Открытый урок Русский язык 3 класс Первая гимназия Учитель начальных классов : Осадчая И.Г. Тема: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Цель: организация проектной деятельности учащихся 3 класса Умение работать командой Способность привлечь, заинтересовать данной темой окружающих Раскрытие индивидуальности уч-ся Самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях Приобретать знания в процессе самостоятельного выполнения определенных Заданий с обязательной презентацией результатов
ХОД УРОКА:
1. Орг.момент Эпиграф урока: «Учите, дети, русский к ряду Учите с душой, с усердием, трудом. Вас ждет великая преграда И та награда в нем самом» М.В. Ломоносов -Обратите внимание на слово НАГРАДА Как вы понимаете лексическое значение этого слова? -смотри словарь Ожегова: Награда- для нас это: новые открытия, знание о языке и частях речи, грамотное письмо, навыки исследования, ораторские умения… -К какой части речи относится это слово? Много загадок таит в себе эта самостоятельная часть речи. Чтобы разгадать эти загадки, ребятами проделана немалая работа:- собирали материал, анализировали его, отбирали самое важное, интересное. И сейчас мы с вами прослушаем результаты работы групп и расширим свои знания о падежах и склонениях имен существительных. Результаты работ оценивать будут наши эксперты, сами исследователи и учителя. Суммируя ваши баллы- сравним работу групп и наградим победителей. 11. В 1-ой четверти мы начали изучать тему «Имя существительное», пустились в путешествие по стране РЕЧЬ, многое помним еще с 1 и 2 класса, но решили узнать еще больше о падежах и склонениях имен существительных, о том чего нет в учебниках. Мы как разведчики искали и обрабатывали собранный материал. Вот что у нас вышло. 1 группа: Презентация группы (состав, кто что делал, кто выбран выступающим, оформление- картинки). -«Для чего нужны падежи?» Для чего языку нужен падеж?Если бы в русском языке вдруг исчезли все падежные окончания,мы не сумели бы понять ни одного предложения.Например, в предлжении «Волк испугал Петю», существительное ПЕТЯ стоит в винительном, а существительное волк- в именительном падеже.А теперь попробуем в том же самом предложении поставить существительное Петя в форму именительного,а существительное волк- в форму винительного падежа:получившееся предложение «Петя испугал волка»,описывает другую ситуацию,противоположную первой.Падеж указывает на те роли,которые Петя и волк играют в ситуации.
Каждому глаголу соответствует определенный набор падежей,причем каждому из падежей соответствует определенный участник ситуации.например: ситуация,соответствующая глаголу стоять,предполагает лишь одного участника.который выражается существительным в именительном падеже «КТО стоит»,ситуация,обозначаемая глаголом резать-двух,выражаемых существительными в именительном и винительном падежах «КТО режет ЧТО».а ситуация,обозначаемая глаголом давать-трех,выражаемых существительными в именительном,дательном и винительном падежах «КТО дает КОМУ ЧТО».некоторые природные процессы и явления вообще не имеют участников (светает,холодает) Употребляя слово в начальной форме,то есть в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже,мы только называем предметы,лица,события.явления природы,окружающий нас растительный мир.Называя их ,мы только даем им имя,но в каких отношенииях они находятся друг с другом,нам не ясно.И лишь с помощью различных падежных форм,связывающих слова друг с другом,мы устанавливаем их взаимозависимость. Например:Возьмем слова буря,небо,вихри. Обозначающие явления природы.Простое их перечисление не даст нам представления о том,как они связаны между собой,в каких логических отношениях находятся,и только в осмысленных предложениях такая связь осуществляется,реализуясь в определенных грамматических формах.например: Началась буря.Небо покрылось мглою. Летят снежные вихри. Пушкин выразил это стихами: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя… + итак,каждое слово имеет систему своих окончаний по средством которых и образуется речевая цепь.Каждое существительное, выступая в этой речевой цепи в качестве его звена,обязательно принимает форму того или иного падежа. Следовательно, падежи,устанавливая связь одних слов с другими,отражают тем самым существующие в реальном времени связи и отношения. Вопрос экспертов – Что выражает падеж имени существительного? 2 группа: Тема: «Падежи. Почему в русском языке именно 6 падежей?» Богатство и своеобразие русского языка проявляется ,например, в наличии падежных изменений существительного.В английском языке таких изменений нет,Может быть, именно поэтому русский язык причисляют к самым сложным для изучения наряду с китайским. А почему падеж так странно называется?Это что,от слова «падать».но куда и зачем падает слово? Слово падеж произошло от латинского kasus (случай) Ну а почему же «падеж»? Это название тоже не случайно.У корня пад –есть не только значение «опускаться книзу»,которое нам хорошо знакомо по слову «падать». Что означает выражение «иногда выпадала свободная минута»? А в украинском языке-самом близком родственнике русского-слово выпадок означает «случай».Так ,что русское слово «падеж» имеет тот же смысл ,что и латинское казус –это то значение существительного,которое появляется, «случается» в речи. Еще греческие ученые заметили,что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную,то есть форму,которая отклоняется от прямой. Отсюда и произошел термин « склонение»,то есть изменение существительного по падежам.Название русских падежей(кроме творительного и предложного) происходят от дословного перевода латинских падежей.
Именительный падеж –«имя» предмета_начальная форма наименования предмета. Это падеж главного члена предложения.
Родительный-означает «полученный с рождения».При имени существительном часто стоит лицо,которое является родителем,создателем,владельцем (сын Ивана,дом отца, платье сестры)
Дательный –от слова «дать»,назвать того,кому что-то дают.
Винительный - назван так потому,что объект действия,обозначенный существительным,является причиной,вызывающей само действие (читать книгу,шить платье, делать зарядку) Шанский доказал,что падежу дано название по слову вина.
Творительный -связан с глаголом «творить»,обозначает орудие действия (резать ножом,рисовать карандашом)
Предложный падеж назван так великим русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым,так как без предлога не употребляется.
Вопрос экспертов – Самые употребительные падежи это –именительный, винительный, родительный, а при письме в окончаниях каких падежей может быть допущена ошибка? Сценка по стихотворению 3 группа: «Дополнительные падежи»
Как вы думаете,сколько падежей в русском языке? В школьном учебнике говорится о шести падежах: 1.именительный 2.родительный 3.дательный 4.винительный 5.творительный 6.предложный Однако,это лишь основные,наиболее применяемые падежи.существует еще 7 дополнительных падежей! -количественно-отделительный -лишительный -ждательный -местный -звательный -превратительный -счетный Так почему же мы о них ничего не знаем?Потому что они используются гораздо реже,часто в устной речи.Особую форму в этих падежах имеют не все слова,а лишь некоторые.И эти дополнительные падежи не сразу отличишь от основных. Падеж-это грамматическая форма,показывающая связь существительного с другими словами. - например-«вам предложить чашку чаю?».Окончание «ю» попадает под дательный падеж,а отвечает на вопрос родительного(Кого?Чего?)-это и есть количественно-отделительный падеж.Примеры:налить соку,прибавить ходу. -лишительный падеж используется вместе с отрицанием глагола: не водить машину, не пить водку, ни шагу назад.То есть существительное отвечает на вопрос родительного падежа (Кого?Чего?) ,а имеет окончание винительного. -ждательный падеж-сложный падеж. Ждать (Кого?Чего?)-вроде бы мы должны использовать родительный падеж,но мы используем форму винительного падежа: ждать письмо,мы ждем маму. -местный падеж_самый понятный из всех дополнительных падежей,мы его постоянно используем,заменить другими словами эти формы нельзя.Это одна из форм предложного падежа,отвечает на вопрос(Ком?Чем?),в (Ком?Чем?).например: раз в году,гулять в лесу,выходные на носу. -звательный-используется при обращении к объекту:Вась,Коль,Петь,пап,мам,Господи,Боже. -превратительный падеж используется во фразах вроде:пошел в космонавты, баллотировался в президенты(отвечает на вопросы винительного падежа(Кого?Что?), а совпадает с формой именительного падежа множественного числа. -счетный падеж возникает при использовании некоторых существительных с числительными-в течении часа,три часа. Конечно,без знания основных падежей никак не обойтись,ну а без знания дополнительных падежей обойтись можно,вот и не упоминаются они в школьном учебнике.но лучше все же отличать их,ведь у каждого из них свой особый оттенок,который нужно уметь улавливать,чтобы по-настоящему наслаждаться русской речью.точно так же,как для наслаждения живописью нужно уметь отличать не только основные тона,но и тоньчайшие оттенки цвета. Вопрос экспертов: Почему не изучают в школе дополнительные падежи? 4 группа: Тема: Дополнительные склонения. Несклоняемые имена существительных» В русском языке 3 склонения,но это не точно,а приблизительно.На самом деле у каждого склонения есть пол дюжины разновидностей-а из каждого правила,конечно же,есть исключения. Склонений в русском языке на самом деле не 3, а 5. Попробуйте склонять любое существительное на « мя»: время,знамя,пламя, племя,стремя. Окончания ни с одним склонением не совпадают. Либо же слово «путь».вы увидите,что их окончаний в указанной таблице нет. В русском языке существует довольно большое количество существительных,которые не присоединяют никаких окончаний.в любом контексте сохраняя одну и ту же форму.например: Все эти слова являются заимствованными,а заимствования ведут часто себя необычно.Чаще всего эти слова называют неизменяемыми,т.е. считается.что у таких слов вообще нет падежных форм. Несклоняемые иностранные слова,которые «прижились» в русском языке,например:турне, тире, трико,безе,табу. Фамилии,обозначающие лицо женского пола:Маргарита Алигер. Имена:Кармен,Элен. Собственные и нарицательные имена :Бардо,Тбилиси,Баку,Алматы. А также можно привести пример фамилий русских и украинских-Седых,Рябых,Франко,Коваленко,Шевченко. А терерь послушайте предложение « В классе на окне висят жалюзи» на французском языке.«Эжале а’фенэтрэ пэндрэви жалюзи».Хочу обратить внимание на данное слово. Вы заметили?что это слово,во-первых не склоняется,а во-вторых-принято в наш язык со своим ударением. Видите,как интересно и как много мы можем узнать о русском языке.Удивительно и увлекательно изучать русский язык! Вопрос экспертов:- А знали ли вы раньше какие-нибудь несклоняемые имена существительные? Что дала тебе тема о несклоняемых именах существительных? 111. Итог соревнования групп. 1V. Тест по уровням. Самопроверка. Ключ ответов на доску.
1.просклонять имя существительное-это значит: А, Изменить слово по падежам. Б.Изменить слово по числам. В.выделить корень. 2.Сколько основных падежей в русском языке? А.-пять. Б.-три В.-шесть. 3.сколько основных склонений в русском языке? А.Одно Б.Два В.Три. 4.напиши название любого дополнительного падежа ___________________________________________________________________ 5.Запиши 3 слова,которые не изменяются по падежам ___________________________________________________________________ 6.Определи падежи имен существительных в предложении: