Пятница, 26 Апр 2024, 19:56
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю русского языка

«Самый загадочный русский писатель…»
Литературная гостиная
«Самый загадочный русский писатель…»

Биография художника слова – это не набор отдельных, изолированных фактов из его жизни и творчества. Биография помогает нам понять позицию, мировоззрение писателя и, следовательно, глубже анализировать его произведения.
На формирование личности писателя влияют не только субъективные факторы его жизни, но и сама эпоха; сложное, противоречивое время накладывает отпечаток на творческую индивидуальность художника, и это необходимо учитывать при изучении биографии писателя.
Три творческие группы учащихся (литературоведы, архивариусы, биографы) получили опережающие задания и работали над изучением биографии Н. В. Гоголя: изучали переписку писателя, его мемуары, воспоминания о нем современников, определяли главные темы его творчества. Поиск и отбор материала, необходимого к уроку, самостоятельное добывание сведений, содержащих элементы исследовательской работы, дают большие возможности для развития творческой мысли. Побуждая уч-ся к поисковой деятельности, мы повышаем их творческую активность и эмоциональное восприятие.

Вступительное слово учителя:

- В ранней юности человек впервые серьезно задумывается о цели жизни, смысле существования, конечности человеческого бытия. Кто поможет ответить на вечные вопросы? Книги великих, конечно. Их судьбы, их путь, их поиск.
Цель нашего вечера: серьезное знакомство с Николаем Васильевичем Гоголем как
с писателем и человеком. На основании документов, фактов, мемуарных свидетельств его современников попытаться воссоздать образ этого гениального художника слова, почувствовать его личность, природу его таланта. Рассказать о существенных событиях жизни писателя, погрузиться в атмосферу его авторской фантазии, приобщиться к его мыслям, взглядам.
Ключом к работе над биографией Н. В. Гоголя могут служить слова Ивана Сергеевича Тургенева: «Он был для нас больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих», которые мы взяли эпиграфом к этому вечеру.

В этом гениальном художнике воплотились такие черты, которые давали право одним людям изображать его беззаботным весельчаком, озорным и чудаковатым оригиналом, другим же – мистиком, мучеником христианской веры. И сейчас нам предстоит выяснить – каким же он был? Что говорят о нем современники? Что говорит о себе и своем творчестве он сам?



Литературоведы. В марте 1835 года вышла в свет книжка со странным названием «Миргород. Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Н. В. Гоголь. Сразу и не поймешь, кто написал этот «Миргород». Имя автора вроде названо, но оно словно спряталось за названием другой книги, вышедшей за три года
до этого. К тому же «Вечера на хуторе близ Диканьки» были изданы «пасечником Рудым Панько».
Архивариусы. К счастью, с появления «Вечеров…» читатели успели воздать Рудому Паньку немалые похвалы и почести. Критикой было объявлено, что «он владеет кистью смелою, роскошною, могущественною». Пушкин писал: «Сейчас прочитал «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Все это так необыкновенно в нашей литературе. Поздравляю публику с истинно веселою книгою,
а автору желаю дальнейших успехов». Эти пушкинские слова пойдут бродить по печатным отзывам на книгу, письмам, дневникам современников, отразятся в устных оценках. Но все это будет потом, а пока…
Биографы. Родился будущий писатель в 1809 году в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика средней руки. Детские годы провел в имении родителей Васильевке, а рядом с ней располагалась Диканька, к которой Гоголь впоследствии приурочил происхождение своих первых повестей. Край был овеян легендами, историческими преданиями, поверьями, будоражившими воображение. Культурным центром края были Кибинцы, где жили Трощинские, дальние родственники.
У них была большая библиотека, домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, – все это содействовало пробуждению художественных и умственных интересов будущего писателя. Впоследствии он посвятил родному селу одну из своих повестей – «Сорочинскую ярмарку», а в той же «Сорочинской ярмарке» и в «Майской ночи»
в качестве эпиграфов использовал отрывки из комедии отца без указания на источник.
Биографы. В 1818 - 1819 годах Гоголь учится в Полтавском уездном училище, а в мае 1821 года поступил в новооснованную Гимназию высших наук в Нежине. Здесь проявилась разносторонняя художественная одаренность Гоголя: он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях и как актер и как художник – декоратор. Пробует он себя и в различных литературных жанрах. Молодым гимназистом были написаны тогда (не дошедшие до нас) трагедия «Разбойники», историческая поэма «Россия под игом татар», сатирическое произведение «Нечто о Нежине, или дуракам закон не писан». Однако мысль о писательстве еще не «всходило на ум». Пока все устремления Гоголя связаны с государственной службой. Он мечтает о юридической карьере.
Архивариусы. «Я перебирал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном. На юстиции… Неправосудие, величайшее в свете несчастие, более всего разрывало мое сердце. Я поклялся ни одной минуты короткой жизни своей не утерять, не сделав блага» (из письма к двоюродному дяде Петру Косяровскому от
3 октября 1827 года ).
Биографы. Окончив в 1828 году гимназию, юноша едет в Петербург, чтобы трудиться
на благо отечества. Но Петербург негостеприимно встретил восторженного провинциала. Прежде чем подняться к творчеству, Гоголю предстояло пройти суровую школу жизни. Первые же недели пребывания в столице глубоко его разочаровывают царящим духом чинопочитания, мелочностью и своекорыстием интересов, всеобщей обезличенностью. Гоголь не может поступить на государственную службу, в которой видел свое призвание. Все его усилия хоть как – то проявить себя на многоразличных поприщах были тщетны. Заканчивается провалом попытка поступить на сцену одного из императорских театров. Не приносят результатов и занятия живописью. Летят в огонь изданные за свой счет экземпляры «Ганса Кюхельгартена», поэмы – идиллии в картинах, выпущенных в свет под именем В. Алова: она вызвала резкие и насмешливые отзывы критики, что усилило тяжелое настроение автора.
Архивариусы. Стремление стать актером не было для Гоголя случайным. Его актерские данные были отмечены еще товарищами по Нежинской гимназии. «Все думали тогда, - вспоминал один из них, - что Гоголь поступит на сцену, потому что у него был громадный сценический талант и все данные для игры на сцене: мимика, гримировка, переменный голос и полнейшее перерождение в роли, какие он играл. Думается, что Гоголь затмил бы и знаменитых комиков – артистов, если бы поступил на сцену».
Биографы. В конце 1829 года Гоголь устраивается на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий. Пребывание в канцеляриях вызвало
у Гоголя глубокое разочарование в «службе государственной», но зато снабдило его богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины. Не оставляет Гоголь и занятия литературой. Безуспешно хлопоча о месте, он делает первые литературные пробы: в печати время от времени появляются разные сочинения, подписанные необыкновенными псевдонимами:
то Г. Янов, то П. Глечик, то ОООО. Он колеблется, выбирая себе имя, которым должен покорить российских читателей.
Архивариусы. Впрочем, и родовая фамилия испытывало определенные колебания. В письме к матери в 1832 году Гоголь пишет: «Очень жалею, что не дошло ко мне письмо ваше; в предотвращении подобных беспорядков впредь прошу вас адресовать мне просто Гоголю; нигде здесь я не известен под именем Яновского». Адресоваться «прямо к Гоголю, Яновского не называть» рекомендует писатель и другим своим знакомым, родственникам. Так на обложке «Миргорода», увидевшего свет в 1835 году, появилось это гордое, насмешливо – короткое имя Гоголь.
Литературоведы. А в феврале 1830 года в журнале «Отечественные записки» выходит первая повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала» (без подписи), вошедшая затем в состав «Вечеров…». После этого Гоголь оставляет службу в департаменте и целиком отдается работе над «Вечерами на хуторе близ Диканьки». Пока складывались повести Рудого Панька, Гоголь знакомится с известными литераторами Жуковским и Плетневым.
Архивариусы. 22 февраля 1831 года Плетнев писал Пушкину: «Надобно познакомить тебя с молодым писателем, который обещает что-то очень хорошее. Жуковский от него
в восторге. Я нетерпеливо желаю подвести его тебе под благословение». А 20 мая того же года на вечере у Плетнева Гоголь познакомился с Пушкиным.
Литературоведы. В 1831 году вышла в свет первая, а в 1832 году – вторая часть книги «Вечера на хуторе близ Диканьки», подписанные «Рудый Панько, пасечник». Что же означало это имя и фамилия? На украинском Рудый – красный, Панько (Афанасий ) – бессмертный. А псевдоним этот был похож на пушкинский : «Повести Белкина» - Иван Петрович Белкин, помещик. - «Вечера на хуторе близ Диканьки» - Рудый Панько, пасечник.
Биографы. Появление «Вечеров…» принесло Гоголю признание. Успех окрыляет его.
Он полон надежд и новых замыслов. «Вечерами…» тогда зачитывались, передавали из рук в руки, в них открылся русскому читателю новый, прежде неведомый мир. Живительный и бодрый смех «Вечеров…», одобренных Пушкиным, убедил Гоголя в том, что его призвание – писательство. Правда, он пробует преподавать историю в Петербургском университете, учительствует, но главное – сочинение.
Литературоведы. После появления «Вечеров…» Гоголь один из ведущих русских писателей. За эти годы пасечник Рудый Панько открылся для русских читателей Николаем Васильевичем Гоголем. В 1835 году увидел свет «Миргород», вобравший в себя и «Старосветских помещиков», и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», и потрясшего всех «Тараса Бульбу»; в том же году появились «Арабески», где статьи об истории и искусстве соседствуют с «Невским проспектом», «Портретом» и «Записками сумасшедшего».
Архивариусы. «Арабескам» и «Миргороду» Белинский посвятил статью, напечатанную
в журнале «Телескоп». «Он не льстит жизни, но и не клевещет на нее, - писал Белинский. - Он рад выставить все наружу, что есть прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает и ее безобразия. В том и другом случае он верен жизни до последней степени». В этой статье Белинский назвал Гоголя «поэтом жизни действительной». Но не одними похвалами встречала критика новые творения Гоголя. «Уродливость суждений и слога», «тяжкие грехи против вкуса и логики», «напыщенность фраз, внутренняя пустота мысли и дисгармония мысли» - все это также было сказано по адресу Гоголя в том же 1835 году.
Архивариусы. 7 октября 1835 года Гоголь послал Пушкину письмо – необыкновенно важное. Здесь первое упоминание о «Мертвых душах» («Начал писать «Мертвых душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет смешон. Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь»), несколько строк о «Женитьбе», и, наконец, просьба, которую принято считать началом «Ревизора»: «Сделайте милость, дайте какой – нибудь сюжет, хоть какой - нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее черта…»
Архивариусы. Гоголь, возмущаясь репертуаром наших театров, почти сплошь состоявшим из переводных пьес, писал в 1835 -1836 годах: «Русского мы просим! Своего нам давайте! Что нам французы и весь заморский люд? Разве мало у нас нашего народа? Наших характеров! Давайте нас самих! Давайте нам наших плутов … . На сцену их! Пусть видит их весь народ! Пусть посмеется им!»
Литературоведы. «Ревизор» и был той комедией, где выведены на сцене «русские характеры». Комедия была написана быстро – за два месяца и была готова к концу 1835 года. Но не развлекать публику, а волновать ее, тревожить едким и острым смехом, обнажающим нелепости и уродства действительности, - вот цель Гоголя. С убедительностью показаны здесь распространенные среди чиновников взяточничество, казнокрадство, вскрыты общественные пороки и социальные язвы. Сюжет «Ревизора», взятый из жизни, действующие лица, чуть не каждому кого - то напоминавшие, а то и позволявшие узнавать себя, делали комедию современной.
Архивариусы. В одном из писем Жуковскому Гоголь признавался, что его смех «вначале был добродушен». Но затем он задумался: «Если сила смеха так велика, что ее боятся, стало быть, ее не следует тратить по - пустому». Тут же Гоголь поясняет «происхождение» «Ревизора»: «Мысль «Ревизора» принадлежит … ему (Пушкину ). Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеянья всеобщего.
В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем. Сквозь смех, который никогда еще во мне не появлялся в такой силе, читатель услышал грусть».
Биографы. Но смех Гоголя был своеобразным: он умел «озирать «жизнь сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы». Известно, что Пушкин, слушая Гоголя, читающего «Мертвые души», много и искренне смеялся. Но «начал понемногу становиться все сумрачнее, наконец, сделался совершенно мрачен. Когда же чтение кончилось, он произнес голосом тоски: «Боже мой, как грустна наша Россия». Смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет задуматься над ними, понять всю их зловредность и постараться от них избавиться.
Архивариусы. Гоголь был не только гениальным писателем, но и талантливым чтецом. Д. А. Оболенский в своих воспоминаниях пишет: «Гоголь читал мастерски: не только всякое слово у него выходило внятно, но, переменяя часто интонацию речи, он разнообразил ее и заставлял слушателя усваивать самые мелочные оттенки мысли. … Разговоры выведенных лиц Гоголь читал с неподражаемым совершенством». Писатель
В. Соллогуб вспоминает: «Читал он про украинскую ночь. Он придавал читаемому особый колорит своего спокойствия произношением, неуловимыми оттенками насмешки и комизма, дрожавшими в его голосе». И. С. Тургенев писал: «Читал Гоголь превосходно ... С каким недоумением, с каким изумлением Гоголь произнес знаменитую фразу городничего о двух крысах: «Пришли, понюхали и пошли прочь!» - Он даже медленно оглянул нас, как бы спрашивая объяснения такого удивительного происшествия. Я сидел, погруженный
в радостное умиление: это был для меня настоящий пир и праздник».
Архивариусы. «Субботы у Жуковского процветают, - писал Вяземский Александру Ивановичу Тургеневу в 1836 году. – Один Гоголь оживляет их своими рассказами.
В субботу читал он нам повесть об носе, который пропал с лица неожиданно у какого – то коллежского асессора и очутился в Казанском соборе в мундире Министерства просвещения. Уморительно смешно!» Повесть под названием «Нос» появится в печати
в 1836 году. В конфликте между героем и его носом побеждает нос, потому что у него более высокий чин. Положение человека в этом мире унизительно: в обществе роль играет не он, а его звание, чин.
Архивариусы. П. В. Анненков вспоминал: «Для Гоголя … ничего не пропадало даром. Он прислушивался к замечаниям, описаниям, анекдотам своего круга и, случалось, пользовался ими. … Однажды при Гоголе был рассказан канцелярский анекдот о каком – то бедном чиновнике, страстном охотнике … , который необычайной экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную для покупки хорошего … ружья … В первый же раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собою … , он находился, ... , в каком - то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, заглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он … проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращен был он
к жизни, но о страшном событии он уже никогда не мог вспоминать без смертельной бледности на лице ... Все смеялись анекдоту, … исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его «Шинели», и она заронилась в душу его в тот же самый вечер».
Литературоведы. Повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Коляска», «Нос» и «Шинель», вышедшая в свет в 1842 году, составляют цикл петербургских повестей. Трагическое неустройство жизни – главная тема петербургских повестей. В каждом из них свой вариант темы.
Литературоведы. В «Шинели» Гоголь создает образ мелкого чиновника, бесправного, забитого, изнуренного работой и нищетой. Знакомство читателей с героем своей повести Гоголь начинает не с имени его, а с чина: «Итак, в одном департаменте служил один чиновник». И далее, предугадывая вопрос о чине, Гоголь называет своего героя так – «вечный титулярный советник». По Табели о рангах, которая предусматривала четырнадцать классов чина в России XIX века это чиновник девятого класса. В штатской службе право на наследственное дворянство и, следовательно, душевладение начиналось
с 8 – го класса. Называя чин своего героя «вечным», автор как бы лишает его возможной надежды на дальнейшее повышение, возможности перешагнуть через рубеж, отделяющий его от дворян. И только после этого Гоголь объявляет фамилию – Башмачкин. Читатель узнает и историю возникновения имени героя Акакий Акакиевич, что в переводе с греческого означает «незлобивый». А у Гоголя он дважды незлобивый. Покупка шинели имеет для Акакия Акакиевича большое значение, потому что вся его жизнь состоит из мелочей. Потеря шинели – трагедия. Эта трагедия становится еще значительнее и ужаснее оттого, что причина ее так мелка. Горькое негодование по поводу негуманного отношения к человеческому существу звучит в заключительных строках: «Исчезло и скрылось существо никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание». Скоро после своего появления «Шинель» стала ощущаться, по словам В. Г. Белинского, как «одно из глубочайших созданий Гоголя», как открытие новой темы – темы «маленького человека», равнозначное манифесту человеческого равенства и неотъемлемых прав личности в любом ее «состоянии» и звании.
«Петербургские повести» - итог творческих исканий Гоголя и прямой подход к «Мертвым душам».
Архивариусы. Осенью 1835 года Гоголь принимается за написание «Мертвых душ», сюжет которых также был подсказан ему Пушкиным. «Он уже давно склонял меня приняться за большое сочинение, - писал Гоголь в «Авторской исповеди». – Наконец один раз, после того как я ему прочел одно небольшое изображение небольшой сцены, но которое, однако ж, поразило его больше всего прежде мной читанного, он мне сказал: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение! Это просто грех!» В заключение всего он отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать что - то в роде поэмы и которое, по словам его, он бы не отдал другому никому. Это был сюжет «Мертвых душ». Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров».
Биографы. Весной 1836 года состоялось первое представление «Ревизора» на сцене. Гоголь был им недоволен. Высокопоставленные чиновники Петербурга оскорбились, увидя в пьесе «нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество», вообще на Россию. Но больше всего Гоголь был потрясен обвинением в том, что он – враг России, что он оклеветал ее в комедии. После отъезда писателя за границу, вызванного глубокими переживаниями в связи с премьерой «Ревизора» и желанием «разгулять свою тоску, глубоко обдумать свои обязанности авторские» и будущие творения, работа над «Мертвыми душами» становится главным делом писателя.
Архивариусы. Через несколько месяцев Гоголь пишет Жуковскому: «Я принялся за «Мертвых душ», которых было начал в Петербурге … . Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча. Вся Русь явится в нем!.. … мне совершенно кажется, как будто я в России : передо мною все наше, наши помещики, …, наши мужики, наши избы - словом, вся православная Русь. … Огромно велико мое творение, и не скоро конец его». Гоголь ощущает непохожесть «Мертвых душ» на выработанные прозаические жанры. В письме к Погодину от 28 ноября 1836 года он писал: «… вещь, над которой … тружусь теперь … не похожа ни на повесть, ни на роман …» Гоголь называет свое произведение поэмой. Это наименование должно было показать величие замысла «Мертвых душ», отделить рождающееся творение от большого массива русской прозы.
Биографы. В эти годы Гоголь живет в Баден – Бадене, Вене, Париже. В марте 1837 года приезжает в Рим, где написана большая часть «Мертвых душ». В 1839 - 1840 годах писатель несколько раз приезжает в Россию и читает друзьям главы своей поэмы. Завершив первый том «Мертвых душ», Гоголь приехал в Россию и с трудом добился права печатать свое произведение. Цензура не хотела пропустить название книги, но первый том все - таки вышел в свет в 1842 году.
Архивариусы. «Удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный. Грустно в мире Чичиковых, так, как грустно нам в самом деле, и там и тут одно утешение в вере и уповании на будущее», - так записал у себя в дневнике
А. Герцен.
Литературоведы. С июня 1842 года Гоголь снова живет за границей, продолжая работу над вторым томом «Мертвых душ». Известно, что Пушкин поставил перед Гоголем задачу обширного повествования, эпоса, вмещающего в себя картину целой эпохи. Гоголь собирался в трех томах представить прошлое, настоящее и будущее России. Писателя вдохновляло стремление преодолеть зло, заполнившее современную ему жизнь. Ему хотелось дать читателям не только ужасающие картины пороков, но и показать пути восхождения к добру, преобразив своих героев. Так простая история мошенничества при закупке крепостных рабов приобрела в глазах Гоголя широкий смысл, обобщающий весь социальный строй современной ему России.
Биографы. Во второй половине 1845 года резко ухудшается самочувствие Гоголя, силы которого подорваны напряженным и, как ему показалось, недостаточно эффективным трудом. Второй том, над которым он бесконечно работал, не мог удовлетворить писателя. Пытаясь просветлить своих героев, Гоголь изнемогал. Он думал, что положительные лица не даются ему из - за личного несовершенства. Положительные герои, так тщательно выписанные им, не хотели оживать, оставались образцовыми схемами – и только. Летом того же года он сжигает рукопись второго тома с тем, чтобы снова начать работу сначала. Но перед смертью он снова сжег почти готовый второй том, от которого до нас дошли лишь фрагменты.
Литературоведы. В 1847 году Гоголь издает книгу «Выбранные места из переписки с друзьями». Книга отразила мучительные душевные процессы, изнурявшие писателя, прежде всего сомнения в своем художественном творчестве, в действенности, учительной функции литературы. Эти сомнения поставили Гоголя на грань отречения от его прежних созданий, ибо они, в его глазах, не отвечали задачам прямой моральной дидактики. Он признавал «бесполезность всего, доселе … напечатанного», т. е. и «Ревизора», и «Мертвых душ», и «Шинели», и других шедевров. Обратившись к религии, Гоголь начал поучать своих соотечественников. Он конструирует идеальную программу выполнения своего долга всеми «сословиями», от крестьянина до царя. Это была утопия, но Гоголь понимал, что никакой общественный прогресс не будет прочным без морального воспитания и перевоспитания каждого, - и в этом была сильная сторона книги. В этой книге есть немало страниц, посвященных искусству, русской литературе, и они до сих пор поражают нас мудростью. Но тогда лишь немногие смогли оценить рациональное зерно книги Гоголя. Книга эта, вопреки его ожиданиям, Россию не потрясла и нравов не исправила. Выход «Выбранных мест …» навлек на автора настоящую критическую бурю. Но, несмотря на это, «Выбранные места из переписки с друзьями» являются важным и драматическим эпизодом истории русской общественной мысли.
Биографы. В 1848 году Гоголь окончательно возвращается на родину и продолжает работу над вторым томом «Мертвых душ». Труд продвигается вперед чрезвычайно медленно и стоит автору огромного напряжения нравственных и физических сил. Продолжая искать света, он все больше погружается во мрак. Он надрывался, желая понять ту страшную жизнь, против которой сражался в «Ревизоре» и во втором томе «Мертвых душ». Физические силы оставили его, и в 1852 году он умер в Москве.
Архивариусы. «Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова?.. Он умер. Потеря наша так жестока, так внезапна … . В то время, когда мы все могли надеяться, что он нарушит наконец свое долгое молчание …», - писал в те дни Иван Сергеевич Тургенев.
Биографы. Творчество Гоголя, как всякого великого писателя, не могло открыться современникам сразу, всеми своими сторонами, в том числе самым проницательным современникам. Не зная равных в сатире, Гоголь не раз до слез смешил читателей, наживал себе врагов из числа обиженных и нисколько не боялся их гнева - напротив, гордо провозглашал свой смех детищем светлой природы человека. Величайшая сила Гоголя в массовости его персонажей. С одной стороны, они необычны, определенны, рельефны, сшиты, говоря гоголевским языком, «на вечную носку». А с другой - все в них подвижно, текуче, повседневно, все «как у людей».
Литературоведы. Для Николая Васильевича Гоголя вопрос о том, нравственно ли показывать зло и где мера обличений, был одним из самых болезненных. Он поднял со дна человеческого бытия такие проблемы, увидел в современной ему жизни такие «страхи» и «ужасы», что почувствовалось просто необходимым немедленное вмешательство, прямые действия. «В четырех письмах к разным лицам по поводу «Мертвых душ» Гоголь писал: «Бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Однажды он признался: «И если я приобрел … любовь к людям не мечтательную, но существенную, так это …, оттого что всматривался я побольше во всякие мерзости».
Архивариусы. Мировое признание творчества Николая Васильевича Гоголя бесспорно. Этот русский писатель говорил о человеке горькую, грустную, смешную и часто страшную правду. Он понимал, что это неблагодарное занятие. В авторском отступлении в седьмой главе поэмы «Мертвые души» Гоголь признается: «… не таков удел и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца, дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи! Ему не собрать народных рукоплесканий. Сурово его поприще и горько почувствует он свое одиночество». К счастью, эти предсказания Гоголя не сбылись: он принадлежит к числу самых живых и любимых авторов, но тайна его личности и его творческого дарования все так же интригует каждое новое поколение читателей.
Категория: Учителю русского языка | Добавил: Anica (20 Мар 2012)
Просмотров: 946 | Теги: загадочный, «Самый, Русский, писатель…» | Рейтинг: 1.0/ 4 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
26 Апр 2024
19:56


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz