Урок русского языка 3 класс "Написание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса"
Тема урока: Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова Цель урока: познакомить со словами, в которых появляется удвоенная согласная буква на стыке корня и суффикса; научить выполнять четкий разбор слова по составу для сознательного воспроизведения удвоенной согласной на стыке; на примере словообразовательного анализа слов с основой на -Н и с суффиксом -НИК- дать понять учащимся, почему в них пишется удвоенная буква Н. развивать в учащихся такие мыслительные операции как аналогия, логическое мышление, ассоциация, умение классифицировать и анализировать ситуацию; продолжить работу над развитием выразительной осознанной речи; воспитывать в детях чувство удовлетворения от собственной деятельности. Ход урока: 1. Мотивация к учебной деятельности Цель: мотивировать учащихся посредством создания условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность Рубрика «Это интересно». Одному профессору на лекции о будущих космических путешествиях подали записку с вопросом: «Что должен взять с собой космонавт, готовясь к многолетнему полету на Венеру?» Профессор ответил: «Прежде всего, школьную тетрадь с пятеркой по русскому языку». - Вы поняли, почему? Видно у автора письма были проблемы с орфографией. - Что же надо делать этому человеку? ( И ему, и нам надо изучать русский язык, узнавать новые орфограммы, …) 2) - Вы готовы? Вспомним, что изучали на прошлых уроках? (Части речи, их правописание) 2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности. Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; организовать самостоятельное выполнение пробного действия и фиксацию затруднения в выполнении пробного действия. - С чего начнем? - Предлагаю вашему вниманию слова. Прочтите их. Какой частью речи являются эти слова? Узнали? чайный, лунный, шумный, ценный, ананасный, длинный (СЛАЙД №1)
- Надо разделить слова в две группы. Как вы думаете, по какому признаку можно это сделать? ( В первый столбик – слова с одной буквой –Н, а во второй – с двумя буквами –НН). - Запишите их в два столбика. чайный лунный ананасный ценный шумный длинный (СЛАЙД №1) - Рассмотрите слова. Как вы думаете, почему слова первого столбика написаны с одной буквой –Н, а второго – с двумя –НН? - Какое задание вы можете предложить для работы с этими словами? ( Разбор по составу ). Комментирование с места во фронтальной работе и запись в тетрадь. - Что нужно уметь хорошо делать для выполнения этого задания? (Находить в слове окончание, корень, приставку и суффикс), а для этого нужно уметь изменять слова, т,к, окончание – это изменяемая часть слова, подбирать однокоренные слова, чтобы выделить корень слова, выделять приставку и суффикс. - Что мы повторили этим заданием? (Алгоритм разбора слова по составу) 1) Выделить окончание 2) Выдели корень 3) Выдели суффикс 4) Выдели приставку (СЛАЙД №2) - В чем же испытали трудность? (В подборе родственных слов) 3. Выявление места и причины затруднения Здесь нужно восстановить выполняемые операции, тем самым выявить и зафиксировать во внешней речи причины затруднения, которые возникли при выполнении задания, и это не дает нам возможность решить исходную задачу - Где возникло затруднение? (В подборе однокоренных слов) - О чем нужно помнить, подбирая … (о значении слова, происхождении) - Значит, главная причина затруднения какова? (Мы не все знаем про правописание удвоенных согласных) 4. Построение проекта выхода из затруднения На этом этапе ученики ставят цель проекта, уточняют и согласовывают тему, определяют средства (алгоритмы, опоры, справочники), формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. - Какую цель ставим перед собой? (Узнать, почему одни прилагательные пишутся с одной буквой –Н, а другие с двумя буквами –НН ) - Цель поставлена, какой способ выберем для ее выполнения? (Попробуем рассуждать…) - Как же получилось, что в слове удвоенная согласная? - Как думаете, это орфограмма? (Есть опасное место при письме) - Как она может называться? (Мнения учеников) ПОМОГАЮ: как называется место, где соединяются, сходятся 2 конца чего-нибудь? СТЫК! (СЛАЙД №3) - Попробуйте сформулировать тему… Написание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса (СЛАЙД №4 ) Запись темы урока на доске. - Сумеете ли сформулировать правило правописания удвоенной согласной на стыке… Реализация построенного проекта Здесь нужно организовать реализацию построенного проекта, фиксацию нового способа действия в речи, в знаках (с помощью эталона) (СЛАЙД №5)- НОВЫЙ АЛГОРИТМ - Как думаете, в русском языке только 3 таких слова? (Кто-то может уже сам подобрать такие слова…) - К чему мы всегда обращаемся, когда работаем над словами? Что нам всегда помогает в трудных случаях правописания? Словарики! - Что же нужно хорошо уметь делать, чтобы не ошибиться в правописании удвоенных согласных на стыке корня и суффикса? (Части слова различать) - Кто же попытается сформулировать общее правило о правописании удвоенной согласной? (Напоминаю эталон…) –Алгоритм 2 - Кто скажет, какие слова стали ключевыми сегодня при изучении новой темы? корень суффикс Так появляется эталон. 6. Первичное закрепление. Главное на этом этапе – проговаривание во внешней речи: фронтально, в парах. С. 129-130. Упражнение 122. Цель этого упражнения - на примере словообразовательного анализа слов с основой на -Н и с суффиксом -НИК- дать понять учащимся, почему в них пишется удвоенная буква Н. Из Обратного словаря (с. 170) ученики выписывают слова рябин/ник/ и осин/ник/, разбирают их по составу и показывают, как образовано одно из них. Например: рябин/а рябин/; рябин/ + -ник- + □ = рябин/ник/. Далее дети объясняют (возможно, с помощью учителя), что означают другие слова: малинник - заросли малины; конник - всадник на коне; сторонник - человек на чьей-либо стороне; сонник - книга о значениях снов; обезьянник - место, где содержат обезьян. Из этих слов от основы женского рода образованы слова малинник, сторонник, обезьянник. Дети показывают образование этих слов. Например: малин/а малин/; малин/ + -ник- + □ = малин/ник/ ВЫВОД: У всех этих слов корень оканчивается на букву Н, суффикс начинается на букву Н. Поэтому в этих словах на границе корня и суффикса пишется две буквы Н. Объяснение соседу по парте будет способствовать лучшему усвоению этого материала. - Какой вывод сегодня сделали? - Каков ваш следующий шаг в изучении данной орфограммы? (Закрепление) 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (Стр. 131) Организовать самостоятельное выполнение типовых заданий на новый способ действий. И по результатам организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действий - Вы уверены в своих знаниях? Как в этом убедиться? (Провести самостоятельную работу) – РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ (СЛАЙД №6) С. 131-132. Упражнение 125. В данном упражнении дети уже смогут применить свои знания о суффиксах -н- и -енн- при написании слов с изучаемой орфограммой. Также здесь содержатся орфограммы «написание Ь после шипящих на конце существительных женского рода» и «безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением». Дети объясняют написание удвоенной буквы Н в прилагательных. Для этого они выделяют в них суффикс и корень: лимон/н/ые, сон/н/ые, апельсин/н/ые, пен/н/ые, лун/н/ые. Слово утр/енн/юю выделено особо, так как в нем содержится суффикс -енн-, в котором пишется две буквы Н. РЕЗЕРВ С. 132. Упражнение 126. В Обратном словаре дети читают слова, начиная от слова диванный до слова пустынный включительно. Особенность образования этих слов заключается в том, что суффикс -н- присоединяется к корню также с Н на конце. Дети объясняют написание удвоенной буквы Н и выполняют задания упражнения: 1 группа: диванный сменный чуланный туманный тюльпанный телефонный кочанный 2 группа: ценный пенный длинный былинный лунный струнный По ходу выполнения упражнения учитель при необходимости поясняет значения непонятных слов. - Что было сложным в работе? (Определить корень) - Что же делать, чтобы быть уверенным в себе? 8. Включение в систему знаний и повторение Организация повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА - Посмотрите на слова, которые вы выписали и выполните следующие задания. РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ: 1 группа: составить предложения с выписанными словами 2 группа: составить из этих слов несколько предложений, которые будут между собой связаны (5-7мин: 1-2 сочинения прослушиваются 9. Рефлексия учебной деятельности. Важно: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке и оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. - С какой новой орфограммой познакомились? (Написание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса). - Все ли одинаково овладели навыком правописания удвоенной согласной? - Что было труднее всего? - Какое домашнее задание вы бы хотели задать себе и своим одноклассникам для доработки возникших затруднений? - Наш урок вышел на финишную прямую. И в конце попробуйте высказаться одним предложением о том, что узнали, и того, как работали. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 1.Сегодня я узнал… 2.Было интересно… 3.Было трудно… 4.Я выполнял задания… 5.Я понял, что… 6.Теперь я могу… 7.Я приобрел… 8.Я научился… 9.У меня получилось… 10.Я смог… 11.Я попробую… 12.Мне захотелось… ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: упр. 124. Составить предложения или текст с этими словами.