Скоро опять будешь играть с братцем. – Понравился текст? Почему? -Попробуйте его отредактировать, рассматривая репродукцию. (У каждого ученика карточка с текстом, в котором пропущены прилагательные). Митиль была _____________ сестрой. Девочка очень печалилась, когда её _____________ братец пошёл искать Синюю птицу. От тоски она пришла к ___________ фее, которая жила в лесу. Кругом ______________лес. ___________ вода в _____________ озере. ___________ небо над ____________ головой. Села ___________ Митиль на ______________ камень. Такая она __________. Не грусти, __________ Митиль! Скоро опять будешь играть с ___________ братцем. Проверка отредактированного текста. VIII. Подведение итогов урока -С какой частью речи мы с вами работали на уроке? -Какого рода мы склоняли прилагательные? -Как произведение «Синяя птица» связано с темой нашего урока? - А сейчас я предлагаю вам разделиться на пары и выполнить тест. (Ребята рассаживаются по компьютерам и выполняют тест. С целью закрепления темы урока.)
Рефлексия. -У вас на столе лежат по две птицы – красная и синяя. Если вы считаете, что урок прошёл с пользой для вас, то поднимите синюю птицу, если вы считаете, что у вас что-то не получилось, то поднимите красную птицу. -Спасибо за урок.