Тема урока: Повторение об имени прилагательном.(6 класс) Цели урока: 1) уточнить сведения о прилагательном как части речи, углубить представление о роли прилагательных в речи; 2) развивать речь учащихся, совершенствовать навыки работы в группах и парах; 3) способствовать воспитанию патриотизма и бережного отношения к культурному наследию народа. Тип урока: путешествие в Страну прилагательных Методы и приёмы: беседа, анализ, вывод, загадки, раскрашивание. Оборудование: интерактивная доска, карта путешествия, карточки с заданиями, раскраски. Ход урока: 1. Орг.момент. 2. Психологический настрой учащихся. Девиз урока: Если штурмуешь знания кручи, Выучи русский язык! Цели и задачи путешествия. Пожелания учащимся: - В добрый путь! 3. Остановка в водах Теоретического океана. - Итак, отважные мореплаватели, первую остановку мы делаем в водах Теоретического океана, и мы сможем двинуться дальше, если ответим на вопросы: - Какая часть речи называется именем прилагательным? - На какие вопросы отвечают имена прилагательные? - Каким членом предложения чаще всего они являются? - Как связаны имена прилагательные – определения с определяемым словом? - Что вы знаете о сочетаемости слов? Выписка из словаря: «Слова в предложении связаны друг с другом грамматически и по смыслу. Грамматические связи обеспечивают грамматическую правильность речи. Примеры грамматических связей: согласование прилагательного – определения с определяемым существительным в роде, числе и падеже…» Работа с текстом для наблюдения за прилагательными. Вначале текст читается без имён прилагательных, затем – авторский текст. Летний вечер. Поднебесная синь становится всё незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо – каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах. Беседа по вопросам: - За счёт чего создаётся такая яркая, образная картина, которую легко себе представить? - Зачем нужны прилагательные? Нельзя ли обойтись без них? Вывод: текст без прилагательных беден и невыразителен. 4.Второй пункт нашего назначения – «Остров живописцев». Творческое задание в форме конкурса – раскраски ( Упр.342): прочитайте текст, нарисуйте картину к тексту. - Какими красками вы бы нарисовали картину? (Учащиеся защищают свои работы и прикрепляют их к доске). 5.Теперь наш путь лежит в Порт исторический. (воспитательный момент). Текст записан на интерактивной доске: Задолго до зарождения Тюркского каганата на территории современного Казахстана жили древние племена саков. В 70-х годах XX века всемирной археологической сенсацией стала находка останков Золотого человека – сакского вождя, погребённого под курганом Иссык. Вся боевая экипировка вождя саков являет собой уникальное произведение изобразительного искусства саков – она буквально испещрена символическими изображениями животных, птиц, растений. Пышность и богатство золотой одежды отражают главное её назначение – возвышение личности вождя. - Что обозначают прилагательные, на что указывают? - Какие прилагательные различают по значению и по форме? Выпишите прилагательные по разрядам. (задание выполняется по рядам). 6.На пути нашего следования – Остров правописания. Работа проводится в группах по карточкам: подобрать к прилагательным проверочные слова.
7.Следующий пункт назначения – Город кратких прилагательных. - Отгадайте загадки. Найдите краткие прилагательные.
1. Низок да колюч, Свеж, да не пахуч. Ягоду сорвёшь – Всю руку обдерёшь. (крыжовник). 2.Кругл, а не мяч, Вкусен и горяч, Руки обжигает, Во рту так и тает. (калач) 3.Я проворна и хитра, Убегаю от врага. (лиса) 4.Сижу на дереве. Кругла, как мяч, Красна, как кровь, Сладка, как мёд. (вишня) 5.Лежит между грядок, Зелен и гладок. (огурец)
8. С Острова правописания отправляемся в Порт потерянных слов, выполняем упражнения – загадки «Признаки есть, а где слово?»: - К каким словам относятся группы прилагательных? (качества характера, дарование ( о певце), внешний вид, известность ( о писателе), ценность ( о подарке). Привлекательный, симпатичный, приятный; Знаменитый, выдающийся; Талантливый, даровитый; Славный, справедливый, самобытный; Бесценный, оригинальный, редкий. 9. Город антонимов (упр.345) - К данным словосочетаниям подберите антонимы. Громкий голос – тихий голос, Здоровый ребёнок – больной ребёнок, Сильный человек – слабый человек и т.д. 10.Двигаемся дальше, на нашем пути Резиденция склонения прилагательных. Работа проводится в парах, участники пары предлагают друг другу словосочетание, которое нужно просклонять. Проверка проводится обменом тетрадей. 11. Рефлексия. - Наше путешествие подошло к концу. Какова была цель нашего путешествия? Какие пункты назначения мы посетили? На какой станции вам понравилось больше всего? 12. Домашнее задание: п.47., Упр.343 стр. 128