Пятница, 20 Сен 2019, 10:32
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [280]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51512


Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Открытый урок (начальная школа)

Урок русского языка 3 класс "Написание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса"
Тема урока: Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова
Цель урока: познакомить со словами, в которых появляется удвоенная согласная буква на стыке корня и суффикса; научить выполнять четкий разбор слова по составу для сознательного воспроизведения удвоенной согласной на стыке; на примере словообразовательного анализа слов с основой на -Н и с суффиксом -НИК- дать понять учащимся, почему в них пишется удвоенная буква Н.
развивать в учащихся такие мыслительные операции как аналогия, логическое мышление, ассоциация, умение классифицировать и анализировать ситуацию; продолжить работу над развитием выразительной осознанной речи; воспитывать в детях чувство удовлетворения от собственной деятельности.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности
Цель: мотивировать учащихся посредством создания условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность
Рубрика «Это интересно».
Одному профессору на лекции о будущих космических путешествиях подали записку с вопросом: «Что должен взять с собой космонавт, готовясь к многолетнему полету на Венеру?»
Профессор ответил: «Прежде всего, школьную тетрадь с пятеркой по русскому языку».
- Вы поняли, почему? Видно у автора письма были проблемы с орфографией.
- Что же надо делать этому человеку? ( И ему, и нам надо изучать русский язык, узнавать новые орфограммы, …)
2) - Вы готовы? Вспомним, что изучали на прошлых уроках? (Части речи, их правописание)
2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.
Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; организовать самостоятельное выполнение пробного действия и фиксацию затруднения в выполнении пробного действия.
- С чего начнем?
- Предлагаю вашему вниманию слова. Прочтите их. Какой частью речи являются эти слова? Узнали?
чайный, лунный, шумный, ценный, ананасный, длинный (СЛАЙД №1)

- Надо разделить слова в две группы. Как вы думаете, по какому признаку можно это сделать? ( В первый столбик – слова с одной буквой –Н, а во второй – с двумя буквами –НН).
- Запишите их в два столбика.
чайный лунный
ананасный ценный
шумный длинный (СЛАЙД №1)
- Рассмотрите слова. Как вы думаете, почему слова первого столбика написаны с одной буквой –Н, а второго – с двумя –НН?
- Какое задание вы можете предложить для работы с этими словами?
( Разбор по составу ).
Комментирование с места во фронтальной работе и запись в тетрадь.
- Что нужно уметь хорошо делать для выполнения этого задания? (Находить в слове окончание, корень, приставку и суффикс), а для этого нужно уметь изменять слова, т,к, окончание – это изменяемая часть слова, подбирать однокоренные слова, чтобы выделить корень слова, выделять приставку и суффикс.
- Что мы повторили этим заданием? (Алгоритм разбора слова по составу)
1) Выделить окончание
2) Выдели корень
3) Выдели суффикс
4) Выдели приставку (СЛАЙД №2)
- В чем же испытали трудность? (В подборе родственных слов)
3. Выявление места и причины затруднения
Здесь нужно восстановить выполняемые операции, тем самым выявить и зафиксировать во внешней речи причины затруднения, которые возникли при выполнении задания, и это не дает нам возможность решить исходную задачу
- Где возникло затруднение? (В подборе однокоренных слов)
- О чем нужно помнить, подбирая … (о значении слова, происхождении)
- Значит, главная причина затруднения какова? (Мы не все знаем про правописание удвоенных согласных)
4. Построение проекта выхода из затруднения
На этом этапе ученики ставят цель проекта, уточняют и согласовывают тему, определяют средства (алгоритмы, опоры, справочники), формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
- Какую цель ставим перед собой? (Узнать, почему одни прилагательные пишутся с одной буквой –Н, а другие с двумя буквами –НН )
- Цель поставлена, какой способ выберем для ее выполнения? (Попробуем рассуждать…)
- Как же получилось, что в слове удвоенная согласная?
- Как думаете, это орфограмма? (Есть опасное место при письме)
- Как она может называться? (Мнения учеников)
ПОМОГАЮ: как называется место, где соединяются, сходятся 2 конца чего-нибудь? СТЫК! (СЛАЙД №3)
- Попробуйте сформулировать тему…
Написание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса
(СЛАЙД №4 )
Запись темы урока на доске.
- Сумеете ли сформулировать правило правописания удвоенной согласной на стыке…
Реализация построенного проекта
Здесь нужно организовать реализацию построенного проекта, фиксацию нового способа действия в речи, в знаках (с помощью эталона)
(СЛАЙД №5)- НОВЫЙ АЛГОРИТМ
- Как думаете, в русском языке только 3 таких слова? (Кто-то может уже сам подобрать такие слова…)
- К чему мы всегда обращаемся, когда работаем над словами? Что нам всегда помогает в трудных случаях правописания?
Словарики!
- Что же нужно хорошо уметь делать, чтобы не ошибиться в правописании удвоенных согласных на стыке корня и суффикса? (Части слова различать)
- Кто же попытается сформулировать общее правило о правописании удвоенной согласной? (Напоминаю эталон…) –Алгоритм 2
- Кто скажет, какие слова стали ключевыми сегодня при изучении новой темы?
корень
суффикс
Так появляется эталон.
6. Первичное закрепление.
Главное на этом этапе – проговаривание во внешней речи: фронтально, в парах.
С. 129-130. Упражнение 122. Цель этого упражнения - на примере словообразовательного анализа слов с основой на -Н и с суффиксом -НИК- дать понять учащимся, почему в них пишется удвоенная буква Н.
Из Обратного словаря (с. 170) ученики выписывают слова рябин/ник/ и осин/ник/, разбирают их по составу и показывают, как образовано одно из них. Например:
рябин/а рябин/; рябин/ + -ник- + □ = рябин/ник/.
Далее дети объясняют (возможно, с помощью учителя), что означают другие слова:
малинник - заросли малины; конник - всадник на коне; сторонник - человек на чьей-либо стороне; сонник - книга о значениях снов; обезьянник - место, где содержат обезьян. Из этих слов от основы женского рода образованы слова малинник, сторонник, обезьянник. Дети показывают образование этих слов. Например:
малин/а малин/; малин/ + -ник- + □ = малин/ник/
ВЫВОД: У всех этих слов корень оканчивается на букву Н, суффикс начинается на букву Н. Поэтому в этих словах на границе корня и суффикса пишется две буквы Н. Объяснение соседу по парте будет способствовать лучшему усвоению этого материала.
- Какой вывод сегодня сделали?
- Каков ваш следующий шаг в изучении данной орфограммы? (Закрепление)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (Стр. 131)
Организовать самостоятельное выполнение типовых заданий на новый способ действий. И по результатам организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действий
- Вы уверены в своих знаниях? Как в этом убедиться? (Провести самостоятельную работу) – РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ (СЛАЙД №6)
С. 131-132. Упражнение 125. В данном упражнении дети уже смогут применить свои знания о суффиксах -н- и -енн- при написании слов с изучаемой орфограммой. Также здесь содержатся орфограммы «написание Ь после шипящих на конце существительных женского рода» и «безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением».
Дети объясняют написание удвоенной буквы Н в прилагательных. Для этого они выделяют в них суффикс и корень: лимон/н/ые, сон/н/ые, апельсин/н/ые, пен/н/ые, лун/н/ые.
Слово утр/енн/юю выделено особо, так как в нем содержится суффикс -енн-, в котором пишется две буквы Н.
РЕЗЕРВ С. 132. Упражнение 126. В Обратном словаре дети читают слова, начиная от слова диванный до слова пустынный включительно. Особенность образования этих слов заключается в том, что суффикс -н- присоединяется к корню также с Н на конце. Дети объясняют написание удвоенной буквы Н и выполняют задания упражнения:
1 группа: диванный сменный чуланный туманный тюльпанный телефонный кочанный
2 группа: ценный пенный длинный былинный лунный струнный
По ходу выполнения упражнения учитель при необходимости поясняет значения непонятных слов.
- Что было сложным в работе? (Определить корень)
- Что же делать, чтобы быть уверенным в себе?
8. Включение в систему знаний и повторение
Организация повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
- Посмотрите на слова, которые вы выписали и выполните следующие задания.
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ:
1 группа: составить предложения с выписанными словами
2 группа: составить из этих слов несколько предложений, которые будут между собой связаны (5-7мин: 1-2 сочинения прослушиваются
9. Рефлексия учебной деятельности.
Важно: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке и оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
- С какой новой орфограммой познакомились? (Написание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса).
- Все ли одинаково овладели навыком правописания удвоенной согласной?
- Что было труднее всего?
- Какое домашнее задание вы бы хотели задать себе и своим одноклассникам для доработки возникших затруднений?
- Наш урок вышел на финишную прямую. И в конце попробуйте высказаться одним предложением о том, что узнали, и того, как работали. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1.Сегодня я узнал…
2.Было интересно…
3.Было трудно…
4.Я выполнял задания…
5.Я понял, что…
6.Теперь я могу…
7.Я приобрел…
8.Я научился…
9.У меня получилось…
10.Я смог…
11.Я попробую…
12.Мне захотелось…
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: упр. 124. Составить предложения или текст с этими словами.
Категория: Открытый урок (начальная школа) | Добавил: vadik11092 (30 Янв 2012)
Просмотров: 6955 | Теги: умений, формирование, орфографических, язык, русский, навыков | Рейтинг: 1.5/ 19 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
20 Сен 2019
10:32


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Сценарий Осеннего бала для старшеклассников "...
Рассказ танкиста
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Детство Л.Н. Толстого
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz