Тема: Части речи. Обобщение. Цель: 1..Суммировать знания о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог). 2.Развивать речь учащихся. 3.Учить обобщать, доказывать, обосновывать свои ответы 4.Воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: -плакаты, схемы-опоры о частях речи. -картины: И.И.Левитан « Весна. Большая вода », А.К.Саврасов « Грачи прилетели », -музыка из цикла «Времена года - Апрель» П.И.Чайковского.
Ход урока:
1.Организационный момент. 2. Повторение. Введение в тему урока. -Тему сегодняшнего урока вы узнаете из моих подсказок: Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. (Имя существительное)
Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь. (Имя прилагательное)
Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду- Все в действие придет: Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растет. (Глагол)
И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: «Что значит по? Что значит за? И за и по -…(предлоги)».
-Сегодня мы с этими частями речи совершим путешествие. А куда, догадайтесь сами: Пришла, улыбнулась- Утихли метели. Позванивать стал Колокольчик капели. Река пробудилась, Растаяли льды. Наряд белоснежный Надели сады. Взревев, за работу Взялись трактора. А птицы пропели: «Вить гнезда пора!» -Итак, это…весна.
3.Минутка чистописания. -Откройте тетради. Запишите число. -Какое слово написано на доске? Охарактеризуйте буквы в этом слове. Какие звуки они обозначают? В е с н а
4.Словарная работа. -Слова спокойно жили в книжке, Но книжку вдруг прогрызли мышки. От слов кусочки откусили, Из книжки в норку утащили.
-В продолжении урока нам встретятся слова. (слова выставлены на доске) в . сна , р . ка , со . нце , выш . на , жав . ронок
5.Графический диктант. -Запишите в тетради только пропущенные буквы. -Проверим. Докажите проверочным словом. ( е , е , л , и , о )
6.Работа над текстом. (звучит музыка П.И.Чайковского). -Послушайте стихотворение Е.А.Баратынского(1800-1844) «Весна» Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон, Своей лазурию живой Слепит мне очи он.
Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед.
Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жаворонок поет Заздравный гимн весне… -О каком времени года говорится в стихотворении? -Подробнее познакомимся с признаками весны.
- Прочитайте первое четверостишие. ( у каждого на парте лежит листочек с первым четверостишием). Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон. Своей лазурию живой Слепит мне очи он. -Какую картину вы представили? (небо - чистое, лазурное, ясное; солнце - яркое, ослепительное)
а) Работа по картине. -Посмотрите на картину и скажите, подходят ли названные признаки к ней? -Вслушайтесь в красоту звучания слов. Какие образные слова и выражения привлекли ваше внимание? б) Игра « Узнай и найди по описанию». ( на доске выставлены слова и их значения) 1. небосклон - светло-синий цвет, синева. 2. лазурь - мешает видеть, смотреть. 3. слепит - глаза. 4. очи - часть неба над горизонтом.
-Найдите в этом отрывке имена существительные. Что вы знаете об этой части речи? ( Памятка-опора дана в виде солнышка с лучиками).
в) Задания по группам: 1- Определите род, число имен существительных. 2-Среди данных слов найдите лишнее. Весна, воздух, очи, он (он - местоимение 3 лица). 3-Сделайте звуко-буквенный разбор слова весна. Дополнительное задание: Подберите синоним к слову очи.
Физминутка « Цветок»
-Прочитайте 2 четверостишие. На торжествующем хр . бте Шумят ручьи! Бл . стят ручьи! Поднятый ею ле . . Взревев, р . ка н . сет.
а) - Что вы заметили? Восстановите порядок строчек. -Как называется это явление? (ледоход). -Что происходит со льдом? ( трескается, ломается, разрушается, набегают, погружаются). -К какой части речи относятся эти слова? (глаголы). -Что вы знаете об этой части речи? (памятка-опора о глаголе) б) - Прочитайте выразительно стихотворение. (Работа с сигнальными карточками). -Покажите пропущенные буквы. Назовите проверочные слова. -Какие встретились непонятные слова? Хребет-позвоночник, спина; горная цепь. Торжествующий – чувство радости, удовлетворения. -Какие глаголы встретились в четверостишии? Шумят, блестят, несет
Индивидуальные задания по группам: 1-Образуйте от этих глаголов другие части речи. Подумайте, как можно их назвать? (однокоренные)- 2-Измените глаголы в ед.ч. по временам. Н. ВР. ПР. ВР. БУД. ВР. 3- Образуйте глаголы неопределенной формы.
-Прочитайте 3 четверостишие. а)- Замените рисунки словами, вместо линий добавьте пропущенные слова.
Физминутка. -Весной просыпается природа. Мы с вами оказались на проталинке. Подслушаем разговор бабочки с мухой. Инсценирование «Крапивница и муха».
б)- Еще раз внимательно прочитайте четверостишие. -К какой части речи относятся пропущенные слова? (имена прилагательные). -С какими словами они дружат и как называются эти пары? (словосочетания). в)- В словосочетаниях выделите окончания, определите падеж, поставьте вопросы. Задания по группам: 1- в яркой вышине 2- незримый жаворонок 3- заздравный гимн
Как определить падеж имени прилагательного? ( по существительному, к которому оно относится). -Что означают эти слова? незримый - недоступный зрению, скрытый, тайный. заздравный – провозглашается за здоровье. Гимн – торжественная песня ( символ), хвалебная песня.
-Запишите это четверостишие в тетрадь. Подчеркните главные члены предложения. Определите части речи. -Сколько сказуемых? Как они называются в предложении? (однородные).
в) - Какие маленькие и незаметные слова встречались в стихотворении? (предлоги) -Выпишите из текста слова с предлогами. Сделайте морфологический разбор имен существительных: 1-под солнце 2- на хребте 3- в вышине
7. Обобщение. -С какими частями речи мы сегодня работали? На какие две группы можно разделить эти части речи? -Выразительно прочитаем все стихотворение.
8. Домашнее задание. -Выучите стихотворение наизусть, сделайте к нему рисунки.
Приложение.
Физминутка « Цветок»
Спал цветок и вдруг проснулся. Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется.
«Крапивница и муха» ( инсценирование )
Крапивница: -Пусти муха, пусти негодная! Тут на бревнышке мое место, я сама хочу на солнышке греться!
Муха: -Кто ты такая, чтоб тебя пустить?
Крапивница: Бабочка я, крапивница. Не тебе, муха, чета!
Муха: -Ну и лети к себе в крапиву!
Крапивница: -Где крапива, когда еще снег кругом?
Муха: -А мне какое дело? Это мой дом, моя стенка, мое теплое бревнышко. Я еще осенью сюда забралась, всю зиму проспала в щелочке под окошком.
Крапивница: -И я спала в щелочке под окошком! Ты с какой стороны?
Муха: -С левой.
Крапивница: -А я справой! Я тоже здешняя.
Муха: -Ну, тогда садись рядышком. Вместе зиму коротали, вместе на весеннем припеке погреемся!