Герфорт В. А. учитель высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №1» г. Елабуга Занимательный русский язык (из опыта работы) В современном мире главной задачей школы является разностороннее и гармоничное развитие личности ребёнка, раскрытие его творческих способностей. Главная цель педагога – дать школьнику возможность почувствовать свою ценность и значимость, воспитать личность, сочетающую в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, способность к саморазвитию и самореализации. С этой целью учитель должен организовать деятельность, помогающую каждому ученику обрести себя, а также создать условия для раскрытия его индивидуальности. Известно, что прочные знания, умения и навыки ученики приобретают в процессе активной познавательной деятельности, предпосылкой которой является интерес. Особая роль в развитии интереса к урокам принадлежит игре. В.А.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка… Для него игра – это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Приведу примеры игр и занимательных упражнений, используемых на уроках. Игра «Замена». Замени синонимом слово в пословице, изменяя, при необходимости, окончания. Сделай вывод. (Работа – дело.) Работе – время, потехе – час. Без дела день годом кажется. Кончил работу, гуляй смело. Каков мастер, таково и дело. Работа мастера боится. Игра «Прятки». Найди слово в слове, укажи честь речи, определи, если есть, однокоренные слова. Бабочки Длинная Подлетели очки длина летели бочки Дина полет баки Лина поле а, и (союз) на (предлог, приставка) и (союз) Игра «Слово во всех падежах». Россия Россия (И.п.) – Родина моя, Её мы любим: ты и я, Нам каждый уголок России (Р.п.) – Отчий дом, Где дорог даже кустик под окном. А если за границей мы бываем, То по России (Д.п.) мы всегда скучаем. Свою страну, Россию-мать (В.П.), Не согласимся ни на что мы променять. Россией (Т.п.) будем мы всегда гордиться, Её возвысить, укрепить стремиться. В России (П.п.) важен каждый гражданин. Я знаю: много россиян, я – не один. М.Сидоров. Шарады. Их дети разгадывают с интересом. Разгадав каждую часть шарады, и сложив их вместе, получают заданное слово. Предлог стоит в моём начале, В конце же – загородный дом. А целое мы все решали И у доски, и за столом. (Задача) Логогрифы. Этот вид задания ценен тем, что способствует не только умственному развитию детей, но и формированию усидчивости, стремлению довести работу до конца и получить положительный результат путём прибавления или убавления одной буквы или одного слога (машина – шина) На голове барана и быка Ты можешь их найти. А ноту лишь добавишь – По ней сумеем мы пойти. (рога - дорога) Не секрет, что многие школьники так и не осваивают навык грамотного письма. Они устно прекрасно рассказывают правило, а при письме в словах не видят орфограмм и с трудом подбирают проверочные слова. Чтобы научить детей успешно преодолевать те или иные орфографические трудности, нужно систематически и кропотливо работать на протяжении многих лет. Приходится строить работу так, чтобы она могла захватить школьников, удивить. В этом мне помогает исследовательская работа. Ученикам, начиная со II класса, была предложена следующая исследовательская работа: в стихах А.Л.Барто, С.Михалкова, В.Бианки и других детских писателей найти строки с двумя и более изучаемыми орфограммами, приготовить объяснение каждого правила. А для этого надо прочитать произведения, затем заглянуть в учебник, подобрать проверочные слова и защитить свою работу у доски перед классом, говоря кратко и точно. Стихи записываются на листы, которые используются в дальнейшем на уроках. Например, выписать слова с сочетаниями чк-чн, выписать имена собственные и т.д. Приведу примеры карточек с текстами. 1) Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. - Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. ( Игрушки. А. Барто) 2) Я хочу напиться чаю, К самовару подбегаю, Но пузатый от меня Убежал, как от огня. (Мойдодыр. К.Чуковский) 3) В одно мгновение пружинка с силою развилась, валик сильно завертелся, молоточки быстро застучали, колокольчики заиграли дребедень, и пружинка лопнула. Всё умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались… (Городок в табакерке. В.Одоевский.) Широко использую на уроках русского языка региональную топонимику, которая является важнейшим объектом лингвокраеведения. Л.Успенский в книге «Загадки топонимики» пишет, что «топонимы не подвержены никаким колебаниям. На них всегда урожай. Они не прячутся и не убегают. Идите к ним, они вас ждут» Топонимика привлекает внимание своей доступностью. Весь материал представлен названиями, окружающими учащихся с детства, и поэтому может быть собран детьми на основе собственных наблюдений. Объекты топонимики являются живыми свидетелями исторического прошлого и настоящего родного края, выраженного средствами языка, а это значит, что местный, лингвокраеведческий материал должен занять своё достойное место на уроках родного языка. При изучении темы «Словообразование и словоизменение» во II классе предлагаю следующее задание: 1. Вставьте пропущенные слова (север, северный, Северная). Дул … ветер. Самолёт полетел на …. В нашем городе есть … улица. 2. Определите, где происходит процесс словообразования, а где процесс словоизменения. 3. Объясните происхождение названия улицы. 4. Дома подготовить текст: происхождение названия своей улицы. Использование регионального материала в процессе преподавания русского языка, в частности микротопонимов, будет способствовать обогащению и активизации словаря детей, развитию их речи, интереса к родному языку, к родной земле, позволит видеть необычное в обычном, удивительное в неприметном. При повторении темы «Заглавная буква» в начале III класса сообщаю детям, что будут использованы имена знаменитых людей нашего города, названия улиц, зданий и т.д., что требует от детей большой подготовки. Они читают краеведческий материал, запоминают имена собственные, вникают в смысл их названий. Карточка для закрепления содержит следующий текст: В Елабуге родился великий художник (Иван Иванович Шишкин). Последние дни своей жизни провела в Елабуге поэтесса (Надежда Дурова). Улица (Казанская) – уникальный образец купеческой застройки, где находится Музей истории города. Самая первая деревянная церковь - (Покровская), воздвигнута одновременно с основанием села (Трёхсвятское), которое затем было переименовано в город (Елабуга). Большая роль в развитии у школьников познавательных процессов, восприятия, памяти и мышления принадлежит национально-региональному компоненту, который обладает самоценностью и самозначимостью. В нём закладываются основы формирования у каждого школьника системы знаний о своеобразии родного края, самобытности народной культуры, что способствует становлению личности, небезразличной к судьбе своей малой родины и страны в целом. При изучении темы «Однородные члены предложения» в IV классе использую следующий текст. Есть художник – баталист, Есть художник – маринист, В нашем городе родился Кто? Художник – пейзажист. Он природу рисовал, Красками её писал: Поле, лес, а рядом луг. Восхищает всё вокруг. Взрослым людям и детишкам – Всем знаком великий Шишкин. Опыт показывает, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать ситуации, в которых каждый ученик сможет реализовать себя и побывать в «ситуации успеха».
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Валеева Н.Г. Елабуга. Казань, 1996. 2.Демичева В.В., Ерёменко О.И., Яковлева Т.В. Использование лингвокраеведческого материала на уроках русского материала. //Нач школа.–2008.-№11.-с.68-71. 3.Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением. М., 2005. 4.Заповедная Елабуга тысячелетняя. Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Елабуга, 2006. 5.Крахалёва Л.В. Детям о Елабуге. Елабуга, 2006. 6.Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2004. 7. Сидорова С.А. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка. //Нач школа.–2009.-№1.-с.83-87. 8.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969. 9.Успенский Л.В. Загадки топонимики. М., 1973.