Четверг, 27 Янв 2022, 17:14
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51555


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Тематическое планирование

Обобщающий урок по теме: "Русская народная сказка и ее нравственный смысл.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому – то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно
был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!


В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Много славных дел ждёт моих пятиклассников, но прежде всего они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. По различным каналам поступает к нашим детям огромный поток информации, оказывающий на них нравственно – эстетическое воздействие.
При этом книга остаются ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребёнка. Какие душевные свойства человека соответствуют задачам наших дней? Какие нравственные и эстетические качества необходимо воспитывать у учащихся? Каким человеком тебе хочется стать?
На эти вопросы пятиклассникам помогают ответить герои литературных произведений, в том числе и любимые сказочные герои. Детей восхищают подвиги Ивана – крестьянского сына, сражения, в которых он одолевает чудовищ.
Кто же в действительности и на словах, и на деле оказался защитником родной земли? Кроме того обращаю внимание на несоответствие слов братьев и их поступков.
В начале сказки старшие братья заботятся о младшем, но в тоже время испытывают чувство превосходства. На самом деле братья Ивана ленивцы, опасные болтуны, ненадёжные товарищи, на которых нельзя положиться. Именно о таких людях сложены пословицы: «Языком туда, сюда, а делом никуда» и др.
А какими нравственными качествами обладает Иван – крестьянский сын? «Он храбрый, умный, ловкий, скромный, находчивый, развито чувство собственного достоинства», - делают вывод дети. И в словесном поединка Иван оказался сильнейшим и непобедимым. В каждом слове – убеждённость в правоте, скромность, верность делу. Эти слова Ивана как бы подводят итог его подвигам, раскрывают чувства к родине и народу, ради защиты которых он пошёл воевать с чудом – юдом.
Каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым… Но никто не сказал: добрым.
Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаст другому - невозможна душевная красота. Поэтому моя задача помочь понять детям, какое место занимает доброта и сострадание в нашем духовном мире.
Анализируя события сказки «Царевна – лягушка», выясняем, какие поступки совершает Иван – царевич. Слова о чувствах Ивана – царевича (он пожалел) особенно нужны в данном случае.
Пощадив зверей, Иван – царевич совершает добрый поступок, вызванный душевным порывом: «Пожалел Иван – царевич селезня – не тронул его, пошёл дальше голодный… сжалился Иван – царевич над щукой, бросил её в море…»
Именно эти поступки и раскрывают внутренний мир героя, его доброту, отзывчивость и доброжелательность. Поэтому и помогают Ивану – царевичу и звери, и люди найти Василису Премудрую.
Какой же предстаёт перед нами царевна – лягушка, красавица Василиса Премудрая? Во время беседы выясняем, что царевна была внимательная, добрая, заботливая и скромная.
Как бы апофеозом мудрости и красоты царевны является её появление на царском пирую Красота царевны открылась всем. Обращаю внимание, что царевну называют трудолюбивой тогда, когда рассказывают, как она трудится:


Где кольнет иглой раз –
Цветок зацветает.
Где кольнёт другой раз –
Хитрые узоры идут.
Где кольнёт третий –
Птицы летят.


Анализируя цепь сказочных событий я старалась не только раскрыть взаимоотношения героев, но и помочь детям понять идейный смысл сказки «Царевна – лягушка», выражающий убеждение народа в необходимости активно бороться, добиваясь счастья.
Несчастные и гонимые в конце концов оказываются самыми счастливыми.
По своему настроению, идейной направленности сказка А.С. Пушкина о мёртвой царевне и о семи богатырях очень близка к русским народным сказкам. Помогаю детям воспринять нравственный пафос сказки. Истинная красота – в сочетании высоких душевных качеств с внешней красотой человека. Эта идея и выражается в столкновении царевны с царицей – мачехой, в борьбе двух начал жизни – доброты и зла. Царевну любят и защищают, видя в ней воплощение лучших человеческих достоинств, идеал красоты. Побеждает верность в любви, красота истинная над ложной.


Такие же темы дают и сказки замечательного датского сказочника Андерсена, основой творчества которого была мысль об органической взаимосвязи всего существующего: людей, животных, растений. Сила добрых героев, помогающих друг другу, именно потому в конце концов торжествует над грозной силой зла. При изучении знаменитой сказки «Снежная королева» на уроках внеклассного чтения, перед пятиклассниками предстаёт великая сила любви и светлых человеческих чувств, мужество и стойкость главных героев Герды и Кая.
У меня много иллюстраций, рисунков учащихся, оформлены альбомы с красочными открытками. (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Сказки литературные и народные» и др.)
Учащиеся должны вспомнить, из какой сказки взят текст или какой эпизод иллюстрирован художником. Так проверяются знания, а рассматривание иллюстраций способствует эстетическому развитию детей. Они и после урока с интересом рассматривают открытки.
Благодатный материал представляет раздел «Поэтический образ Родины». Использую стихотворения русских поэтов, картины, пословицы, викторины о временах года, о природе, богатстве и щедрости нашей земли.
Чтобы увидеть красоту нашего края (села, района), надо уметь «вслушиваться и всматриваться», так как у нас и «краски не ярки и звуки не резки».
Средством нравственного воспитания на уроках является в первую очередь дидактический материал (подборки предложений для разбора, тексты различных диктантов и изложений, исходный материал для сочинений). Использую материалы периодической печати (газета «Наш край»), краеведческий материал школьного музея. Не ограничиваюсь сообщениями о фактах мужества и героизма, проявленного воинами в годы Великой Отечественной войны, уделяю внимание информации о будничной повседневной деятельности воинов нашей армии, требующей от них героизма, ежедневного подвига.
В сочинениях «Награда в моём доме», «Славные страницы истории нашего края» и др. дети пишут о героях – земляках Великой Отечественной войны и о героях труда, о воинах – интернационалистах, о своих ребятах – односельчанах, служивших в Чечне.
Это позволяет увидеть детям гуманизм, благородство и красоту души простых русских людей, помогает воспитанию таких качеств, как чувство любви к своей Родине, к месту, где родился и вырос.
Помочь учащимся сосредоточить своё внимание на изображении нравственной красоты человека (что такое нравственный долг, счастье, совесть, любовь, дружба и т.д.) помогает и внеклассная работа: викторина «Пушкин и декабристы» 9 класс, литературно – музыкальная композиция «Мы были музыкой во льду» 11 класс, устный журнал «Адресаты лирики Пушкина» 9 класс.
Литература – это человекознание и в то же время одно из тончайших средств самосознания, самоутверждения. Литература перестаёт быть воспитывающей силой, если пытливый взгляд не обращён в самого себя, если человек не дают оценки себе с точки зрения морально – эстетического идеала.
Именно на уроках литературы закладываются основы эстетического отношения к труду, к природе, к человеку. Здесь формируется нравственно – эстетический идеал детей, раскрывается красота человеческих отношений, величие любви к Родине, понимание красоты подвига. И я надеюсь, что уроки доброты, вежливости, милосердия запомнятся моим ученикам, как и то, что не только слова должны быть добрыми, но и поступки.



Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово
Категория: Тематическое планирование | Добавил: vadik11092 (01 Фев 2012)
Просмотров: 1359 | Теги: нравственный, Урок, русская, народная, по, смысл., теме:, сказка, Обобщающий, ее | Рейтинг: 1.0/ 15 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
27 Янв 2022
17:14


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Сочинение "Про маму"
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz