Развивает ли творческие способности методика Монтессори?
Методика Монтессори не развивает в детях творчество, она помогает готовить технологичных ремесленников.
Творчество – это процесс создания чего-то нового, ранее невиданного. Технологичность – воспроизведение данных образцов. В монтессори-классе можно найти материалы, которые учат следовать образцу, их, надо отметить – большинство.
Это и раскраски, и работа с различными пазлами, и сортировки. Хотя в сортировке можно пользоваться различными основаниями для деления предметов на группы, и это уже проявление творческого подхода к деятельности. Однако присутствуют и материалы, предполагающие исключительно творческий подход. Например, ребенок может рисовать на мольберте все, что угодно, без образцов и указаний, или, взяв пластилин, слепить из него любую фигуру, предмет или животное.
Вынесенное в заголовок опасение в значительной мере может базироваться на том, что отношения классе и способы взаимодействиями регламентированы правилами. Правила, конечно, могут выступать ограничивающим фактором, на каких-то высоких ступенях мастерства. Однако при постижении основ правила, направляющие и помогающие, необходимы. Согласитесь, невозможно представить ученого, лауреата Нобелевской премии, например, в области математики, не знакомого при этом с правилами арифметических действий. Следовательно, правила представляют некий базис, на котором затем может основываться творческий процесс.
К примеру, для того чтобы работать в сенсорной зоне с мелкими предметами, ребенку необходимо освоить правила техники безопасности, среди которых первое – не вкладывать бусинки и шарики в нос, рот и уши. Когда базовые правила усвоены, появляется место творчеству.
Так, ребенок, уловив одно из основных свойств шарика – кататься, начинает пробовать его катать по разным поверхностям. Довольно быстро приходит к выводу о том, что гладкие и твердые поверхности здесь подходят лучше, чем мягкие и шершавые. Ковер довольно быстро отметается как интересная поверхность для катания, ребенок старается ограничиться столом. Ценность этого вывода в том, что ребенок сделал его самостоятельно. Если катая шарик по ковру или полу, ребенок не мешает работе других детей – ни родитель, ни педагоги его ограничивать не будут, позволяя ему двигаться за своим познавательным интересом.
Осознание своих познавательных потребностей – необыкновенно полезный навык для ребенка, он может стать основой профессионального самоопределения в будущем, избавляя от мучительных метаний профориентации в будущем. Зная свои сильные склонности и увлечения ребенок может творить в выбранной области и добиваться успеха – делая то, что нравится, значительно легче получать высокие результаты, чем в деятельности, выполняемой по принуждению.
Более того, иногда педагоги, наблюдая за работой детей, создают новые виды материала. Так, например, появилось в зоне навыков практической жизни мытье посуды. Когда дети с завидной регулярностью начали приносить в раковину фарфоровую посуду из зоны развития речи, это стало сигналом к тому, что пришло время увеличивать количество материалов, потому что бытовые навыки детей шире, чем представленный в классе материал. У себя дома каждый ребенок видит взрослых, моющих посуду, он знает, что посудой пользуются и таким образом. Можно сказать иначе: после всякого чаепития посуда должна побывать в раковине – это правило, грязной посудой пользоваться не стоит.
Таким образом, монтессори-педагогика – довольно гибкая система, открытая для творческих нововведений и преобразований; нестандартные действия ребенка, проявляющиеся на уровне тенденции или даже закономерности, имеют все шансы стать основой для новых правил.
Следовательно, в монтессори-классе новаторские действия ребенка и правила поведения и работы, ее технологичность – это плавно перетекающие друг в друга составляющие творческого процесса воспитания и развития ребенка.