Тема: Окончание. Учитель: Петрова Елена Николаевна Цель: ознакомить с понятием «состав» слова, окончанием, его ролью в слове развивать орфографическую зоркость, Оборудование: таблица по теме урока Ход урока 1.Оргмомент а) психологический настрой б) готовность к уроку 2. Чистописание. Письмо букв Я,М, Е ( воздушное письмо) 3. Словарная работа. Вода, гора, река, лиса, сова, оса. ( расставь знаки ударения. подбери проверочные слова) 4. Сообщение темы урока А) Знакомство со словом «Состав» слова. «Слово делится на части»,- говорили в школе Насте. Так давайте поскорей строить слово из частей! чтоб построить нам слова, Части слова знать пора! Первым делом окончание найдем, его в рамочку возьмем. Корень слова мы найдем, и тогда однокоренные поберем слова. Где приставка, мы вам скажем, в слове суффикс всем покажем. вот и знаем слова части. Ах, какое это счастье! Так давайте веселей строить слово из частей! ( Л.Шалданова) - На какие части делится слово? Б) Знакомство с окончанием. Запись: дом трава дома травы дому траву домой травой в доме о траве - Что изменилось в словах? - Где находится изменившаяся часть? Вывод: Это окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Обозначается вот так: В) Чтение правила на стр. 95
5.Физминутка.
6. Закрепление темы. А) выборочное письмо: упр. 255 стр. 95 Б) Самостоятельная работа: измени окончание в словах. В нашем ( село) семь озёр. Улицы (село) длинные, прямые. К (село) ведут широкие дороги. За (село) раскинулась степь. В) Проверка работ. - Изменился ли смысл слова, когда изменяли окончание? Почему необходимо было изменять окончание в слове « село»? - Значит, для чего служит окончание?
7.Дифференцированная работа. 1 уровень : выделить в словах окончание. Солнышко, гроза, бегу, ребятишки, морковка, тучи, серые , зимой. 2 уровень:дописать окончание в словах. Жил старик со своею старух… у самого синего мор… . Пошёл старик к синему мор… . Почернело син… мор… . ( А. Пушкин)
8.Д/з: упр.259 стр. 96, правило на стр.95, 96
9. Итог урока - Что нового узнали?
ГУ «Аулиекольская школа-гимназия имени С.Баймагамбетова отдела образования Аулиекольского района» Урок русского языка Класс: 2 Тема: Приставки и их правописание. Учитель: Петрова Елена Николаевна Цель: закрепить знания о приставке как значимой части слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов; организовать наблюдение над этой частью слова и научить выделять её из состава слова; развивать орфографическую зоркость, воспитывать интерес к русскому языку, умение работать самостоятельно
Ход урока 1. Организация класса. Запись числа. 2. Повторение о составе слова. - Из каких частей состоит слово? - Как называется эта часть? ( графические знаки частей слов) - как называется часть слова, которая стоит перед корнем? 3. Тема урока. - Правильно. А) «Приставка как часть слова». - Что мы знаем о составе слова? Из каких кирпичиков состоят слова? - Что такое окончание? - Может ли слово быть без окончания? Например. - Что такое корень? - Может ли быть слово без корня? Так, задача нашего урока - узнать, что такое приставка и какова ее роль в слове. Б) На доске запись: Море – приморский - Выделим окончание в слове приморский. - От какого слова образовано слово приморский? Значит, корень –мор – - Что обозначает это слово? - Какая часть слова дала значение «находящийся рядом, около»? - Вот эта часть слова дала слову море новое значение. Эта часть слова называется приставка. Она дает словам новое значение и обозначается так . В) Сам-но: выделить приставку. Придорожный Пришкольный Прибрежный Г) ВЫВОД: Приставка – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов, она обозначается так. Д) Чтение правила на стр. 112 4. Закрепление темы. - Давайте оживим состав слова. - В русском языке очень много приставок, посмотрите, о каждой приставке мы будем говорить на отдельном уроке, определять какое значение они имеют. А) Работа в парах. (карточки) Вставьте нужную приставку. …….бежал за угол, …….бежал из дома, …….бежал первым, …….бежал через дорогу, ……бежал от края. - Проверим, докажем. - Так как надо найти приставку. Б) АЛГОРИТМ НАХОЖДЕНИЯ ПРИСТАВКИ 1. Подбери однокоренное слово. 2. Укажи корень 3. Отметь часть слова перед корнем, которой слова различаются. Это приставка. 4. Назови приставку. 5. Физминутка. 6. Письмо под диктовку. Выделить в словах приставку. Раннее осеннее утро. Мы входим в лес. Кругом тишина. Подходим к сосне. Переходим через овраг. Там избушка. Обходим её – и снова в лес. 7. Да–нет - ка” (Ученики приседают, если согласны с утверждением; наклоняются вправо-влево, если не согласны) 1. Окончание служит для образования новых слов (нет) 2. В слове “погодка” нет приставки (да) 3. В слове “низкий” нет корня (нет) 4. Приставка служит для связи слов в предложении (нет) 5. В слове “кустик” нулевое окончание (да) 6. В слове “заботливый” приставка за- (нет) 7. Корень – общая часть родственных слов (да) 8. Повторение изученного о составе слова. Тест 1. Корень – это 1) Часть слова 2) Общая часть родственных слов 3) Часть речи. 2. Окончание – это 1) Неизменяемая часть слова 2) Изменяемая часть слова 3) Изменяемая часть речи 3. Приставка пишется 1) После корня 2) Перед корнем 3) После окончания. - Проверим. У кого какой числовой ответ? Правильный ответ 222. - Молодцы! - Что нового вы узнали сегодня на уроке? 9.Д/з: упр. 303 стр. 112, правило на стр.112 10.Рефлексия. Цветом полоски вырази свое настроение после пройденного урока и прикрепи полоску на доску.
ГУ «Аулиекольская школа-гимназия имени С.Баймагамбетова отдела образования Аулиекольского района» Урок русского языка Класс: 2 Тема: Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением. Учитель: Петрова Елена Николаевна
Цель: усвоить особенности проверочных и проверяемых слов, владеть способами проверки; развивать умение распознавать безударные гласные в корне слова; формировать интерес к поэтическому слову. Ход урока. 1. Оргмомент. Чтение стихотворения С. Острового «Первородство» ( в сокращении)
К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны… И когда я слышу: «Извини меня!» - Это значит: « Исключи меня из вины!» У слова есть корни . И есть родня. Оно не подкидыш под серым кустом. Когда я слышу: «Защити меня!»- Это значит: « Укрой меня за щитом!» Вслушайтесь! Вникни! Не позабудь! У слова есть норов: Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть - Слово тебе сотворит добро. - О чем говорит поэт в этом стихотворении? Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями и впечатлениями. - Про какие корни и родню говорится в нем? - Сегодня мы будем говорить о родственных словах, находить в них корень.
2. Повторение об однокоренных словах. Самостоятельная работа: из каждой строчки выписать однокоренные слова, обозначить ударение. Жалко, жалеть, жалить. Гора, гореть, горный. Водитель, вода, подводник.
3. Изучение нового материала. - Сегодня на уроке мы будем работать над правописанием слов с безударной гласной в корне слова. А) Ученик читает отрывок стихотворения А. Пушкина «Унылая пора!» - Что очаровало автора? ( прощальная краса, пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса) - Что обозначает слово багрец? ( красный) - Назвать слова с безударной гласной в корне. ( пора ,краса, увяданье, леса, небеса, волнистою, зимы) Б) Устно: подобрать к ним проверочное слово. ( учитель на доску выставляет карточки с гласными А, О,И, Е,Я) В) Знакомство с правилом.
4. Минутка чистописания. Давайте эти гласные свяжем одной веревочкой и запомним, что эти гласные надо проверять. Прописывают эти гласные в овале.
5.Дифференцированная работа. 1 уровень: Списать, в скобках написать проверочное слово. М…лчать, м…сной, охр…нять, уд…влять, гр…знуля, пл…сать. 2 уровень: списать предложения, в скобках написать проверочное слово. Хор…шо в л…су в полдень. З…леные ёлочки выг…бают к…лючие ветки. Кр…суется белая берёзка с душистыми л…сточками. Др…жит серая осина. ( по К.Ушинскому) 3 уровень: Спиши, исправив ошибки. Шмел прилител неуклюжый, толстый, махнатый, как мидветь. Забосил, заварочялся, весь впылце измазался. ( по Н. Сладкову)
6. Проверка работ учащихся.
7. Д/з: упр. Упр. 283 стр. 105
8. Итог урока. -Какую работу выполняли на уроке? - Как проверить безударную гласную в корне слова? -Покажи с помощью рисунка свое настроение. ( солнце-хорошее настроение, туча – плохое настроение)
ГУ «Аулиекольская школа-гимназия имени С.Баймагамбетова отдела образования Аулиекольского района» Урок русского языка Класс: 2 Тема: Состав слова ( обобщение) Учитель: Петрова Елена Николаевна Цель: проверить сформированность понятий: состав слова, окончание, приставка, суффикс, разбирать слова по составу; образовывать новые слова; Развивать умение работать самостоятельно Ход урока. 1. Оргмомент. - Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной. Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Я этому радуюсь. Мое внимание растет. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Работаю.
2. Сообщение темы. Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний, в страну Морфемику. Эта страна интересна тем, что состоит она из островов. Каких? Ответьте! ( на доске рисунок с графическим обозначением корня, окончания, суффикса, приставки) Урок проходит в форме игры «Счастливый случай» Деление учащихся на 3 команды: 1 команда – «Приставка», 2 команда – «Суффикс», 3 команда- «Окончание». За каждый правильный ответ команда получает жетон.
4. Обобщение по теме. 1-ый гейм: «Найдите друзей». Образовать от данных слов однокоренные слова. Записать их в тетрадь. 1 команда: - радость 2 команда: - учеба 3 команда: - лень
2-й гейм: «Самый умный» Записать как можно больше слов за 1 минуту. ( рисунок ромашки- на лепестках записаны части слов – приставки, суффиксы, а в центре нее – слова : ключ, дед, ход, воз, зверь, рыба, солнце.) - Что общего и чем различаются приставка и суффикс?
3-й гейм: «Будь зорким!» Зрительный диктант. Вставить подходящее по смыслу слово. Жили-были серый …. ( еж) И его ….. (ежиха). Серый …(еж) был очень тих И …. ( ежиха) тоже. И у них был малышок Очень тихий …. ( ежик) -Найдите однокоренные слова.
4-й гейм: «Будь собранным!» Составить из частей слово и разобрать по составу. 1 команда: и, ник, под, снеж 2 команда: а, к, по, сад 3 команда: а, ушк, корм
5-й гейм: «Это мы все проходили». Игра « Грамматическое домино! ( Учитель читает вопрос, команды на своих карточках ищут на него ответ. Кто быстрее найдет и прочитает, получает жетон) А) Что вы знаете о родственных словах? Б) Какая часть слова бывает во всех словах? В) Что называется корнем? Г) Что такое окончание? Д) Что такое приставка? Е) Что такое суффикс?
5. Итог урока. В каждой команде подсчитываются жетоны. Награждение победителей. Команде, занявшей 1 место, класс хором говорит «Молодцы!», 2 место- «Так держать!» 3 место: « Не вешать нос!»