Тема: Глагол Цели урока: обучающая: обобщить знания о грамматических особенностях глагола, его роли в языке; повторить правописание безударных гласных. развивающая: развивать речь учащихся; умения сравнивать, сопоставлять и находить общее в частных лингвистических явлениях; обогащение и активизация словаря учащихся, развитие логического мышления и познавательного интереса; воспитывающая: умение выслушивать одноклассников, корректно вести дискуссию, воспитывать стремление к самообразованию.
Оборудование: для учителя – учебник, компьютер, схемы; для учащихся – учебник, тетради, карточки для учащихся
Ход урока:
1. Организационный момент. (2 минуты) Учитель: -Откройте тетради запишите сегодняшнее число. Запись числа, классной работы. «Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая…. кровь языка» А. Югов. (1 слайд) Постановка проблемного вопроса: почему произнесено «похвальное слово глаголу»? Мнения учащихся.
2. Актуализация знаний Учитель: Задача сегодняшнего урока – вспомнить то, что нам известно об этой части речи, её особенностях. А наш опрос пройдет в виде игры «Счастливый случай»
Какая часть речи называется глаголом? Что такое неопределённая форма глагола? На какие вопросы отвечает неопределённая форма глагола? Какие глаголы имеют суффикс л ? Как изменяются глаголы настоящего времени? Сколько времен есть у глагола? Каким членом предложения является глагол? На какой вопрос отвечают глаголы совершенного вида? На какой вопрос отвечают глаголы несовершенного вида? Какой частью речи является глагол – самостоятельной или служебной? Как изменяется глагол в прошедшем времени? Что обозначают глаголы? Глагол Действие предмета
Что делать? несовершенный вид Неопределенная форма Что сделать? совершенный вид
Единственное Множественное число число
Настоящее время Будущее время Прошедшее время Изменяется по родам В предложении является сказуемым
3. Чистописание подбежал въехать узнает - Мы напишем три буквы. Первая буква встречается в приставке глагола прошедшего времени и обозначает парный звонкий твёрдый согласный звук. Какая это буква? (Д) - В каком слове? (ПОДБЕЖАЛ) - Вторая буква находится в приставке глагола неопределённой формы. Какая это буква? (В) - В каком слове? (ВЪЕХАТЬ) - Третья буква – тоже в приставке, но глагола в будущем времени. Какая это буква? (У) - В каком слове? (УЗНАЕТ) (16 слайд) - Напишите шесть вариантов расположения данных букв. (ДВУ ДУВ ВДУ ВУД УВД УДВ) дву дув вдув уд увд удв делает водит уважает 4 Словарная работа. Впиши необходимые гласные, чтобы получились слова. Определите время. ПВЛСЬ (появились) ПРБВТ (прибывает) РЗРВЛСЬ (разорвалась) РЗДТС (раздаётся) НЧЛС (начался) НПРТ (напирают) КРШТС (крошатся) КРЖТС (кружатся) Что объединяет данные слова ? На какие две группы их можно разделить? 5. Работа по теме урока А) Коллективная работа. ( у доски) А). Уровень1 Записать глаголы в 3 столбика. Н. в. П. в. Б.в. Потеплело, взял, будут кататься, увидит, катит, упал, стоит, блестит, скатился, повеселились. Уровень 2 Образовать формы глаголов Неопределенная форма Настоящее время Прошедшее время Будущее время Дуть Плакать Писать Жить петь
У: Чему мы учились, выполняя это задание? У: С одним из этих глаголов в учебнике есть ребус, отгадайте его. У: Сделайте разбор предложения
6. Физминутка Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вдохните, Сядьте тихо, отдохните Всё в порядок приведите И писать, друзья, начните. - Какая часть речи чаще всего была использована в нашей физминутке? (глагол) 7) Работа по учебнику . Комментированное письмо. Стр. 76. упр 196
9. Развитие речи -Прочитай. Записать антонимические пары устойчивых сочетаний слов из разных столбиков. Подчеркните в них глаголы. В какой форме они стоят?
Лясы точить – Держать язык за зубами Держать ухо востро – Ворон считать Сидеть, сложа руки – Не покладая рук От рук отбиться – Держать в ежовых рукавицах. Кричать во всю ивановскую – Воды в рот набрать. На чужой шее сидеть – Своим горбом жить
11. Итог урока: -Что повторяли на уроке? - Какие особенности глаголов вспомнили? - Что вам показалось важным на уроке? - Над чем ещё надо поработать?