Пятница, 29 Мар 2024, 15:46
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю биологии

В экологию через творчество
«Вряд ли вы найдете много желающих «экообразовываться». А вот слушать сказки, легенды, отгадывать загадки любят все». (Листопад О.Г., Борейко В.Е. Нетрадиционные методы в экологическом воспитании и образовании.)

Думаю, что для всех, кто искренне озабочен судьбами природы, достаточно очевидна следующая нехитрая истина. Экология – не просто научная дисциплина и название одного из школьных предметов. Экология – это весь строй отношений с жизнью каждого конкретного человека. И формируется экологическое мышление вместе со всеми прочими представлениями о жизни, то есть уже в раннем детстве, а не тогда, когда ее начинают проходить в школе. Тем более, что подросток, впервые встретившийся с экологией как школьным предметом, имеет все шансы ее действительно «пройти». Мимо. Какие бы теоретические знания по экологии ни получил человек в школе, они не будут им реально использоваться при отсутствии личной заинтересованности, включенности в проблему. Как можно более раннее знакомство с азами экологической проблематики в целом не вызывает сомнений. Другое дело – как именно происходит это знакомство.

Грубо говоря, все возможные способы можно разделить на три основных направления. Первое, научное, предполагает углубленное изучение биологии, проведение самостоятельных полевых наблюдений и исследований, написание научных работ. При втором дети, не особо углубляясь в научные дебри, занимаются очисткой городов, лесов и рек от мусора. Наконец, третье направление – это разнообразное творчество на экологические темы: театры и газеты, стихи, рассказы и фотографии о природе. Представители различных направлений нередко вызывают друг у друга раздражение. С точки же зрения людей науки различные представители экологического творчества наименее понятны и нужны. Они не совершают реальных научных открытий и не спасают реальный лес от реального мусора. Они – развлекаются. Играют. Кому и зачем нужны их игры? Какой толк от них природе? Понять это помогает Х Фестиваль «Экология. Творчество. Дети», который прошел в Московском зоопарке с 20 по 27 марта 2004 г.

Для ученых скептиков

«Не только образование, получение конкретных знаний, помогает спасению и сохранению окружающей среды. Творческое осмысление мира, стремление к гармонии взаимоотношений в природе – вот основа тех творческих задач, которые ставит перед собой фестиваль». (В.Спицин, директор Московского зоопарка.)

Уже десять лет назад первый фестиваль «Экология. Творчество. Дети» вызвал интерес и привлек участников не только из столицы, но и из Рязани, Волгограда, Нижнего Тагила и других больших и малых городов России. За прошедшие годы география фестиваля еще более расширилась, а общее количество участников достигло нескольких тысяч. Сюда приезжают и присылают свои работы жители больших городов и крохотных поселков, учащиеся школ и детских садов, станций юных натуралистов и детских экологических центров. Дети работают в самых разнообразных жанрах. На фестивале представлены спектакли и сказки, стихи и сценарии, рисунки и поделки, фотографии и видеофильмы. Их художественные достоинства неравнозначны, но все они свидетельствуют о глубине восприятия окружающего мира, о тревоге за этот мир и чувстве личной ответственности за него. И все они гораздо убедительнее теоретических споров, показывают: творчество тоже может быть путем в экологию.

Специалисты утверждают: «Экология как школьная дисциплина – чрезвычайно благодатная область для развития творческой личности. С другой стороны, изучение экологии без применения творческих алгоритмов вряд ли приведет к повышению уровня экологического образования. Это связано с интегративным характером самой экологии. Вся система формального обучения основана на логике сознания, и лишь творчество имеет непосредственную связь с подсознанием»
(Т. Кожина, учитель биологии и экологии «Развитие творческого мышления при изучении экологии»).

А.А. Александров, художественный руководитель театра «Тик-Так», директор Фестиваля, будучи человеком искусства, выражает свою точку зрения более эмоционально: «У современных детей потребность в творческой деятельности и тяга к природе гораздо сильнее, чем раньше. В нашей тяжелой жизни им нужно опираться на что-то красивое и нравственное. Посмотрите на детские работы, рисунки – это абсолютная необходимость для них!».

В единстве с миром

«Чтобы написать дерево, надо почувствовать себя деревом». (Средневековый китайский художник.)

Работы юных художников, в некотором отношении, – наиболее показательная часть фестиваля. Поставить спектакль или снять фильм далеко не всем детям по силам и по средствам. Отдельная проблема – приехать со своим спектаклем из дальнего города в Москву. Но рисовать и присылать свои рисунки доступно практически всем. И они рисуют, и присылают. Детские рисунки, представленные на фестивале, прекрасны. Они привлекают внимание, даже будучи выставленными в зоопарке, среди живых зверей, с которыми, казалось бы, конкурировать бесполезно. Такая привлекательность не случайна.

Практически любому ребенку знакомо чувство единства с природой. Он умеет видеть мир глазами цветов и знает, о чем думает ворона. Но если у многих детей с возрастом это умение, к сожалению, пропадает, то у детей рисующих оно поддерживается и развивается. Умение видеть природу изнутри ее собственными глазами, ищет своего выражения, которым становится рисунок. Рисуя, ребенок учится вниманию к миру, обнаруживает, что в природе нет двух одинаковых объектов. В строении, цвете и форме каждого пера птицы, каждого листа на дереве множество неповторимых признаков. Более того, обнаруживается, что невозможно нарисовать мир без способности переживать глубинное единство с ним. А у погруженного в это переживание человека исчезает психологическая преграда, отделяющая от природы, рождается новое отношение к действительности. Пережив хоть раз чувство единства с миром, человек уже не может относиться к нему как к чему-то утилитарному, он всегда ощущает, что другая жизнь имеет собственную, независимую от него, ценность. Не это ли понимание и принятие другого, признание ценности существования всего живого и есть конечная цель экологического воспитания? И, наверное, именно эти, глубоко нравственные, качества придают такую неповторимую прелесть присланным на фестиваль работам и находят отклик у зрителей, написавших в книге отзывов: «Остались в большом восхищении, что наши дети еще могут и хотят зажигать звезды на этом небе!»

Спектакли

«Одним из самых эффективных путей формирования экологического сознания является Детский экологический театр – соединение экологического образования с творчеством и экологическое воспитание по обе стороны рампы – и для самих юных актеров и для почтеннейшей публики». (О.А. Сиваченко, руководитель Детского экологического театра «Несмотря ни на что».)

В детстве мы почти каждый день воображаем себя кем-нибудь, придумываем себе игры и роли в них. Но чтобы сыграть роль, необходимо почувствовать, как говорит, двигается, видит то или иное существо, чего оно боится, чему радуется и какими средствами это выражает. Роли меняются, развивая способность быть другим и понимать другого. Ребенок готов и хочет наделить жизнью, характером и судьбой все в окружающем мире. Эту способность использует, развивает и направляет экологический театр.

Что важнее в экологическом театре – Экология или Театр? Что более необходимо: хорошая дикция, четкие мизансцены, богатые декорации, музыка, подсветки? Или глубокое освещение экологических проблем, изобилие фактов, терминов, цифр? Такой вопрос может возникнуть лишь у того, кто не видел спектакли детских экологических театров. Работы ребят из Новочеркасска, Твери, Владимира, Кирова и Москвы, представленные на фестивале, доказывают, что театр и экология не только вполне совместимы, но и обогащают и помогают друг другу. Информация об актуальных экологических проблемах, поданная в театрализованной форме, не только запоминается, но и становится живой и насущной, «одушевленные» цифры, факты, процессы и термины легко и непринужденно проникают в умы и души зрителей. И, кстати, именно экологический театр дает прекрасную возможность объединения всех направлений экологического образования. И научные работы, и акции по уборке мусора вполне могут стать темой новых спектаклей, обогатить их яркими живыми эпизодами из практики.

Фото А.Михалева.
Категория: Учителю биологии | Добавил: vadik11092 (27 Мар 2012)
Просмотров: 1116 | Теги: экологию, через, творчество | Рейтинг: 1.0/ 4 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
29 Мар 2024
15:46


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz