Пятница, 26 Апр 2024, 00:52
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю русского языка

Творчество А.И. Куприна
Любовь Куприна к человечеству проступает ясным подтекстом почти во всех его повестях и рассказах, несмотря на разнообразие их тем и сюжетов. Прямо, в открытую, Куприн говорит о любви к человеку не так уж часто. Но каждым своим рассказом он призывает к человечности. Он всюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье. Увиденное и пережитое им изображалось с глубоким проникновением в психологию человека, с умением разжать скрытые пружины поступков и действий людей. Но сильнее всего его дарование проявилось не в описании действий, а в характеристиках, описаниях ситуаций. Сам он человек не столько характера, если так можно сказать, сколько натуры темперамента, стихии и интуиции. Он и в «любимые» герои избирал таких же.

Проза его сочна, колоритна, изобилует верно схваченными деталями быта. Куприн по–простонародному грубоват, но также и ясен, особенно, когда он пишет о природе, женской любви, о животных, обо всём том добром, что всё равно есть в жестоком мире. Куприн поражает нас своими познаниями в любой области жизни, все они – следствие житейских наблюдений. Вся его жизнь в его повестях и рассказах.

В творчестве Куприна отразились основные черты русской классической литературы с её демократизмом, страстным стремлением к решению задач социального бытия, гуманизмом, глубоким интересом к жизни разных социальных слоёв России. Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это – тема любви, вечного, чистого и светлого начала, способного облагородить душу любящего человека

Поэтическая история любви на лоне природы романтизированной героини и «ленивого сердцем» безвольного героя дана в повести «Олеся» (1898 г.). В основу повести легли впечатления писателя о временах службы управляющим в Волынской губернии. В центре повести герои – антиподы: приезжий из города молодой «паныч» Иван Тимофеевич и внучка Мануйлихи, гордая и своенравная красавица Олеся. Вспыхнувшее романтическое чувство в душе молодых людей было изначально обречено: у «паныча» недолгий визит в «лесной» край по долгу службы, а юная колдунья не желает променять свою волю на существование в пугающем её городе. Проблема фатализма, предопределённости тяжким бременем лежит на героях повести, не даёт им вырваться из этой колеи, которая проложена не ими. Писатель показывает, что любовью и жизнью героев управляет случай. Сначала любопытство, а потом сильное чувство любви влекут героя к лесной колдунье. Но чем сильнее разгорается любовь героев, тем всевластнее над ними судьба. Олеся верит в то, что судьба разлучит их, не даст соединиться навеки, а Иван Тимофеевич воздвигает искусственную преграду, которая мешает соединиться любящим сердцам. В финале Олеся со своей бабушкой вынуждены бежать, а главный герой остался у опустевшей избушки, осознавая своё загубленное счастье, испытывая нестерпимую боль от потерянной любви.

Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви и самых печальных – это «Гранатовый браслет» (1911 г.), где раскрывается тема большой, всепоглощающей любви мелкого чиновника Желткова к жене члена Государственного совета, губернатора Любимова. Особую силу рассказу придаёт то, что в нём любовь существует, как нежданный подарок – поэтический, озаряющий жизнь среди обыденщины, среди трезвой реальности и устоявшегося быта. Все персонажи «Гранатового браслета» действительно существовали. Куприн не извлекал свои рассказы из мира вымысла. «Гранатовый браслет» имел успех, потому что Куприн сумел трогательно и вдохновенно рассказать о трагической любви бедного чиновника к аристократке, любви, за которую он заплатил жизнью.

Мечтая вместе со своими героями о великой и светлой любви, Куприн стремился доказать нам, что «сильна как смерть любовь» и что ничтожны и презренны все усилия опутать её цепями условности. В своих произведениях Куприн рассказал русскому читателю о любви нежной и пламенной, преданной и прекрасной, высокой и трагической, которая, по словам писателя, одна дороже богатства, славы и мудрости, которая дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти. Такая любовь возвышает человека над всеми смертными, делает его подобным Богу. Любовь эта превращается в поэзию, во вселенную, в вечность.

Повесть Куприна «Поединок» сразу привлекла к себе общее внимание и сделала имя вчера ещё мало известного писателя знаменитым. «Поединок» не раз был издан отдельной книгой и переведён на многие иностранные языки. Повесть вышла в свет после исторических событий падения Порт – Артура в 1905 году. Материал для повести дала Куприну сама жизнь. За время службы в полку он накопил те впечатления и знания, которые позволили ему создать различные типы офицеров и солдат, рельефные картины армейской жизни в провинциальном захолустье. В повести выведена длинная вереница офицеров. Тут есть и непритязательный, добродушный, но ни о чём не задумывающийся Веткин, и тупой служака ротный командир капитан Слива, и Бек–Агамалов с постоянными вспышками диких кровожадных инстинктов, и Осадчий, воспевающий «свирепую беспощадную войну», и подполковник Рафальский, по прозвищу Брем, отводящем душу в своём домашнем зверинице, и Бобетинский, фат и пустышка, стремящийся походить на гвардейца, разыгрывающий роль светского человека, и карточный шулер Арчаковский и многие другие. Смысл повести состоит не только в беспощадной критике царской армии, как отсталой воинской организации с косной офицерской кастой и доводимыми до одурения солдатами. «Поединок» раскрывает то обесчеловечивание, то душевное опустошение, которому подвергаются люди, поставленные в условия армейской жизни, измельчание и опустошение этих людей. Гуманистический смысл повести проявляется в противопоставлении армейской среды подпоручика Ромашова и его старшего друга, офицера Назанского.

Критики и историки литературы справедливо в Ромашове много автобиографических черт Куприна. Как и сам писатель, Ромашов происходит из г. Наровчата Пензенской губернии, у него есть только мать, отца он не помнит, детство прошло в Москве, учился он в кадетском корпусе, а затем в военном училище. Всё это совпадает с обстоятельствами жизни Куприна. Ромашов пробует силы в литературе, сочиняет третью по счёту повесть «Последний роковой дебют».

Для читателей Ромашов, прежде всего, обаятельный, привлекающий своей душевной чистотой, образ молодого человека, нарисованный писателем с большим психологическим мастерством. Ромашову с его богатым и ярким воображением, Юношеской, порою даже детской мечтательностью, присущей ему гуманностью, состраданием к чужому несчастью, невозможно ужиться в армейской среде. Он – человек, а его окружают в большинстве своём опустившиеся и отупевшие, закосневшие в предрассудках и разучившиеся мыслить служаки, пошлые мещане, нравственные уроды. Ромашов тяготится службой в армии и стремится уйти из неё на простор жизни, это его намерение горячо поддерживает Назанский. Человечность Ромашова сказывается во всём: в осуждении офицерских расправ со «шпаками», в том, как он относится к своему денщику, черемису Гайнану, к его языческим верованиям, в ночной драматической встрече с объявившимся Хлебниковым, в том, как Ромашов, рискуя жизнью, остался один перед обезумевшим Бек–Агамаловым и защитил от него женщину, в том, как мучительно тяготился пошлым романом с Раисой Петерсон, в том, наконец, как чисто и самоотверженно полюбил он Александру Петровну. В образе Ромашова привлекательны даже его юношеские наивные черты, например, привычка думать о самом себе в третьем лице словами шаблонных романов, которых он успел начитаться, или чересчур восторженное отношение его к Назанскому. Однако мировоззрению Ромашова, его пониманию истории свойственна и некоторая ограниченность, характерная, по-видимому, в тот период, когда создавался «Поединок», и для самого Куприна. В его рассуждениях обнажается иллюзорная мысль, будто одним только желанием можно менять ход истории, упразднять те или иные общественные институты, - например, армию. Разноречивы мнения критики в адрес этого героя. К. Павловская считает, что «в поручике Ромашове подчёркивается нежизнеспособность подобных людей, несостоятельность их борьбы за свободу личности, что Куприн понял ненужность таких людей в жизни». А Ачатова считает, что «Ромашов – человек очень тонкий, легко ранимой души, остро осознающий несправедливости жизни, несмотря на свою юношескую романтичность». А вот высказывание А. Волкова об этом персонаже: «На протяжении всей повести Ромашов предстаёт как неудачник, как слабый человек. Между тем, он не трус, парализована лишь его воля, ибо он принадлежит к поколению усталой и разочарованной интеллигенции. И всё же в нём есть та любовь к правде, справедливости, то уважение к человеку, которые подчас могут толкнуть на решительные поступки». Учителем своим Ромашов считает Назанского. Это наименее жизненная фигура, призванная дополнить Ромашова; в его уста Куприн вложил беспощадную критику царской армии того времени и её офицерства. Эта критика как бы обобщает нарисованные в повести картины жизни полка и созданные писателем типы офицеров. Куприн отдал Назанскому своё огромное жизнелюбие, своё преклонение перед радостью и красотой жизни. Столь же близки писателю вдохновенные слова о любви к женщине, которые говорит Назанский. Очевидна связь мыслей героя с мировоззрением автора, а в нём немало ошибочного, противоречивого и ложного. Назанского сближает с Ромашовым отвращение к порядкам, традициям, быту в царской армии и её офицерства, к подавлению в этих условиях человеческого в человеке, к прозябанию в тине житейской пошлости. Античеловеческая, разлагающая и отупляющая атмосфера армейской жизни охватывает всех, кто с ней соприкасается.

Жёны офицеров, как и их мужья, живут скудно, однообразно, пошло, вязнут в болоте невежества и мещанства. Наиболее выпукло тип такой офицерской жены представляет в повести Раиса Петерсон. Мы сначала знакомимся с нею по двум письмам Ромашову, они вульгарны, глупы, сентиментальны и вместе с тем злобные, ясно очерчивают её облик. Её объяснение с Ромашовым на балу и её мерзкая месть ему – анонимные письма, приведшие к дуэли и гибели Ромашова, - дополняют этот образ. Одним из самых удачных женских образов в повести является Шурочка. Борьба её – это борьба за её личное, маленькое, эгоистичное счастье, она готова на всё, чтобы «устроиться» в жизни соответственно своим вкусам и желаниям. Она старается казаться благороднее, чище, лучше, чем она есть на самом деле, а вынуждена лгать, потому что правдой ей не утвердиться в жизни. Николаева она предпочла Назанскому, потому что он может явиться средством достижения цели, но этот вынужденный выбор неудачен. Потом она присматривается к Ромашову, он увлекает её, как ранее увлёк Назанский. Но Ромашов оказывается неподходящим партнёром - и она, по существу, убирает его с дороги. Шурочка Николаева активная индивидуалистка, прокладывающая себе дорогу в мире, где человек человеку волк.
Категория: Учителю русского языка | Добавил: almar71 (15 Фев 2013)
Просмотров: 842 | Теги: Куприна, А.И., творчество | Рейтинг: 1.0/ 6 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
26 Апр 2024
00:52


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz