ТЕМА: ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»
Цели: 1. Обобщение знаний по следующим вопросам: определение имени прилагательного; выделение в предложении словосочетания им. прилагательного + им. существительного; умение правильно писать родовые и падежные окончания; определять род, число, падеж им. прилагательного. 2. Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, работу в паре, обогащать лексику, развивать память, внимание, быстроту мысли, орфографическую зоркость. 3. Воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине, взаимопомощь, дружбу; умение работать в коллективе, слушать и слышать друг друга; пробуждать интерес к наблюдению за природой. Оборудование: словари, набор слов для составления предложения, листы с текстом для индивидуальной работы, полоски стихотворных строк, карточки для индивидуальной работы. Ход урока: 1. Организационный момент. - Обратить внимание детей на гостей. - Мы пригласили гостей, чтобы показать, что мы знаем и как умеем работать. - А о чем мы сегодня будем говорить попробуйте догадаться. - Владик и Лаура помогут мне. Владик - Являюсь я важнейшей частью речи… Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам.
Лаура - Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь.
Учитель - А отправляя письма, поздравления, Помни правила склонения. Род, число и падежи Крепко в памяти держи! 2. Сообщение темы и целей урока. - Сегодня мы проверим свои знания по теме имя прилагательное и покажем, как мы умеем применять свои знания во время работы. 3. Минута чистописания. На доске запись
ой ая ые ое ий яя ие ее ые
- О чем вам говорит эта запись? - Сгруппируйте окончания, запишите в тетрадь. Обратите внимание на нижнее соединение. 4. Словарно – орфографическая работа. - Прочитайте слова, записанные на доске. - какие орфограммы пропущены? - Составьте из данных слов пары. Запишите слова парами каллиграфически и орфографически правильно. Помните о правильном нижнем соединении.
- Взаимопроверка. - Какой праздник приближается, который объединяет все эти слова? - Составьте синонимический ряд слову РЕСПУБЛИКА (отечество, отчизна, родина). - Если посмотреть на эти слова как на частим речи, то какая пара лишняя и почему? - Скажите, о чем мечтает наш президент? - На кого он возлагает надежды? - Каким он видит молодое поколение?
5. Повторение основных вопросов об имени прилагательном. - высокообразованными мы еще не стали, но образованными и грамотными мы пытаемся и хотим стать. 1) Работа в группах. - Составьте предложение из рассыпанных слов – карточек. Прочитайте предложения. - Запишем предложение с комментированием. - Выделите окончание им. прилагательных, определите падеж. - разберите предложение по членам предложения и по частям.
В молодой республике Казахстан живут люди разных национальностей в мире и согласии.
2) Самостоятельная работа. - С наступлением холодного времени года у президента другая забота. Какая? - Осень – это не только холод, грязь. У нее есть и свои прелести. - Прочитайте текст на листочках. Спешите текст, допишите окончания имен прилагательных, выделите их, определите род, число, падеж.
Последн__ осенн__ дни радуют нас мягк__ теплом. Как приятно пройти по лесн__ тропинкам в пору листопада. От легк__ дуновения ветерка кружатся в воздухе желт__ листья.
3) Физминутка.
4) Минутка поэзии. Работа в паре. - Дунул осенний ветерок и рассыпал строчки стихотворения. Чья пара быстрее соберет их в четверостишие.
На ручей рябой и пестрый За листком летит листок, И струей сухой и острой Набегает холодок.
- Какие имена прилагательные использованы и с каким существительным связаны? - Какого они рода и в каком падеже стоят?
5) Коллективная устная работа. - Понимаем ли мы лексические значения им. прилагательных, но сначала помогите дописать окончание им. прилагательных. Обоснуйте свой выбор. (Запись на доске). 1) мелк__ душ 2) мелк__ деньги 1) незначительный по величине 3) мелк__ тарелка 2) неглубокий 4) мелк__ озеро 3) ничтожный, плохой 5) мелк__ поступок
- Определите, какие значения имеют словосочетания с прилагательными МЕЛКИЙ. Соедините стрелками.
6) Индивидуальная самостоятельная работа по карточкам. - Вставьте пропущенные окончания им. прилагательных, укажите падеж. - Подпишите карточку своим именем в Р.п. помните об иноязычных именах женского и мужского Рода. Какие изменяются, а какие нет.
1вариант 2вариант красн___ лентой без верн___ друга могуч___ дуба любим__ маму ранн_м утром тих_м шагом душист___ клевера по тонк_му люду весел__ песню далек__ деревне в чист_м воздухе за соседн_м домом трескуч_м морозом пушист___ кота по извилист__ тропе на тонк__ веточке из интересн__ книги из бело__ кувшина к далек_му городу к высок___ дереву син__ блузку
6. Проведем итог. - а) Сравним, в чем сходство и различие им. прилагательного и им. существительного. - Я задаю вопрос, а вы отвечаете. ( На доске прикреплены полоски со словами: ) Имя Существительное Имя прилагательное 1) Что обозначает? 2) На какие вопросы отвечает? 3) Какие окончания имеет в начальной форме? 4) Изменяется по числам? 5) Изменяется по родам? 6) Изменяется по падежам? 7) Какими членами может быть в предложении? - б) Сегодня на уроке мы показали, что мы знаем и как умеем работать. - Как вы сами оцениваете свою работу на уроке? - Что особенно вам запомнилось и понравилось? - Как вы думаете, оправдываем мы надежды Президента стать высокообразованными и всесторонне развитыми?
7. Домашнее задание. Подготовиться к диктанту: повторить правила, словарные слова.