Пятница, 26 Апр 2024, 11:06
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю русского языка

Урок одного стихотворения
Тема: Части речи. Обобщение.
Цель:
1..Суммировать знания о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог).
2.Развивать речь учащихся.
3.Учить обобщать, доказывать, обосновывать свои ответы
4.Воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование:
-плакаты, схемы-опоры о частях речи.
-картины: И.И.Левитан « Весна. Большая вода », А.К.Саврасов « Грачи прилетели »,
-музыка из цикла «Времена года - Апрель» П.И.Чайковского.

Ход урока:

1.Организационный момент.
2. Повторение. Введение в тему урока.
-Тему сегодняшнего урока вы узнаете из моих подсказок:
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам. (Имя существительное)

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь. (Имя прилагательное)

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду-
Все в действие придет:
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет. (Глагол)

И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит по? Что значит за?
И за и по -…(предлоги)».

-Сегодня мы с этими частями речи совершим путешествие. А куда, догадайтесь сами:
Пришла, улыбнулась-
Утихли метели.
Позванивать стал
Колокольчик капели.
Река пробудилась,
Растаяли льды.
Наряд белоснежный
Надели сады.
Взревев, за работу
Взялись трактора.
А птицы пропели:
«Вить гнезда пора!»
-Итак, это…весна.

3.Минутка чистописания.
-Откройте тетради. Запишите число.
-Какое слово написано на доске? Охарактеризуйте буквы в этом слове. Какие звуки они обозначают?
В е с н а

4.Словарная работа.
-Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
От слов кусочки откусили,
Из книжки в норку утащили.

-В продолжении урока нам встретятся слова. (слова выставлены на доске)
в . сна , р . ка , со . нце , выш . на , жав . ронок

5.Графический диктант.
-Запишите в тетради только пропущенные буквы.
-Проверим. Докажите проверочным словом.
( е , е , л , и , о )

6.Работа над текстом.
(звучит музыка П.И.Чайковского).
-Послушайте стихотворение Е.А.Баратынского(1800-1844) «Весна»
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон,
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед.

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне…
-О каком времени года говорится в стихотворении?
-Подробнее познакомимся с признаками весны.

- Прочитайте первое четверостишие.
( у каждого на парте лежит листочек с первым четверостишием).
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон.
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
-Какую картину вы представили? (небо - чистое, лазурное, ясное;
солнце - яркое, ослепительное)

а) Работа по картине.
-Посмотрите на картину и скажите, подходят ли названные признаки к ней?
-Вслушайтесь в красоту звучания слов. Какие образные слова и выражения привлекли ваше внимание?
б) Игра « Узнай и найди по описанию».
( на доске выставлены слова и их значения)
1. небосклон - светло-синий цвет, синева.
2. лазурь - мешает видеть, смотреть.
3. слепит - глаза.
4. очи - часть неба над горизонтом.

-Найдите в этом отрывке имена существительные. Что вы знаете об этой части речи?
( Памятка-опора дана в виде солнышка с лучиками).

в) Задания по группам:
1- Определите род, число имен существительных.
2-Среди данных слов найдите лишнее.
Весна, воздух, очи, он (он - местоимение 3 лица).
3-Сделайте звуко-буквенный разбор слова весна.
Дополнительное задание: Подберите синоним к слову очи.

Физминутка « Цветок»

-Прочитайте 2 четверостишие.
На торжествующем хр . бте
Шумят ручьи! Бл . стят ручьи!
Поднятый ею ле . .
Взревев, р . ка н . сет.

а) - Что вы заметили? Восстановите порядок строчек.
-Как называется это явление? (ледоход).
-Что происходит со льдом? ( трескается, ломается, разрушается, набегают, погружаются).
-К какой части речи относятся эти слова? (глаголы).
-Что вы знаете об этой части речи?
(памятка-опора о глаголе)
б) - Прочитайте выразительно стихотворение.
(Работа с сигнальными карточками).
-Покажите пропущенные буквы. Назовите проверочные слова.
-Какие встретились непонятные слова?
Хребет-позвоночник, спина; горная цепь.
Торжествующий – чувство радости, удовлетворения.
-Какие глаголы встретились в четверостишии?
Шумят, блестят, несет

Индивидуальные задания по группам:
1-Образуйте от этих глаголов другие части речи. Подумайте, как можно их назвать? (однокоренные)-
2-Измените глаголы в ед.ч. по временам.
Н. ВР. ПР. ВР. БУД. ВР.
3- Образуйте глаголы неопределенной формы.

-Прочитайте 3 четверостишие.
а)- Замените рисунки словами, вместо линий добавьте пропущенные слова.

Под самое взвился

И в … выш . не

… жаворонок поет

… гимн в . сне.

(слова-помощники: солнце, яркой, незримый, жаворонок, заздравный)

Физминутка.
-Весной просыпается природа. Мы с вами оказались на проталинке. Подслушаем разговор бабочки с мухой.
Инсценирование «Крапивница и муха».

б)- Еще раз внимательно прочитайте четверостишие.
-К какой части речи относятся пропущенные слова? (имена прилагательные).
-С какими словами они дружат и как называются эти пары? (словосочетания).
в)- В словосочетаниях выделите окончания, определите падеж, поставьте вопросы.
Задания по группам:
1- в яркой вышине
2- незримый жаворонок
3- заздравный гимн

Как определить падеж имени прилагательного? ( по существительному, к которому оно относится).
-Что означают эти слова?
незримый - недоступный зрению, скрытый, тайный.
заздравный – провозглашается за здоровье.
Гимн – торжественная песня ( символ), хвалебная песня.

-Запишите это четверостишие в тетрадь. Подчеркните главные члены предложения. Определите части речи.
-Сколько сказуемых? Как они называются в предложении? (однородные).

в) - Какие маленькие и незаметные слова встречались в стихотворении? (предлоги)
-Выпишите из текста слова с предлогами. Сделайте морфологический разбор имен существительных:
1-под солнце
2- на хребте
3- в вышине

7. Обобщение.
-С какими частями речи мы сегодня работали? На какие две группы можно разделить эти части речи?
-Выразительно прочитаем все стихотворение.

8. Домашнее задание.
-Выучите стихотворение наизусть, сделайте к нему рисунки.

Приложение.

Физминутка « Цветок»

Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

«Крапивница и муха»
( инсценирование )

Крапивница:
-Пусти муха, пусти негодная!
Тут на бревнышке мое место, я сама хочу на солнышке греться!

Муха:
-Кто ты такая, чтоб тебя пустить?

Крапивница:
Бабочка я, крапивница. Не тебе, муха, чета!

Муха:
-Ну и лети к себе в крапиву!

Крапивница:
-Где крапива, когда еще снег кругом?

Муха:
-А мне какое дело? Это мой дом, моя стенка, мое теплое бревнышко. Я еще осенью сюда забралась, всю зиму проспала в щелочке под окошком.

Крапивница:
-И я спала в щелочке под окошком! Ты с какой стороны?

Муха:
-С левой.

Крапивница:
-А я справой! Я тоже здешняя.

Муха:
-Ну, тогда садись рядышком. Вместе зиму коротали, вместе на весеннем припеке погреемся!
Категория: Учителю русского языка | Добавил: almar71 (17 Мар 2012)
Просмотров: 2158 | Теги: Урок, одного, стихотворения | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
26 Апр 2024
11:06


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz