Суббота, 09 Ноя 2024, 04:24
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51642


Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Отрытые уроки

Русский язык 3 класс
Открытый урок
Русский язык 3 класс
Первая гимназия
Учитель начальных классов : Осадчая И.Г.
Тема: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Цель: организация проектной деятельности учащихся 3 класса
Умение работать командой
Способность привлечь, заинтересовать данной темой окружающих
Раскрытие индивидуальности уч-ся
Самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях
Приобретать знания в процессе самостоятельного выполнения определенных
Заданий с обязательной презентацией результатов

ХОД УРОКА:

1. Орг.момент
Эпиграф урока: «Учите, дети, русский к ряду
Учите с душой, с усердием, трудом.
Вас ждет великая преграда
И та награда в нем самом»
М.В. Ломоносов
-Обратите внимание на слово НАГРАДА
Как вы понимаете лексическое значение этого слова?
-смотри словарь Ожегова: Награда- для нас это: новые открытия, знание о языке и
частях речи, грамотное письмо,
навыки исследования, ораторские
умения…
-К какой части речи относится это слово?
Много загадок таит в себе эта самостоятельная часть речи.
Чтобы разгадать эти загадки, ребятами проделана немалая работа:- собирали материал, анализировали его, отбирали самое важное, интересное.
И сейчас мы с вами прослушаем результаты работы групп и расширим свои знания о падежах и склонениях имен существительных. Результаты работ оценивать будут наши эксперты, сами исследователи и учителя. Суммируя ваши баллы- сравним работу групп и наградим победителей.
11. В 1-ой четверти мы начали изучать тему «Имя существительное», пустились в путешествие по стране РЕЧЬ, многое помним еще с 1 и 2 класса, но решили узнать еще больше о падежах и склонениях имен существительных, о том чего нет в учебниках. Мы как разведчики искали и обрабатывали собранный материал. Вот что у нас вышло.
1 группа: Презентация группы (состав, кто что делал, кто выбран выступающим, оформление- картинки).
-«Для чего нужны падежи?»
Для чего языку нужен падеж?Если бы в русском языке вдруг исчезли все падежные окончания,мы не сумели бы понять ни одного предложения.Например, в предлжении «Волк испугал Петю», существительное ПЕТЯ стоит в винительном, а существительное волк- в именительном падеже.А теперь попробуем в том же самом предложении поставить существительное Петя в форму именительного,а существительное волк- в форму винительного падежа:получившееся предложение «Петя испугал волка»,описывает другую ситуацию,противоположную первой.Падеж указывает на те роли,которые Петя и волк играют в ситуации.

Каждому глаголу соответствует определенный набор падежей,причем каждому из падежей соответствует определенный участник ситуации.например: ситуация,соответствующая глаголу стоять,предполагает лишь одного участника.который выражается существительным в именительном падеже «КТО стоит»,ситуация,обозначаемая глаголом резать-двух,выражаемых существительными в именительном и винительном падежах «КТО режет ЧТО».а ситуация,обозначаемая глаголом давать-трех,выражаемых существительными в именительном,дательном и винительном падежах «КТО дает КОМУ ЧТО».некоторые природные процессы и явления вообще не имеют участников (светает,холодает)
Употребляя слово в начальной форме,то есть в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже,мы только называем предметы,лица,события.явления природы,окружающий нас растительный мир.Называя их ,мы только даем им имя,но в каких отношенииях они находятся друг с другом,нам не ясно.И лишь с помощью различных падежных форм,связывающих слова друг с другом,мы устанавливаем их взаимозависимость.
Например:Возьмем слова буря,небо,вихри. Обозначающие явления природы.Простое их перечисление не даст нам представления о том,как они связаны между собой,в каких логических отношениях находятся,и только в осмысленных предложениях такая связь осуществляется,реализуясь в определенных грамматических формах.например: Началась буря.Небо покрылось мглою. Летят снежные вихри. Пушкин выразил это стихами:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
+ итак,каждое слово имеет систему своих окончаний по средством которых и образуется речевая цепь.Каждое существительное, выступая в этой речевой цепи в качестве его звена,обязательно принимает форму того или иного падежа.
Следовательно, падежи,устанавливая связь одних слов с другими,отражают тем самым существующие в реальном времени связи и отношения.
Вопрос экспертов – Что выражает падеж имени существительного?
2 группа: Тема: «Падежи. Почему в русском языке именно 6 падежей?»
Богатство и своеобразие русского языка проявляется ,например, в наличии падежных изменений существительного.В английском языке таких изменений нет,Может быть, именно поэтому русский язык причисляют к самым сложным для изучения наряду с китайским.
А почему падеж так странно называется?Это что,от слова «падать».но куда и зачем падает слово?
Слово падеж произошло от латинского kasus (случай)
Ну а почему же «падеж»? Это название тоже не случайно.У корня пад –есть не только значение «опускаться книзу»,которое нам хорошо знакомо по слову «падать». Что означает выражение «иногда выпадала свободная минута»? А в украинском языке-самом близком родственнике русского-слово выпадок означает «случай».Так ,что русское слово «падеж» имеет тот же смысл ,что и латинское казус –это то значение существительного,которое появляется, «случается» в речи.
Еще греческие ученые заметили,что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную,то есть форму,которая отклоняется от прямой. Отсюда и произошел термин « склонение»,то есть изменение существительного по падежам.Название русских падежей(кроме творительного и предложного) происходят от дословного перевода латинских падежей.

Именительный падеж –«имя» предмета_начальная форма наименования предмета. Это падеж главного члена предложения.

Родительный-означает «полученный с рождения».При имени существительном часто стоит лицо,которое является родителем,создателем,владельцем (сын Ивана,дом отца, платье сестры)

Дательный –от слова «дать»,назвать того,кому что-то дают.

Винительный - назван так потому,что объект действия,обозначенный существительным,является причиной,вызывающей само действие (читать книгу,шить платье, делать зарядку) Шанский доказал,что падежу дано название по слову вина.

Творительный -связан с глаголом «творить»,обозначает орудие действия (резать ножом,рисовать карандашом)

Предложный падеж назван так великим русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым,так как без предлога не употребляется.

Вопрос экспертов – Самые употребительные падежи это –именительный, винительный, родительный, а при письме в окончаниях каких падежей может быть допущена ошибка?
Сценка по стихотворению
3 группа: «Дополнительные падежи»

Как вы думаете,сколько падежей в русском языке? В школьном учебнике говорится о шести падежах:
1.именительный
2.родительный
3.дательный
4.винительный
5.творительный
6.предложный
Однако,это лишь основные,наиболее применяемые падежи.существует еще 7 дополнительных падежей!
-количественно-отделительный
-лишительный
-ждательный
-местный
-звательный
-превратительный
-счетный
Так почему же мы о них ничего не знаем?Потому что они используются гораздо реже,часто в устной речи.Особую форму в этих падежах имеют не все слова,а лишь некоторые.И эти дополнительные падежи не сразу отличишь от основных.
Падеж-это грамматическая форма,показывающая связь существительного с другими словами.
- например-«вам предложить чашку чаю?».Окончание «ю» попадает под дательный падеж,а отвечает на вопрос родительного(Кого?Чего?)-это и есть количественно-отделительный падеж.Примеры:налить соку,прибавить ходу.
-лишительный падеж используется вместе с отрицанием глагола: не водить машину, не пить водку, ни шагу назад.То есть существительное отвечает на вопрос родительного падежа (Кого?Чего?) ,а имеет окончание винительного.
-ждательный падеж-сложный падеж. Ждать (Кого?Чего?)-вроде бы мы должны использовать родительный падеж,но мы используем форму винительного падежа: ждать письмо,мы ждем маму.
-местный падеж_самый понятный из всех дополнительных падежей,мы его постоянно используем,заменить другими словами эти формы нельзя.Это одна из форм предложного падежа,отвечает на вопрос(Ком?Чем?),в (Ком?Чем?).например: раз в году,гулять в лесу,выходные на носу.
-звательный-используется при обращении к объекту:Вась,Коль,Петь,пап,мам,Господи,Боже.
-превратительный падеж используется во фразах вроде:пошел в космонавты, баллотировался в президенты(отвечает на вопросы винительного падежа(Кого?Что?), а совпадает с формой именительного падежа множественного числа.
-счетный падеж возникает при использовании некоторых существительных с числительными-в течении часа,три часа.
Конечно,без знания основных падежей никак не обойтись,ну а без знания дополнительных падежей обойтись можно,вот и не упоминаются они в школьном учебнике.но лучше все же отличать их,ведь у каждого из них свой особый оттенок,который нужно уметь улавливать,чтобы по-настоящему наслаждаться русской речью.точно так же,как для наслаждения живописью нужно уметь отличать не только основные тона,но и тоньчайшие оттенки цвета.
Вопрос экспертов: Почему не изучают в школе дополнительные падежи?
4 группа: Тема: Дополнительные склонения. Несклоняемые имена существительных»
В русском языке 3 склонения,но это не точно,а приблизительно.На самом деле у каждого склонения есть пол дюжины разновидностей-а из каждого правила,конечно же,есть исключения.
Склонений в русском языке на самом деле не 3, а 5.
Попробуйте склонять любое существительное на « мя»: время,знамя,пламя, племя,стремя. Окончания ни с одним склонением не совпадают.
Либо же слово «путь».вы увидите,что их окончаний в указанной таблице нет.
В русском языке существует довольно большое количество существительных,которые не присоединяют никаких окончаний.в любом контексте сохраняя одну и ту же форму.например:
Все эти слова являются заимствованными,а заимствования ведут часто себя необычно.Чаще всего эти слова называют неизменяемыми,т.е. считается.что у таких слов вообще нет падежных форм.
Несклоняемые иностранные слова,которые «прижились» в русском языке,например:турне, тире, трико,безе,табу.
Фамилии,обозначающие лицо женского пола:Маргарита Алигер.
Имена:Кармен,Элен.
Собственные и нарицательные имена :Бардо,Тбилиси,Баку,Алматы.
А также можно привести пример фамилий русских и украинских-Седых,Рябых,Франко,Коваленко,Шевченко.
А терерь послушайте предложение « В классе на окне висят жалюзи» на французском языке.«Эжале а’фенэтрэ пэндрэви жалюзи».Хочу обратить внимание на данное слово. Вы заметили?что это слово,во-первых не склоняется,а во-вторых-принято в наш язык со своим ударением.
Видите,как интересно и как много мы можем узнать о русском языке.Удивительно и увлекательно изучать русский язык!
Вопрос экспертов:- А знали ли вы раньше какие-нибудь несклоняемые имена существительные? Что дала тебе тема о несклоняемых именах существительных?
111. Итог соревнования групп.
1V. Тест по уровням. Самопроверка. Ключ ответов на доску.

Ф.И.__________________________________________________________
Тест.
1 уровень.

1.просклонять имя существительное-это значит:
А, Изменить слово по падежам.
Б.Изменить слово по числам.
В.выделить корень.
2.Сколько основных падежей в русском языке?
А.-пять.
Б.-три
В.-шесть.
3.сколько основных склонений в русском языке?
А.Одно
Б.Два
В.Три.
4.напиши название любого дополнительного падежа
___________________________________________________________________
5.Запиши 3 слова,которые не изменяются по падежам
___________________________________________________________________
6.Определи падежи имен существительных в предложении:

Солнце закрыло облако.

Ф.И._____________________________________________________________
ТЕСТ.
2 уровень.

1.Какой падеж не имеет предлогов?
__________________________________________________________________

2. Приведи пример звательного падежа:
А.О.Господи!
Б.Петя шел с Колей.
В.Маша,иди домой!

3.Склонение связано.
А.окончанием
Б.приставкой
В.корнем

4.отметь падежные вопросы.
А.откуда?
Б.Кому?
В.Где?

5.Можно ли определить падежи,не ставя вопроса?
А.Да
Б.нет.

6.Определи падежи имен существительных в предложении.

Автомобиль остановил шофер.
Категория: Отрытые уроки | Добавил: vadik11092 (12 Фев 2012)
Просмотров: 2328 | Теги: язык, класс, Русский | Рейтинг: 1.0/ 9 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
09 Ноя 2024
04:24


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz